Задержания украинских шпионов следуют одно за другим: Что хочет выведать Киев в России
---
Очередным агентом спецслужб Незалежной оказалась служащая Черноморского флота
Автор:
Степанов Александр
Информацию о задержании украинского шпиона (точнее – агентессы) в Крыму Федеральная служба безопасности, как и всегда, впрочем, выдала очень лаконично:
По подозрению в государственной измене в Севастополе задержана гражданка России, которая была завербована украинскими спецслужбами и по заданию Главного управления разведки Минобороны Украины целенаправленно осуществляла сбор секретных сведений военного характера. Возбуждено уголовное дело, ведутся следственные действия,
— сообщили журналистам в Центре общественных связей ФСБ России.
Чуть позже стало известно: речь идёт о некоей гражданской служащей Черноморского флота. В каком именно подразделении она работала и в чём, собственно, заключалась её разведывательная деятельность, не уточняется. Суд арестовал женщину на два месяца. И пока на этом – всё.
Вместе с тем, задержание в Севастополе стало уже вторым за последнюю неделю: ранее в Ростовской области чекисты взяли старшего лейтенанта бригады связи Южного военного округа, который также был завербован ГУР украинского военного ведомства, и собирал секретную информацию о Вооруженных силах нашей страны для Киева.
Всего же с начала обострения отношений между Россией и Украины в 2014-м выявлено как минимум два десятка шпионов, «барабанивших» для спецслужб Незалежной.
Отчего Украина развела такую бурную разведывательную активность у нас и какие гостайны она желает получить, Царьград выяснил в беседе с бывшим оперативником КГБ, возглавлявшим в дальнейшем Центр общественных связей ФСБ и Управление информации МВД, генералом в отставке Александром Михайловым.
Речь идёт о некоей гражданской служащей Черноморского флота. Фото: MOD Russia / Globallookpress
Наша справка
У Украины, как, в общем-то, и у России есть несколько спецслужб, ведущих разведывательную деятельность:
Служба внешней разведки. Орган, выделенный в 2004 году, который занимается разведкой в политической, экономической, военно-технической, научно-технической и информационной сферах. Подчиняется президенту Украины. Её задачи – внедрение «стратегических», глубоко законспирированных агентов. Штат: 4350 человек, в том числе около четырёх тысяч военнослужащих.
Главное управление разведки Министерства обороны Украины (ГУР). Работает, в основном, по военным целям и задачам. Это ведомство интересуют данные и численности, боеспособности, вооружении, дислокации «условного противника» (в основном – России, разумеется; чаще всего в сети наших спецслужб попадают его агенты). Подчиняется министру обороны. Штат: заскречен.
Служба безопасности Украины (СБУ).Основной вид деятельности: контрразведка. Однако её сотрудники занимаются и шпионажем - в основном, вербовкой агентов. Особенно эта деятельность развернулась на территории ДНР и ЛНР в период гражданской войны. Подчиняется президенту Украины. Штат: 27 тысяч человек.
Украинские спецслужбы бросают своих агентов «в топку», как каштаны
«Александр Георгиевич, ФСБ, как обычно, дала крайне скудные сведения: задержана, госизмена. Потом только выяснилось, что дама служила вообще-то в Черноморском флоте. Но хочется понимать: что, собственно, она выдала?»
— задаём вопрос Александру Михайлову.
«Ну и молодцы, что не стали ничего расшифровывать. Для этого пришлось бы рассказывать, где именно она трудилась, к каким материалам имела доступ и так далее. Но у меня есть стойкая уверенность, что ничего реально важного эта "гражданская служащая" добыть не смогла бы. То, что представляет действительные государственные секреты – тайна за семью печатями, доступ к ней строго ограничен».
Царьград: Тогда в чем же, в принципе, могла заключаться её шпионская работа?
Александр Михайлов: Прежде всего, сам факт «сотрудничества» с чужой разведкой – уже уголовное преступление. А конкретика – всё, что угодно. Подрывная деятельность, выяснение каких-то статистических данных, личной информации, обстановки в конкретных частях и так далее.
Ц.: Но, учитывая, что за последние пять лет уже пару десятков человек прихватили на этом, в чём смысл-то?
А.М.: Моё чёткое убеждение — это просто имитация разведывательной деятельности, чем реальное её ведение. Как говорится, «надо, чтобы было». Бросают в топку людей, как каштаны, и смотрят, что будет дальше. Уровень нынешней внешней разведки Украины ниже плинтуса, по принципу: удалось завербовать – и то хорошо. СБУ вообще ведут себя как обычные гопники и законченные бандиты, просто хватают людей, и всё. Да и остальные виды разведывательных органов не сильно далеко от этого ушли, как будто их всех из одной бочки разливают.
О чём можно говорить, если командовать флотом ставят танкиста? А сколько руководителей сменилось? Откуда брать кадры?
В вербовке все методы хороши: от денег до шантажа. Фото: Nikolay Gyngazov/Globallookpress
В вербовке все методы хороши: от денег до шантажа
Ц.: Но почему наши люди (а ведь большинство именно граждан РФ, а не засланные шпионы) ведутся на это?
А.М.: Здесь сходятся много факторов. Если говорить о Крыме, то ведь прошло совсем немного времени с тех пор, как полуостров вошёл в состав России. Кто-то, может быть, разочаровался, другие не сумели приспособиться к новым условиям жизни, у третьих родственники живут там, на Украине, знакомые, друзья, и их немало. И, кстати, это обстоятельство играет существенную роль: от шантажа до уговоров. Плюс, конечно, финансовая заинтересованность. Она, пожалуй, на первом плане.
Ц.: Как полагаете, за всеми этими шпионскими историями могут стоять, например, те же США, НАТО, европейские страны? Ведь, если рассуждать логически, им-то сложнее забросить сюда, в Россию, агента. А вот – пожалуйста, Украина, которая несколько лет считает, что ведёт с нами войну...
А.М.: Да, почему нет? Конечно, Штатам интересно, допустим, что происходит на нашем Черноморском флоте, однако здесь всё-таки больше шкурный интерес самих «соседей», которые мечтают попасть в Североатлантический альянс, и хотят прийти туда не с пустыми руками, а с уже имеющейся «агентурной сетью», показать, что они являются боеспособной единицей.
Шпионам не доверяют, их информацию фильтруют
Ц.: Но ведь наши спецслужбы прихватывают не только каких-то второстепенных агентов. Недавно арестовали офицера из бригады связи Южного военного округа, у которого доступ к важной информации точно был.
А.М.: А к какой информации? Вы знаете точно? И я не знаю. И сколько времени ему довелось поработать агентом — тоже неизвестно. Нет данных и про уровень его допуска к секретке. Любая информация имеет свой «срок годности»: что-то нужно передавать сразу, моментально, потому что через день-два это попросту теряет смысл.
Одно дело – сбор сведений, другое – их передача, чувствуете разницу? Но в любом случае, любые сведения нуждаются в перепроверке: просто так, за всякую ерунду, как, условно говоря, движение поездов по Казанскому вокзалу, никто платить не станет.
Ц.: Тогда, получается, есть элемент недоверия к разведчику?
А.М.: Но как иначе-то? Особенно, когда речь идёт о корыстных персонажах, которые сами, инициативно, идут на вербовку, нередко они выдают желаемое за действительное. Он ведь может какие угодно сказочные истории выдумывать. Был, к примеру, на практике был случай, когда человек искал выход на американскую разведку, предлагая образец твёрдого топлива для ракет. Только он прокололся, и его взяли под наблюдение, когда он получил от связника деньги.
Ц.: И что? Не взяли?
А.М.: Нет. Подождали, чтобы выяснить, куда след приведет. В итоге – человек водку пьёт, отдыхает и ни на какой секретный объект не собирается. А потом вдруг назначает новую встречу своей «связи», чтобы передать этот самый образец. Обоих задержали. И тут выяснилось: вместо топлива у него... кусок антрацита! Просто обмануть хотел и заработать при этом.
Агенты нужны и для того, чтобы они могли указать: кого ещё можно завербовать
Ц.: Кстати, да, известно, что контрразведка долго «ведёт» уже выявленного шпиона – и не берёт его. Как вот было с полицейским из Подмосковья Евгением Чистовым: выяснилось, что он был «под колпаком» чуть ли не самого начала вербовки ЦРУ. А «приняли» его, только когда он собрался сбежать из страны.
А.М.: Никогда и никакие спецслужбы не раскрывают, почему взяли агента именно сейчас, а не вчера или завтра. Значит, был оперативный смысл.
Порой имеет смысл игра: либо подкинуть противнику дезу, либо – просто узнать, что его интересует, какие именно задачи ставятся агенту, это тоже о многом говорит аналитикам. Становится ясно, на какое направление делается упор.
Ц.: А вот такой пример: в Ростовской области год назад взяли 71-летнего пенсионера, жителя приграничного Чертково, осудили на 12 лет строгого режима. Казалось бы, что он мог вызнать?
А.М.: Значит, дед действительно серьёзно вредил. Поймите – для любой разведки важно не только расположение или дислокация войск, важно иметь представление о моральном состоянии конкретных лиц, строить дальнейшие планы – с кем можно вести вербовочную работу. Кто, может, на стяжательство падок, а кто-то склонен к каким-то противоправным действиям. И это гораздо важнее, чем то, где и как расположены воинские части, это ведь и поменять можно достаточно быстро.
Ц.: На чем обычно засыпаются шпионы?
А.М.: Как правило, два варианта – или на предательстве, или на способе связи, поскольку добытую информацию нужно передавать. В случае с Украиной (и непосредственно Крымом) проще использовать как раз того, кто поддерживает контакты с «соседями». Это может быть или конкретный представитель спецслужб, или знакомый, который едет на ту сторону, скажем, со шматком сала, в котором спрятано донесение.
Ц.: Почему не использовать мессенджеры, соцсети?
А.М.: Не буду вдаваться в подробности, но это не самый надёжный канал передачи данных. Главное, что сегодня у Украины нет нормальных возможностей для ведения разведдеятельности в России, а всё, что их спецслужбам удается заполучить, это так сказать – вершки.
Досье Царьграда: как задерживали украинских агентов в России с 2014 года (на основе информации СМИ)
- 2014 год
Август. В Москве арестовали экс-директора полтавского оборонного завода Юрия Солошенко, пытавшегося собрать информацию о ЗРК С-300. Был осужден, позже его обменяли на обвинявшихся Киевом в сепаратизме двух украинских журналистов.
Декабрь. В Брянской области поймали гражданина РФ Виктора Шура, интересовавшегося режимным объектом Минобороны России. Причём действовал он по «просьбе» Пограничной службы Украины. Осуждён на 12 лет
Декабрь. Гражданина Украины Дениса Данченко схватили, когда он строил планы, чтобы вывезти на родину оборудование для С-300 и «Бука». Выслан за пределы страны.
- 2015 год
- 2016 год
Июль. Попался гражданин Украины Артём Шестаков – переводчик миссии ОБСЕ, завербованный СБУ для сбора информации на Донбассе. Выдворен на Украину.
Август. В Крыму, на границе с Украиной, была нейтрализована группа украинских диверсантов, в результате боестолкновения погибли сотрудник ФСБ и военнослужащий Минобороны РФ. И в тот же день по делу о подготовке диверсий и терактов в Крыму были задержаны сотрудники ГУР Минобороны Украины Андрей Захтей и Евгений Панов. Первый получил 6,5 лет колонии, второй 8 (был возвращен на родину минувшим летом).
Октябрь. В Москве за шпионаж задержан кадровый сотрудник ГУР МО Украины полковник Роман Сущенко, собиравший сведения о деятельности Вооруженных сил РФ и Росгвардии. Осужден на 12 лет, обменян летом нынешнего года.
Ноябрь. В Севастополе поймали Дмитрия Штыбликова, Владимира Дудку и Алексея Бессарабова, членов диверсионно-террористической группы ГУР МОУ, которые планировали теракты. Позже арестовали еще двоих: Алексея Стогния и Глеба Шаблия, бывших военнослужащих ВМС Украины, собиравших сведения о Черноморском флоте РФ. Все получили сроки.
Ноябрь. В Севастополе за шпионаж в пользу Украины был задержан капитан второго ранга запаса, служивший ранее в Черноморском флоте ВМФ России Леонид Пархоменко, работавший на ГУР МОУ. 14 лет лишения свободы.
- 2017 год
Сентябрь. Там же, в Симферополе, были задержаны двое российских граждан: Анна Сухоносова и военнослужащий Черноморского флота Дмитрий Долгополов, которые трудились на ГУР МОУ, собирая данные об объектах ВМФ. Первая получила 9 лет колонии, второй – 10.
- 2018 год
Апрель. В Нижегородской области взяли украинского юриста Игоря Кияшко, который собирался приобрести военную продукцию. 8 лет колонии.
Сентябрь. В Краснодарском крае вычислили агента СБУ Сергея Стефаненко, пытавшегося собирать информацию о военных объектах и передвижении сил Минобороны РФ на Кубани. Выдворен за пределы России.
Ноябрь. Снова Краснодарский край: гражданин Украины Юрий Пермяков, агент СБУ, намеревался получить сведения о передвижении военной техники в Южном военном округе. Выдворен за пределы РФ.
Ноябрь. В Ростовской области был задержан 71-летний житель поселка Чертково Владимир Моргунов, который снабжал СБУ об обстановке в приграничном районе и расположении российской военной техники у границы. 12 лет колонии.
- 2019 год
29 ноября. В Севастополе поймали гражданскую служащую Черноморского флота РФ, работавшую на военную разведку Украины. Суд вынес постановление об аресте женщины на два месяца.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]