Су-30СМ. Чрезмерно дорогой для Белоруссии
06.12.2019 5 376 0 +120 Bubandis

Су-30СМ. Чрезмерно дорогой для Белоруссии

---
+120
В закладки
Су-30СМ. Чрезмерно дорогой для Белоруссии Су30СМ, Беларусь, такой, самолет, истребителей, машины, МиГ29, машин, имеет, поколения, истребители, крайней, стоит, машина, вообще, почти, составляет, страна, долларов, пятого

Республика на перепутье

Ситуация вокруг Военно-воздушных сил и войск ПВО Республики Беларусь в целом чрезвычайно похожа на ту, которую мы видим на примере других постсоветских стран, в частности, Украины. Среди патриотов и националистов (по крайней мере, украинских) популярен тезис о том, что «самое лучшее Россия забрала себе». Но он лишь демонстрирует полнейшее непонимание сути вопроса. Той же Украине после развала СССР досталось 19 стратегических бомбардировщиков Ту-160 из 35 построенных машин, включавшего восемь прототипов.

Даже если бы экономика «цвела», совершенно очевидно, что страна бы просто не смогла их содержать в боеспособном виде. В свою очередь, Беларусь унаследовала от СССР крупный парк Су-27: дорогих и избыточных для небольшого государства. Сейчас РБ их уже не эксплуатирует. Зато есть несколько десятков МиГ-29, которые и составляют основу белорусских ВВС. В настоящий момент их модернизируют до уровня МиГ-29БМ: такой самолет (по крайней мере, на бумаге) может применять старое советское управляемое оружие класса «воздух-поверхность», в частности, ракеты Х-29 и Х-25. В целом, получилось нечто среднее между четвертым поколением и поколением четыре с плюсом (просим прощения за такой каламбур). Но главный минус «МиГов» в их текущем виде — ресурс. Советские машины вообще никогда этим не славились. Сейчас старые истребители нужно на что-то менять.

Су-30СМ. Чрезмерно дорогой для Белоруссии Су30СМ, Беларусь, такой, самолет, истребителей, машины, МиГ29, машин, имеет, поколения, истребители, крайней, стоит, машина, вообще, почти, составляет, страна, долларов, пятого

Первые поставки

18 августа текущего года блог Центра анализа стратегий и технологий bmpd показал первые истребители Су-30СМ для Республики Беларусь. «На состоявшихся 17 августа 2019 года в Иркутске мероприятиях по поводу 85-летия Иркутского авиационного завода (ИАЗ, филиал ПАО «Корпорация «Иркут») на территории предприятия были замечены два первых истребителя Су-30СМ, построенных для ВВС и ПВО Белоруссии», — писал блог. На фото можно было увидеть Су-30СМ с бортовым номером «01 красный» (предположительный заводской номер 10МК5 1607), а также самолет с заводским номером 10МК5 1608. Покрашены машины были одинаково: несколько аляповатый сине-серо-белый камуфляж. С другой стороны, после сердюковских серо-голубых истребителей такой даже такой квазисоветский стиль смотрится неплохо. Своего рода «ретро».

13 ноября текущего года «Интерфакс» сообщил, что первая партия российских истребителей Су-30СМ поступила в Республику Беларусь. «Первая пара боевых истребителей Су-30СМ из запланированных двенадцати прибыла в Белоруссию», — заявили тогда в военном ведомстве РБ. Напомним, что еще летом 2017 года Россия и Белоруссия договорились о поставке четырех новых «Сушек»: всего же РБ должна получить двенадцать таких машин. Поставки планируют выполнить за три года.

«МиГи» против «Су»

Пожалуй, стоит сказать о том, что же собой предоставляют новые машины. Формально Су-30СМ — один из самых новых российских истребителей, он совершил первый полет в 2012 году. На практике же речь идет о русифицированной версии российско-индийского (прежде всего, конечно, российского) Су-30МКИ, впервые взлетевшего еще в 1997 году. Для своего времени машина была более чем удачная, что и подтверждает почти невероятное по современным меркам число поставленных в Индию машин: сейчас страна эксплуатирует около 250 таких самолетов. Для сравнения, за все время «Сухой» поставил зарубежным заказчикам лишь 24 самолета Су-35С: их купил Китай ради двигателя АЛ-41Ф1С. А Су-57 пятого поколения пока что не заказала вообще ни одна другая страна мира.

Напомним также, что в конце 90-х ни у кого не было пятого поколения, как не было на вооружении Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale поколения 4++. Поэтому машина с хорошим боевым радиусом, высокой маневренностью и РЛС Н011 Барс с пассивной фазированной антенной решеткой смотрелась действительно хорошо.

Но, стоит повториться, это было тогда. На сегодняшний день Су-30СМ/МКИ уже сложно назвать современным, что и демонстрирует ограниченный интерес к нему со стороны сильных и богатых стран мира. В знаменитый индийский тендер MMRCA самолет не попал вообще, хотя там не было истребителей пятого поколения и конкурентами России были знакомые «Тайфун», «Рафаль», «Грипен», а также американские F-16 и F-18.

Су-30СМ. Чрезмерно дорогой для Белоруссии Су30СМ, Беларусь, такой, самолет, истребителей, машины, МиГ29, машин, имеет, поколения, истребители, крайней, стоит, машина, вообще, почти, составляет, страна, долларов, пятого

В случае с РБ главной альтернативой «Сухим» почти всегда видели новые МиГ-29. Особенно если учесть, что его развитие в лице МиГ-35 имеет передовую по российским меркам бортовую электронику, в частности — БРЛС с активной фазированной антенной решеткой. Чего у Су-30СМ (по крайней мере, пока что) нет. Впрочем, 35-й имеет свои недостатки и это, вероятно, в Белоруссии тоже понимают очень хорошо.

Однако даже с учетом этого далеко не белорусы оказались готовы принять Су-30 в качестве основного истребителя. Пожалуй, ярче всех высказалась белорусская независимая общественно-политическая газета «Свободные новости. СНплюс» в недавнем материале «Су-30 СМ: считаем деньги и задаем вопросы». Автор сделал акцент не на моральном устаревании машины, а на там, что такой самолет чрезмерно дорог в эксплуатации. При этом он проводит параллель даже не с советскими «МиГами», а с западными машинами.

«Дело в том, что советские/российские авиационные двигатели традиционно уступают западным не только по топливной эффективности, но и по межремонтному и назначенному ресурсу. ВВС Польши параллельно эксплуатируют советские двухдвигательные истребители МиГ-29 и американские однодвигательные F-16. Предполагается, что американский истребитель отлетает все 35 лет с тем же двигателем, который был на нем изначально и установлен. С МиГ-29, к сожалению, так не получается: за тот же период придется заменить восемь двигателей», — пишет «Снплюс».

Су-30СМ. Чрезмерно дорогой для Белоруссии Су30СМ, Беларусь, такой, самолет, истребителей, машины, МиГ29, машин, имеет, поколения, истребители, крайней, стоит, машина, вообще, почти, составляет, страна, долларов, пятого

Если же говорить конкретно про истребитель Су-30СМ, то, по мнению автора, Андрея Поротникова, одна такая машина за жизненный цикл «съест» шесть двигателей АЛ-31ФП. Сюда стоит добавить высокую цену самой машины: если модернизированный МиГ-29 (но не МиГ-35!) при всех своих минусах относительно дешев, то озвученная ранее в открытых источниках цена Су-30МКИ составляет 80 миллионов долларов. То есть, почти как у F-35A. «А теперь суммируем цену машин, поддержание их годности к эксплуатации и модернизацию. Получаем сумму от 185 до 210 миллионов долларов на каждую (!) машину в следующие 35 лет. А на эскадрилью, соответственно, от 2,22 миллиарда до 2,52 миллиарда долларов. Сумма немалая», — добавляет автор.

Су-30СМ. Чрезмерно дорогой для Белоруссии Су30СМ, Беларусь, такой, самолет, истребителей, машины, МиГ29, машин, имеет, поколения, истребители, крайней, стоит, машина, вообще, почти, составляет, страна, долларов, пятого

Сложно сказать, насколько конкретно эти подсчеты верны, но здравое зерно в этих рассуждениях имеет место. Как и в тезисе о том, что «сушки» обладают избыточным для Республики Беларусь боевым радиусом. Не нужно забывать, что протяженность страны с севера на юг составляет 560 километров, а с запада на восток — 650. В то же время у истребителя Су-30СМ практическая дальность составляет 3000 километров, а боевой радиус — примерно 1500.

Что по итогу? Нужно понимать, что все имеет свой срок. Если раньше Су-30 можно было назвать относительно современной машиной, то сейчас это уже не совсем так. При этом самолет довольно дорогой: как в номинальном отношении, так и в плане эксплуатационных расходов. В этой связи белорусские эксперты совершено правы, когда говорят, что их стране лучше бы подошли «МиГи» новой постройки или, скажем шведские Saab JAS 39 Gripen, несмотря на их ограниченные боевые возможности. В конце концов, вряд ли Беларусь будет воевать с кем-то из своих соседей.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]