«Белый лебедь» — лучший стратегический ракетоносец в мире
03.12.2019 3 181 0 +115 Fesius

«Белый лебедь» — лучший стратегический ракетоносец в мире

---
+115
В закладки
Так уж случается в России, что в ответ на попытку наших «заклятых друзей» создать какой-либо смертоносный вид вооружения, направленный против нас, мы, в свою очередь, изобретаем свой «ответ Чемберлену», который оказывается лучше, чем у наших оппонентов. Так произошло и со сверхзвуковым бомбардировщиком Ту-160. Прозванный российскими летчиками за свою красоту и изящность обводов «Белым лебедем», он получил за рубежом наименование Blackjack — комбинация в карточной игре, набрав которую, игрок получает весь выигрыш.

«Белый лебедь» — лучший стратегический ракетоносец в мире Ту160, бомбардировщиков, самолета, части, России, самолеты, стратегических, сентября, самый, бортовым, нового, самолет, Прилуках, «Александр, номером, размещается, вооружения, система, бомбардировщика, самолетов

Догнать и перегнать!

Решение приступить к разработке нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика было принято в СССР в 1974 году — после того как из США поступила информация о том, что Пентагон начал финансирование проекта создания стратегического ракетоносца В-1. Самолет, схожий по характеристикам с американским, поручили создать прославленному ОКБ А. Н. Туполева.

Уже в 1976 году был готов эскизный проект, а на следующий год — полноразмерный макет самолета. Он был одобрен заказчиком, и в том же 1977 году первые три опытные образца начали изготовлять в Москве в цехах ММЗ «Опыт». Но кроме москвичей, в создании Ту-160 приняли участие авиазаводы в Казани, Новосибирске, Воронеже и Горьком.

Первый полет прототип нового сверхзвукового бомбардировщика совершил 18 декабря 1981 года. Еще до завершения полного цикла государственных испытаний первые два самолета Ту-160 поступили в 184-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк, базировавшийся в Прилуках (Черниговская область тогдашней УССР). Летчики заканчивали программу испытаний и проводили учебные стрельбы крылатыми ракетами Х-55. В ходе освоения новой боевой техники было установлено 44 мировых рекорда.

Всего к началу 90-х годов прошлого века было построено 34 самолета Ту-160. Из них, 19 машин отправили в 184-й ГвТБАП в Прилуки.

«Белый лебедь» — лучший стратегический ракетоносец в мире Ту160, бомбардировщиков, самолета, части, России, самолеты, стратегических, сентября, самый, бортовым, нового, самолет, Прилуках, «Александр, номером, размещается, вооружения, система, бомбардировщика, самолетов

По всему земному шару

Первый публичный показ нового самолета состоялся 20 августа 1989 года во время празднования Дня авиации. Тогда Ту-160 прошел на малой высоте над Тушинским аэродромом. Еще одна публичная демонстрация Ту-160 была проведена 28 июля 1996 года в Санкт-Петербурге на параде, посвященном 300-летию Российского флота. Самолет подполковника Алексея Серебрякова с эскортом четверки МиГ-29 из пилотажной группы «Стрижи» прошел с большой скоростью на высоте около 50 м над Невой.

Новые самолеты с самого начала стали совершать дальние перелеты, чтобы, как говорилось в таких случаях, «людей посмотреть и себя показать». Самый дальний перелет был совершен через Северный полюс к побережью Канады, продолжался он 12 часов 50 минут.

Первая встреча в воздухе Ту-160 с самолетами стран НАТО произошла в мае 1991 года над Норвежским морем. Истребители F-16A 331-й эскадрильи ВВС Норвегии перехватили и некоторое время сопровождали пару советских бомбардировщиков.

«Белый лебедь» — лучший стратегический ракетоносец в мире Ту160, бомбардировщиков, самолета, части, России, самолеты, стратегических, сентября, самый, бортовым, нового, самолет, Прилуках, «Александр, номером, размещается, вооружения, система, бомбардировщика, самолетов

Спасенные от гибели

Распад СССР чуть было не загубил эти уникальные машины. На территории Украины осталось 19 бомбардировщиков Ту-160. Россия фактически осталась без новых стратегических бомбардировщиков. Это вынудило ее продолжить выпуск столь дорогостоящих самолетов.

Из Прилук в Саратовскую область начали переводиться многие летчики и инженерно-технический состав 184-го ГвТБАП, которые отказались принимать украинскую присягу и выразили желание продолжить службу в армии РФ. Судьбу оставшихся в Прилуках Ту-160 не раз пытались решить на переговорах. После распада СССР Россия предложила Украине приобрести бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. С 1993 года этот вопрос поднимался более 20 раз, но все упиралось в размеры компенсации. Украинская сторона оценила каждый из имевшихся самолетов в 75 миллионов долларов. Москва неоднократно пыталась сбить цену, но Киев стоял на своем. Одновременно усиливалось давление госдепартамента США, требовавшего от Украины соблюдения договора СНВ-2, согласно которому СССР должен был избавиться от стратегических бомбардировщиков до 4 декабря 2001 года.

В 1998 году началась ликвидация украинских Ту-160, так беспокоивших военных США. 16 ноября 1998 года в присутствии американских сенаторов Лугара и Левина торжественно разрезали на части первый украинский Ту-160 с бортовым номером «24». Вторым был уничтожен самолет с бортовым номером «14». Этот Ту-160, выпущенный в 1991 году, не налетал и 100 часов.

А за месяц до этого, в октябре того же года, в российских СМИ появилась обнадеживающая новость о том, что, наконец, между двумя странами достигнута договоренность о передаче России восьми украинских бомбардировщиков Ту-160 и трех Ту-95МС в счет долгов за поставленный газ. 6 ноября 1999 года Ту-160 с бортовым номером «10», взлетев в Прилуках, приземлился на российской авиабазе в Энгельсе. Так началась передача Украиной российскому авиаполку стратегических бомбардировщиков, в составе которого до этого числились всего шесть серийных Ту-160 (из них в тот момент реально пять машин могли считаться в строю). До конца января 2000 года все подлежащие передаче России самолеты перелетели в Энгельс. Вместе с самолетами Украина передала крылатые ракеты, доставка которых в Россию велась по железной дороге. Общая стоимость полученных самолетов оценивалась примерно в 285 миллионов долларов.

Каждому Ту-160 присваивались собственные имена, которые наносились по обоим бортам носовой части фюзеляжа. Так, появились самолеты с именами «Илья Муромец», «Михаил Громов», «Василий Решетников», «Иван Ярыгин», «Александр Голованов», «Александр Молодчий», «Василий Сенько», «Александр Новиков». На начало 2013 года в составе ВВС России было 16 самолетов Ту-160.

10 сентября 2008 года два бомбардировщика совершили перелет из Энгельса до авиабазы Либертадор в Венесуэле, используя в качестве аэродрома подскока военный аэродром в Мурманской области. 18 сентября они вылетели из Венесуэлы, над Норвежским морем ночью дозаправились от самолета-заправщика Ил-86 и 19 сентября приземлились в Энгельсе, тем самым установив рекорд дальности полета на Ту-160.

В июне 2010 года самолеты Ту-160 пролетели почти 18 тысяч километров, выполнив две дозаправки и пробыв в воздухе в общей сложности 23 часа.

Как он устроен

Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана, при котором неподвижная часть крыла неразъемная и составляет с фюзеляжем единое целое, с крылом изменяемой стреловидности и трехопорным шасси, цельноповоротными стабилизатором и килем. При изготовлении самолета использованы алюминиевые и титановые сплавы, композиционные материалы и стеклопластик.

В носовой части установлена антенна РЛС в радиопрозрачном обтекателе, за которым следует негерметичный отсек радиооборудования. Центральная часть самолета включает в себя собственно фюзеляж с кабиной экипажа и двумя отсеками вооружения. Кабина представляет собой единый гермоотсек, в котором, помимо рабочих мест экипажа, размещается различное электронное оборудование самолета.

В двух внутрифюзеляжных отсеках размещается двенадцать ракет Х-55СМ на двух пусковых установках барабанного типа или 24 аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 на четырех пусковых установках. Бомбовое вооружение Ту-160 предназначено для поражения уцелевших после ракетного удара целей, размещается в отсеках вооружения и может включать свободнопадающие и корректируемые бомбы калибром до 1500 кг в обычном и ядерном снаряжении, разовые бомбовые кассеты, морские мины и другое вооружение.

Четыре турбореактивных двигателя НК-32 установлены попарно в мотогондолах в нижней части фюзеляжа и снабжены противопожарными перегородками.

На самолете установлена электродистанционная автоматическая бортовая система управления с четырехкратным резервированием и дублированием механической проводкой. Управление самолетом сдвоенное, установлены не штурвалы, как принято на тяжелых машинах, а ручки (РУС). Навигационная система двухканальная астроинерциальная — К-042К. Прицельно-навигационный комплекс «Обзор-К» включает в себя РЛС переднего обзора и оптико-телевизионный прицел ОПБ-15Р. Бортовой комплекс обороны «Байкал» имеет средства радиотехнического и ИК обнаружения угрозы, системы радиопротиводействия и отстреливаемые патроны-ловушки. Для работы с ракетным вооружением используется отдельная система (СУРО).

Ту-160 — самый крупный и самый мощный сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла в истории военной авиации. Он самый тяжелый боевой самолет в мире, имеющий наибольший среди бомбардировщиков максимальный взлетный вес.

До 2020 года планируется пополнить авиачасти новыми типами стратегических бомбардировщиков Ту-16-М, оснащенными новыми гиперзвуковыми крылатыми ракетами Х-90.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]