Сломанная судьба Лилианы Алешниковой: Как любопытство журналистов ускорило уход забытой кинозвезды
---
В 1960-х гг. она была одной из самых красивых советских актрис, но ее творческая судьба сложилась не очень успешно – в ее фильмографии было всего около 20 работ. В последний раз она появилась на экранах в середине 1980-х гг. в фильме «Инопланетянка». Ее красота действительно была какой-то неземной, а сама она словно родилась не в свое время. Последние 20 лет ее жизни прошли в полном забвении, а когда о ней наконец вспомнили, это имело фатальные последствия…
Лилиана Алешникова родилась в 1935 г. в Москве в семье артистов – ее мать была артисткой балета, а отец – актером. Правда, Петр Березов оставил семью еще до рождения дочери, и своим родным отцом она называла отчима – инженера Лазаря Алешникова, который ее воспитал и дал ей свою фамилию. Мать Лилианы, Элеонора Бендак, танцевала в кордебалете Большого театра, но после рождения дочери оставила сцену, а позже стала преподавать в балетном училище, и одной из ее учениц была Майя Плисецкая.
Лилиана Алешникова в фильме *Они были первыми*, 1956
Лилиана еще в юности решила стать актрисой. Сначала она попыталась поступить во ВГИК, но Тамара Макарова вынесла ей неутешительный вердикт: «Деточка, ты никогда не будешь сниматься в кино!». Но в Щукинское училище ее приняли, и сниматься в кино она начала еще во время учебы. Свои первые роли 21-летняя актриса сыграла в фильмах, темы которых были продиктованы временем – о комсомольцах, революционерах и об освоении целины. А популярность ей принесли характерные роли в комедиях 1960-х гг. «Взрослые дети», «Штрафной удар» и «Разбудите Мухина!»
Кадр из фильма *Солнце светит всем*, 1959
Александр Демьяненко и Лилиана Алешникова в фильме *Взрослые дети* 1961
В семейной комедии «Взрослые дети», которая пользовалась большим успехом у зрителей и заняла 7-е место в прокате в 1962 г., Лилиана Алешникова и Александр Демьяненко (будущий Шурик) сыграли молодоженов. А в «Штрафном ударе» ее партнером по съемочной площадке стал Михаил Пуговкин. И если у Демьяненко и Пуговкина кинокарьера после этого пошла на взлет, то у Алешниковой все складывалось не так успешно.
Михаил Пуговкин и Лилиана Алешникова в фильме *Штрафной удар*, 1963
Хотя кинокритики высоко оценили комедийный талант Алешниковой, некоторые из них считали, что именно эти роли погубили ее актерскую карьеру – после этого режиссеры больше не видели ее в серьезном драматическом амплуа. В последующие годы заметных работ в ее фильмографии практически не было.
Кадр из фильма *Штрафной удар*, 1963
Многие коллеги завидовали Алешниковой – ведь ее мужем был режиссер! С Яковом Сегелем она познакомилась на съемках одного из своих первых фильмов, с символичным названием «Это начиналось так…». Он был связан с миром кино с самого детства – в 12 лет он сыграл Роберта в первой советской экранизации романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». В 1960 г. Алешникова стала женой режиссера, у пары родился сын Александр.
Яков Сегель в фильме *Дети капитана Гранта*, 1936
Лилиана лихо водила машину, и однажды это спасло жизнь ее мужа. На съемках фильма «Серая болезнь» режиссера и директора фильма сбил грузовик на обочине проселочной дороги. Директор погиб на месте, а Якова Сегеля, едва живого, Алешникова отвезла в Москву. Она летела на бешеной скорости, не обращая внимания на светофоры. По дороге ее пытались остановить сотрудники ГАИ, но догнали ее только возле больничных ворот. Узнав, в чем дело, они помогли ей отнести мужа в больницу. Поначалу даже врачи не верили в то, что его удастся спасти – у него было 22 перелома, трещина в основании черепа и смещение позвонков. Он долго пролежал в коме, но врачи института Склифосовского вернули его к жизни. Период восстановления длился 2 года, Якову Сегелю пришлось заново учиться ходить, но бывший фронтовик и слышать не хотел о том, чтобы ходить с палочкой. А спустя какое-то время даже прыгал с парашютом.
Лилиана Алешникова и ее муж, Яков Сегель
Хотя актриса часто играла в картинах мужа, большой популярностью эти работы не пользовались. В 1970-х гг. Яков Сегель снимал мало, и зрители начали ее забывать. Только в середине 1980-х гг. Лилиана Алешникова вновь появилась на экранах в главной роли – холодной и бесчувственной инопланетянки О, которая прилетела на Землю с целью вернуть на свою планету изобретателя Блинкова. Его любовь пробуждает в ней новые чувства и эмоции, но ей приходится смириться с тем, что Блинков больше не сможет жить в другом мире, и она возвращается на свою планету в одиночестве. Роль в фильме «Инопланетянка» стала последней в недолгой кинокарьере Алешниковой и во многом была для нее пророческой.
Кадр из фильма *Капля в море*, 1973
В изменившемся мире, в эпоху перестройки актриса не смогла найти своего места. Она словно и вправду была с другой планеты – так же, как и ее муж Яков Сегель. В новое время он не смог реализоваться как режиссер и тоже остался без работы. Их сын Александр так говорил об отце: «Он был человеком без полутонов – либо белое, либо черное, немного плакатный герой – и выбирал солнечную сторону жизни. Но после двух контузий, полученных на войне и в той страшной аварии, у него чаще случались вспышки гнева. В такие моменты он, по-моему, даже увеличивался в объеме. Раз, уже семидесятилетним, пришел из магазина с царапиной на лбу. Объяснил маме, что какие-то мужики оскорбляли женщину, он вступился – и получил не только от наглецов, но и от дамы, которая бросилась оборонять обидчиков от своего же защитника».
Когда в 1995 г. Яков Сегель ушел из жизни, для Лилианы Алешниковой наступили самые тяжелые времена. Ее сын рассказывал: «Не снималась она уже давно. С папой жила материально хорошо и позволяла себе выбирать роли, а участвовать в чем-то, где не ощущала той искренности, как в оттепельном кино, не хотела. Был такой сериал «Опровержение» о колхозной жизни: играя там, мать едва не впала в депрессию. Последнюю свою картину отец снял в середине восьмидесятых – больше мастерам его поколения работы в кино не было. Закончилась она и у Алешниковой. Маму приглашали в кино даже в девяностые, уже через меня, когда стал оператором. Но она отказывалась: «Не с кем работать. Не потому что я какая-то особенная, просто не нахожу с режиссерами и актерами общего языка».
Лилиана Алешникова в фильме *Опровержение*, 1976
Просить для себя ролей актриса не умела. Иногда она посещала закрытые показы в Доме кино, но держалась там в стороне от всех – чтобы никто не подумал, что она пришла искать работу. Она жила одна, ездила на дачу, куда сын часто привозил ей внука. Александр говорил: «У мамы был один свет в окошке: Яша. Когда отца не стало, не жаловалась – не любила грузить других своими проблемами, но я чувствовал, как ей плохо».
Лилиана Алешникова в фильме *Инопланетянка*, 1984
Кадр из фильма *Инопланетянка*, 1984
Лилиане Алешниковой было уже за 70. Она давно не появлялась на публике и не собиралась напоминать о себе зрителям – не хотела, чтобы все видели ее постаревшей. В 2008 г. журналисты популярной передачи центрального телеканала решили снять сюжет о забытой звезде советского кино. Алешникова отказалась от съемок, но ее начали караулить возле подъезда, снимали скрытой камерой, брали интервью у соседей и продавщиц магазина по соседству. И в итоге выпустили скандальную передачу о том, что бывшая звезда пьет, живет в нищете и полном одиночестве. Когда она увидела это по телевизору, ей стало плохо – сердце не выдержало. Через 10 дней ее не стало. На тот момент ее сын был в командировке, а когда вернулся, уже не застал ее в живых.
Сын Лилианы Алешниковой и Якова Сегеля Александр стал кинооператором
Источник: showbiz.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]