Я не куплю iPhone? Меня будут прослушивать? Разбираем закон про российский софт на смартфонах
---
21 ноября Госдума в третьем и окончательном чтении приняла так называемый «закон против Apple». Закон обязывает устанавливать российское ПО на смартфоны, компьютеры, умные телевизоры и другие устройства. Мы попытались разобраться, кому выгоден закон, и почему он не так страшен для конечного пользователя.
Закон приняли скоро: меньше чем за три недели он успел пролететь все три чтения, а значит, что он вступит в силу уже с 1 июля 2020 года. При этом, как водится, ряд моментов остается неизвестен: какие именно устройства подпадают под закон (это определит позже Правительство РФ) и какой именно софт там должен стоять. Но известен штраф за невыполнение закона: до 200 000 рублей.
Закон был встречен с недовольством. После первого чтения закона, 11 ноября, несколько российских ассоциаций составили письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину с требованием провести парламентские слушания по поводу законопроекта. Письмо написали руководители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Главные требования в письме: проконсультироваться с профессиональным сообществом перед тем, как принимать закон, а также пояснить, кто же будет нести ответственность за нарушение закона — продавец или производитель.
«Ведомости» цитировали отрывок письма, в котором представители бизнеса утверждали, что закон «окажет значительное негативное влияние как на российский рынок электротехники и программного обеспечения, так и на экономику страны в целом». В противовес высказался президент Владимир Путин, который заверил, что будет найден баланс между интересами безопасности и интересами бизнеса, а Россия — заинтересована в притоке и сохранении иностранных инвестиций и иностранных технологий.
«Канобу» попытался выяснить, как относятся к закону продавцы техники сейчас — после оглашения третьего чтения. Объединенная компания «М.Видео» и «Эльдорадо» на все вопросы ответила общей тревогой: «Мы чрезвычайно обеспокоены стремительным принятием законопроекта без консультаций с теми, кто будет нести ответственность за его соблюдение. Непродуманные правила предустановки могут повлечь существенные изменения струткуры рынка, ограничения для россиян в ассортименте и современных технологиях и недовольство обычных пользователей. Важно, чтобы при разработке правил предустановки ПО были учтены текущие технические и экономические реалии российского рынка», — сообщение пресс-службы. Российско-китайский ритейлер AliExpress Russia и Ozon отказались от комментариев.
Дмитрий Медведев — один из давних пользователей продукции Apple в российской политике. На фото с iPhone X.
Apple против закона «против Apple»
Так или иначе, во время обсуждения закона стало известно, что компания Apple якобы уйдет с российского рынка, если закон будет принят в любом виде, так как компания не будет предустанавливать сторонние приложения на свои устройства. То, что американская компания является основной целью закона, сообщало издание The Bell. Отсюда и возникло обозначение «закон против Apple», которое активно стали использовать в СМИ.
В Госдуме отреагировали, заявив, что это «смешно», так как в истории страны уже были подобные примеры — в частности, отмена предустановки сервисов Google на смартфонах Android, которой потребовала Федеральная антимонопольная служба. Тем более Россия находится в тройке лидеров по использованию сервиса Apple Pay. «Apple никогда не отдаст рынок конкурирующим платежным сервисам. Это все дешевый шантаж», — говорил депутат Госдумы от «Единой России», член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
Уже после принятия закона источник, знакомый с позицией Apple, уже более осторожно выразил позицию. Издание цитирует: «Сейчас есть надежда, что рабочая группа будет учитывать интересы бизнеса. И хотя Apple довольно настороженно относится к этой инициативе, прецеденты, когда компания выпускает продукт для конкретного рынка есть. Например, в ОАЭ есть iPhone без возможности позвонить по Facetime, в Китае есть iPhone c двумя сим-картами — это все примеры того, как компания находит возможность соответствовать законодательству страны, в которой хочет вести бизнес». Кроме того, напоминает источник, в России есть прецеденты, когда закон принят, но технически не может быть исполнен — например, «закон Яровой».
И действительно: заявления о том, что Apple не будет подстраиваться под конкретный рынок, сильно преувеличены, ведь компания это уже делает из года в год. Например, в Японии в iPhone 7 был специальный софт для японской транспортной системы и чип NFC для оплаты. В Китае у iPhone стоит поиск Baidu. И даже в России смартфоны компании давно начали использовать систему навигации ГЛОНАСС.
В том, что Apple не пропадет с российского рынка уверены и давние пользователи. Во-первых, «даже если Apple уйдет с рынка, то серый импорт останется и будет составлять львиную долю», рассказал «Канобу» Илья Овчаренко, продюсер Wylsacom Media. Он добавляет: «Apple может заявить все, что угодно, но при этом предустановить на смартфон условный Яндекс.Браузер, я думаю, возможно путем переговоров». Овчаренко резюмирует, что Россия без техники Apple не останется, вопрос лишь в том, как мы ее будем приобретать.
Apple Shop — один из главных магазинов с девайсами компании, находится в московском ЦУМ.
Кому выгоден закон, и как он коснется покупателей
Цели закона — скорее коммерческие, нежели политические. То есть вряд ли идет речь о том, что в реестр обязательных приложений для предустановки будут добавлены условные «программы для прослушки». Юрий Синодов, основатель издания Roem.ru, поясняет: «Чтобы явно ставить приложения для прослушки, — что это за приложения, и зачем они? — надо очень сильно с головой не дружить. Основа любой оперативной работы — ее непубличность, известные установленные на телефоне приложения с этой точки зрения выглядят непрофессионально». Синодов считает, что в конечном счете все будут действовать в рамках закона, «в том числе и Apple, у которого отчетность по продажам устройств весьма так себе, чтобы еще и в России громко хлопать дверью».
Установка приложений на Android не представляет сколько-то существенных трудностей. Apple тоже вполне спокойно дистрибутировала YouTube и Google Maps, когда считала это нужным. Думаю, что добавление в «чистую установку» предустановленных приложений из числа тех, что есть в сторах, не должно вызывать никаких технических трудностей. Также Apple сейчас спокойно дает возможность добавить в систему Facebook и Twitter-аккаунты, но почему-то не дает добавить аккаунты «ВКонтакте», например.
Пока что неизвестно, какой именно софт попадет в список необходимого. Синодов считает, что на телефонах это могут быть «Госуслуги» и что-то информационное — РИА «Новости» или ТАСС, например. На Smart TV будет что-то для распространения ТВ-каналов и какие-то российские кинотеатры. Однако, он сомневается, что речь идет про предустановку поиска «Яндекса» — такой задачи, как ему кажется, нет. Скорее это попытка добавить государственные медиа на все устройства, а также придать популярности цифровым государственным услугам и снизить бюджетные расходы на них.
С ним несогласен мобильный аналитик Эльдар Муртазин, который напротив считает, что причиной законопроекта стал «Яндекс». «Бенефициаром и лоббистом выступает „Яндекс“, при этом по формальным признакам он даже не является российским софтом. Если посмотреть в App Store или Google Play, то как правило приложения зарегистрированы на их швейцарскую дочку, а вообще компания нидерландская», — рассказал Муртазин «Канобу». Он поделился, что сейчас «Яндекс» платит от 30 до 60 рублей за предустановку одной программы на один смартфон Android. Закон же сделает эту процедуру бесплатной для компании. При этом он считает, что Apple не станет предустанавливать что-то для российского рынка, потому что в таком случае другие страны захотят ровно того же, то есть бесплатно ставить свои программы. «Технического регламента сегодня нет, нет понимания какой софт и как будут ставить. В том виде, в котором эта история обсуждается сейчас, она не жизнеспособна. Будет очень много вариантов, по которым постараются прийти к компромиссу», — дополняет Муртазин.
«Необходимо понимать, что изменения в любом случае будут внесены в положения закона „О защите прав потребителей“, которые регулируют требования к качеству товара. Безусловно, по умолчанию продавец и производитель обязаны продавать товар надлежащего качества, с другой стороны, предъявление претензий относительно качества товара остается полностью в руках покупателя. Устранение недостатков, при этом, в случае с установкой российского ПО — предельно простая задача, которая легко может быть выполнена конечным продавцом непосредственно в момент реализации смартфона или после обращения покупателя», — объясняет «Канобу» суть закона Антон Ендресяк, старший юрист компании Claims. Например, если покупатель приобретает смартфон и не находит там нужной программы, то он может обратиться к продавцу, чтобы тот добавил недостающие программы. Закон не предполагает запрета продавать некачественный товар, лишь накладывает штрафы по результатам жалобы покупателя. То есть в теории та же Apple может спокойно поставлять телефоны в том виде, в котором поставляет сейчас, а уже продавцы будут устанавливать необходимый софт.
Источник: nig.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]