Как создают современные текстильные дизайнерские изделия из войлока
---
Никогда бы не подумала, что старый добрый войлок, из которого делают валенки или грубые попоны и ковры, может стать нежным текстильным современным материалом для изготовления дизайнерской одежды, головных уборов, аксессуаров и украшений. Но так случилось, что в июне я оказалась в Башкирии на праздновании Сабантуя и увидела войлочные картины, украшения и, что меня удивило и поразило – войлочную одежду и головные уборы, выполненные в современном европейском дизайне. Первая мысль – как это сделано? Мастер hand made Зульфия Кульмухаметова поделилась секретом изготовления изделия в технике «нуновойлок» или «нунофелтинг».
Сама мастерица с удовольствием носит свои изделия, которые отличаются ярким сочным холодным колоритом и нежной текстурой. На фото – мастер валяния из войлока Зульфия Кульмухаметова в палантине собственного изготовления.
Начало истории войлоковаляния можно отнести к VI—V векам до нашей эры. В этот период произошло одомашнивание овец, что позволило получать достаточно шерсти, чтобы использовать её для изготовления предметов одежды и домашней утвари. Ремесло войлоковаляния нашло широкое распространение на территориях массового разведения овец — это горные территории Памира, Тибета, Кавказа, Алтая, Карпат и Средней Азии. В России войлок традиционно ассоциируется с валенками, однако новые тенденции в войлоковалянии встречены с большим интересом и по опросам потребителей около 40% женщин хотели бы иметь в своём гардеробе валяную вещь. Не исключением стала и я. Войлочные изделия просто влюбляют в себя своей теплотой, яркостью, природной искренностью и какой то детской непосредственностью.
На фото – бытовые изделия из войлока, выставленные на празднике Сабантуй. Настенные коврики, игрушки, украшения, выполненные в традиционной этнической технике с национальным башкирским колоритом.
А вот и то, что меня заинтересовало – выставка-продажа войлочного текстиля. Взяв у мастерицы визитку и примерив и посмотрев все представленные изделия, я решила заказать изделие, но предварительно посмотреть ассортимент на сайте.
На сайте мастерицы я увидела много интересных дизайнерских изделий – это и жилеты с куртками, и палантины, шарфы, а так же огромный выбор головных уборов отличного качества и европейского дизайна. Особенностью автора является то, что она сочетает в изделии несколько техник, материалов и способов декорирования.На фото работы мастерицы.
Единственный природный материал, из которого может быть изготовлен войлок, — это шерсть, причём лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой — кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.
Еще изделия от Зульфии.
Нунофелтинг или нуновойлок – это приваливание шерсти к ткани. В переводе с японского Nuno – ткань, что дало название модной современной тенденции в области валяния. Этот метод появился не так давно. Его авторами считают австралийского дизайнера текстиля Полли Стирлинг и японского дизайнера Сачико Котако, которые впервые представили изделия в технике нунофелтинг в 1994 году. При валянии волокна шерсти проходят сквозь ткань. Так происходит соединение материалов и образуется одно полотно. Шерсть можно выкладывать поверх рисунка на ткани или приваливать с изнанки ткани. Ткань, выполненную таким способом можно использовать для изготовления одежды или для декорирования изделий, создавая очень красивые фактуры.
На фото - авторский палантин.
На следующем фото первый этап войлоковаляния – подбор материала и способа декорирования с применением техники «нунофелтинг». Для работы применяется окрашенная шерсть и ткань из натурального шелка, а так же шелковая цветная пряжа. Мастерица тщательно подбирает материалы, она говорит: «Идеи берутся спонтанно. Может зацепить какая-то бусинка или пуговка, иногда это может быть какой-то элемент в одежде, который хочет заказчица.
Когда я принимаю заказ для меня важно, чтобы не ставили меня в жесткие рамки. Точных повторов не делаю не своих работ и тем более чужих. Творческий человек для себя самого непредсказуем – это про меня. Люблю обговаривать цвет и приблизительный фасон, а там как рука ляжет. А если еще говорят – полностью полагаюсь на ваш вкус, то радости моей нет предела! Если делаю совершенно незнакомому мне человеку, то прошу разрешения на просмотр личных фотографии, по ним создается некий образ у меня в голове, который транслируется через руки в изделие».
Следующий этап – выбор фасона изделия и выкладывание шерсти по контуру. Нужно прочертить края и серединку отдельно, так как вся шерсть при валянии усаживается на 20-40%, и чем тоньше раскладка шерсти, тем больше усядет шарф. Фасон шарфа – бактус. На пупырчатой пленке по контуру выкладываются нити пряжи, а затем выщипанная шерсть.
Так как бактус решено сделать двусторонним, то мастерица выкладывает и вторую сторону. Она комментирует: «Шерсть использую итальянскую, декорирую натуральным шелком, украшаю различными волокнами – волокна шелка, вискозы, и, можно сказать, что процесс декорирования самый приятный и увлекательный в валянии». Очень важно разложить шерсть равномерно, чтобы общий слой получился одинаковой толщины, ширины и плотности, процесс раскладки неторопливый и медитативный.
Процесс декорирования закончен, и мастерица приступает к валянию. Намочив мыльной водой всю шерсть равномерно, она пропитывает шерсть водой движениями, которые должны быть «пульсирующими» вверх-вниз руками, никаких гладящих движений в стороны, чтобы не сдвинуть раскладку. Многие мастерицы используют виброшлифовальную машинку, но Зульфия предпочитает работать вручную.
Следующий этап – это когда мастерица скатывает заготовку в рулон. В итоге войлок и шелк проникают друг в друга, создавая новую, тонкую, но необычно прочную ткань, из которой получаются легкие, красивые жилеты и невесомые палантины.
Затем получившаяся ткань разворачивается и снова прорабатывается руками. Шерсть сцепилась, немного села, дальше – мыть, полоскать, доваливать и сушить.
Понять, что уже пора заканчивать работу не сложно, во-первых, от шарфика больше не отходят прядки и декор, а лишь одна-две шерстинки при пощипывании, во-вторых – шарфик усел и уплотнился, в-третьих – на просвет будут видны не волокна, а мелкие-мелкие кучеряшки, в-четвёртых – на полотне шарфика появятся мелкие пупырки, фактура. Если совпадут все четыре условия – шарфик готов.
Вот и изделие. Зульфия сама демонстрирует его. Когда то и у этой мастерицы был самый первый раз: «Первое свое украшение я сделала под руководством сына – это он принес мне три разноцветные войлочные бусинки из художественной школы. Мы скатали еще несколько разноцветных шариков, я соединила их более-менее по цвету и размеру, получились яркие бусы. О том, что из войлока можно самой делать такие красивые вещи, которые в прямом смысле хранят тепло рук, я поняла только тогда. До этого для меня существовали только войлочные валенки…».
И еще несколько изделий от Зульфии Кульмухаметовой. На фото – головные уборы и палантины.
Эксклюзивные фетровые шляпы.
А это изделие от Зульфии получила я. Анализируя специфику изготовления изделий из войлока, понимаешь уникальную возможность использовать его как материал и как способ создания произведений искусства, потому что каждое изделие, выполненное в технике валяния, по- своему уникально и неповторимо.
Взят у helen_stephan в Как создают современные текстильные дизайнерские изделия из войлока
Сама мастерица с удовольствием носит свои изделия, которые отличаются ярким сочным холодным колоритом и нежной текстурой. На фото – мастер валяния из войлока Зульфия Кульмухаметова в палантине собственного изготовления.
Начало истории войлоковаляния можно отнести к VI—V векам до нашей эры. В этот период произошло одомашнивание овец, что позволило получать достаточно шерсти, чтобы использовать её для изготовления предметов одежды и домашней утвари. Ремесло войлоковаляния нашло широкое распространение на территориях массового разведения овец — это горные территории Памира, Тибета, Кавказа, Алтая, Карпат и Средней Азии. В России войлок традиционно ассоциируется с валенками, однако новые тенденции в войлоковалянии встречены с большим интересом и по опросам потребителей около 40% женщин хотели бы иметь в своём гардеробе валяную вещь. Не исключением стала и я. Войлочные изделия просто влюбляют в себя своей теплотой, яркостью, природной искренностью и какой то детской непосредственностью.
На фото – бытовые изделия из войлока, выставленные на празднике Сабантуй. Настенные коврики, игрушки, украшения, выполненные в традиционной этнической технике с национальным башкирским колоритом.
А вот и то, что меня заинтересовало – выставка-продажа войлочного текстиля. Взяв у мастерицы визитку и примерив и посмотрев все представленные изделия, я решила заказать изделие, но предварительно посмотреть ассортимент на сайте.
На сайте мастерицы я увидела много интересных дизайнерских изделий – это и жилеты с куртками, и палантины, шарфы, а так же огромный выбор головных уборов отличного качества и европейского дизайна. Особенностью автора является то, что она сочетает в изделии несколько техник, материалов и способов декорирования.На фото работы мастерицы.
Единственный природный материал, из которого может быть изготовлен войлок, — это шерсть, причём лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой — кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.
Еще изделия от Зульфии.
Нунофелтинг или нуновойлок – это приваливание шерсти к ткани. В переводе с японского Nuno – ткань, что дало название модной современной тенденции в области валяния. Этот метод появился не так давно. Его авторами считают австралийского дизайнера текстиля Полли Стирлинг и японского дизайнера Сачико Котако, которые впервые представили изделия в технике нунофелтинг в 1994 году. При валянии волокна шерсти проходят сквозь ткань. Так происходит соединение материалов и образуется одно полотно. Шерсть можно выкладывать поверх рисунка на ткани или приваливать с изнанки ткани. Ткань, выполненную таким способом можно использовать для изготовления одежды или для декорирования изделий, создавая очень красивые фактуры.
На фото - авторский палантин.
На следующем фото первый этап войлоковаляния – подбор материала и способа декорирования с применением техники «нунофелтинг». Для работы применяется окрашенная шерсть и ткань из натурального шелка, а так же шелковая цветная пряжа. Мастерица тщательно подбирает материалы, она говорит: «Идеи берутся спонтанно. Может зацепить какая-то бусинка или пуговка, иногда это может быть какой-то элемент в одежде, который хочет заказчица.
Когда я принимаю заказ для меня важно, чтобы не ставили меня в жесткие рамки. Точных повторов не делаю не своих работ и тем более чужих. Творческий человек для себя самого непредсказуем – это про меня. Люблю обговаривать цвет и приблизительный фасон, а там как рука ляжет. А если еще говорят – полностью полагаюсь на ваш вкус, то радости моей нет предела! Если делаю совершенно незнакомому мне человеку, то прошу разрешения на просмотр личных фотографии, по ним создается некий образ у меня в голове, который транслируется через руки в изделие».
Следующий этап – выбор фасона изделия и выкладывание шерсти по контуру. Нужно прочертить края и серединку отдельно, так как вся шерсть при валянии усаживается на 20-40%, и чем тоньше раскладка шерсти, тем больше усядет шарф. Фасон шарфа – бактус. На пупырчатой пленке по контуру выкладываются нити пряжи, а затем выщипанная шерсть.
Так как бактус решено сделать двусторонним, то мастерица выкладывает и вторую сторону. Она комментирует: «Шерсть использую итальянскую, декорирую натуральным шелком, украшаю различными волокнами – волокна шелка, вискозы, и, можно сказать, что процесс декорирования самый приятный и увлекательный в валянии». Очень важно разложить шерсть равномерно, чтобы общий слой получился одинаковой толщины, ширины и плотности, процесс раскладки неторопливый и медитативный.
Процесс декорирования закончен, и мастерица приступает к валянию. Намочив мыльной водой всю шерсть равномерно, она пропитывает шерсть водой движениями, которые должны быть «пульсирующими» вверх-вниз руками, никаких гладящих движений в стороны, чтобы не сдвинуть раскладку. Многие мастерицы используют виброшлифовальную машинку, но Зульфия предпочитает работать вручную.
Следующий этап – это когда мастерица скатывает заготовку в рулон. В итоге войлок и шелк проникают друг в друга, создавая новую, тонкую, но необычно прочную ткань, из которой получаются легкие, красивые жилеты и невесомые палантины.
Затем получившаяся ткань разворачивается и снова прорабатывается руками. Шерсть сцепилась, немного села, дальше – мыть, полоскать, доваливать и сушить.
Понять, что уже пора заканчивать работу не сложно, во-первых, от шарфика больше не отходят прядки и декор, а лишь одна-две шерстинки при пощипывании, во-вторых – шарфик усел и уплотнился, в-третьих – на просвет будут видны не волокна, а мелкие-мелкие кучеряшки, в-четвёртых – на полотне шарфика появятся мелкие пупырки, фактура. Если совпадут все четыре условия – шарфик готов.
Вот и изделие. Зульфия сама демонстрирует его. Когда то и у этой мастерицы был самый первый раз: «Первое свое украшение я сделала под руководством сына – это он принес мне три разноцветные войлочные бусинки из художественной школы. Мы скатали еще несколько разноцветных шариков, я соединила их более-менее по цвету и размеру, получились яркие бусы. О том, что из войлока можно самой делать такие красивые вещи, которые в прямом смысле хранят тепло рук, я поняла только тогда. До этого для меня существовали только войлочные валенки…».
И еще несколько изделий от Зульфии Кульмухаметовой. На фото – головные уборы и палантины.
Эксклюзивные фетровые шляпы.
А это изделие от Зульфии получила я. Анализируя специфику изготовления изделий из войлока, понимаешь уникальную возможность использовать его как материал и как способ создания произведений искусства, потому что каждое изделие, выполненное в технике валяния, по- своему уникально и неповторимо.
Взят у helen_stephan в Как создают современные текстильные дизайнерские изделия из войлока
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]