Перспективы корабельной артиллерии главного калибра в XXI веке
29.11.2019 4 716 0 +111 Bubandis

Перспективы корабельной артиллерии главного калибра в XXI веке

---
+111
В закладки
Перспективы корабельной артиллерии главного калибра в XXI веке калибра, установки, установка, время, линкор, кораблей, 155мм, стрельбы, главного, дальность, корабли, кораблях, артиллерийская, которые, крупных, который, которая, установкой, современных, добились

130-мм артиллерийская установка АК-130

Когда-то сражения на море выигрывали корабли, вооруженные более мощной артиллерией. Пиком развития артиллерийских кораблей стали линкоры периода Второй мировой войны. При этом уже морские сражения 1940-х годов показали, что время артиллерийских монстров уходит. Линейные корабли уступили место сначала авианосцам, а потом и кораблям с наступательным ракетным вооружением. Сегодня даже на самых крупных боевых кораблях трудно встретить артиллерийские системы калибра более 127 или 130 мм, но сохранится ли такое положение дел в ближайшие годы?

Закат артиллерии главного калибра

В годы Второй мировой войны немцы использовали линкоры с орудиями калибра 380 мм, американцы большинство кораблей данного класса вооружили артиллерийскими системами калибра 406 мм, но дальше всех в этой гонке зашли японцы. Именно в Стране восходящего солнца создали два самых крупных линкора в истории – корабли типа «Ямато». Это были самые крупные и мощные линейные корабли на планете водоизмещением 74 тысячи тонн, вооруженные девятью 460-мм орудиями. Реализовать потенциал своей артиллерии они так и не смогли. К 1943 году американцы окончательно добились значительного превосходства в воздухе на Тихом океане, что привело практически к полному прекращению дуэлей крупных артиллерийских кораблей.

Линкор «Мусаси», являющийся систершипом «Ямато», погиб в первом же серьезном морском походе. В рамках сражения в заливе Лейте с 23 октября по 26 октября 1944 года японский флот в ряде отдельных боев потерпел сокрушительное поражение, лишившись среди прочего трех линкоров, одним из которых был новейший линкор «Мусаси». Американцы, обладавшие подавляющим количественным и качественным преимуществом в авиации (1500 самолетов против 200 японских), добились сокрушительной победы. А японские адмиралы окончательно поняли, что флот не в состоянии проводить операции без прикрытия с воздуха. После этого сражения императорский флот больше не планировал крупных операций на море. Гордость японского флота – линкор «Мусаси» – затонул после многочисленных атак американской авиации, которые продолжались на протяжении дня 24 октября 1944 года. Всего линкор атаковали 259 самолетов, из которых сбито было 18. Американские летчики добились 11-19 попаданий торпед и до 10-17 попаданий авиабомб в линкор, после чего корабль затонул. Вместе с линкором погибла почти 1000 человек его команды и командир корабля контр-адмирал Иногути, который предпочел погибнуть вместе с линкором.

Перспективы корабельной артиллерии главного калибра в XXI веке калибра, установки, установка, время, линкор, кораблей, 155мм, стрельбы, главного, дальность, корабли, кораблях, артиллерийская, которые, крупных, который, которая, установкой, современных, добились

24 октября 1944 года, попадание авиабомбы в линкор «Ямато»

Похожая судьба постигла и «Ямато». Линкор был потоплен американской авиацией 7 апреля 1945 года. Американская палубная авиация провела массированные атаки на линкор, в налетах участвовало 227 самолетов. Американские летчики добились 10 попаданий торпед и 13 попаданий авиабомб, после чего линкор вышел из строя. А в 14:23 по местному времени из-за смещения 460-мм снарядов в результате крена произошел чудовищной силы взрыв в носовом погребе артиллерии главного калибра, после этого линкор ушел на дно, став могилой для 3063 членов экипажа. За эту победу американцы заплатили потерей 10 самолетов и 12 летчиков. Потопление линкора «Ямато» стало последним гвоздем в крышку гроба артиллерийских надводных кораблей. Линкор, который являлся гордостью японского флота, на создание которого были потрачены огромные денежные, промышленные и человеческие ресурсы погиб почти со всем экипажем, не имея возможности отомстить противнику за свою гибель.

После завершения Второй мировой войны артиллерия главного калибра практически не использовалась в боевых действиях. Использовать артиллерийские корабли в сражениях с равным по силе или хотя бы сопоставимым противником было бы самоубийством. Исключением были ситуации, когда противник явно уступал по своему военно-техническому потенциалу и не мог ничего противопоставить в ответ. Так американцы обращались к своим линкорам, вооруженным 406-мм артиллерией, во время локальных конфликтов. Сначала во время войны в Корее, когда на 18 месяцев в строй экстренно вернули линкоры типа «Айова» (израсходовано 21,4 тысячи снарядов главного калибра), затем во время войны во Вьетнаме, в которой принял участие линкор «Нью-Джерси», выпустивший 6,2 тысячи снарядов главного калибра. Последним военным конфликтом с участием американских линкоров стала первая война в Персидском заливе. Последний раз 406-мм залпы артиллерии линкора «Миссури» (тип «Айова») звучали во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году.

Перспективы корабельной артиллерии главного калибра в XXI веке калибра, установки, установка, время, линкор, кораблей, 155мм, стрельбы, главного, дальность, корабли, кораблях, артиллерийская, которые, крупных, который, которая, установкой, современных, добились

Залп главного калибра линкора «Айова», 1984 год

Главный калибр современного флота

Подавляющее количество современных крупных надводных боевых кораблей вооружено чаще всего одной артиллерийской установкой калибра 127-мм (ВМС большинства стран Запада) или 130-мм, если речь идет о российском военно-морском флоте. К примеру, основной американской артиллерийской установкой стала 127-мм Mk 45 – универсальная артиллерийская установка, которая устанавливается на кораблях американского флота с 1971 года по сегодняшний день. За это время установка неоднократно модернизировалась. Помимо ВМС США пятидюймовая артиллерийская установка находится на вооружении флотов многих стран, в том числе Австралии, Новой Зеландии, Греции, Испании, Таиланда и многих других.

За всё время производства и эксплуатации было создано пять модернизаций установки, последней из которых является модернизация Mk 45 Mod. 4. Данная установка получила обновленный ствол, длина которого составляет 62 калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и баллистические характеристики орудия. Максимальная скорострельность установки составляет 16-20 выстрелов в минуту, при использовании управляемых боеприпасов – до 10 выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы установки Mk 45 Mod. 4 достигла 36-38 км. Специально для этой установки в рамках амбициозной программы ERGM (Extended Range Guided Munition) разрабатывались 127-мм снаряды с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, однако к 2008 году программу, на которую потратили более 600 миллионов долларов, закрыли. Разрабатываемые снаряды с максимальной дальностью стрельбы до 115 км оказались слишком дорогими в серийном производстве даже для самой богатой страны в мире.

Перспективы корабельной артиллерии главного калибра в XXI веке калибра, установки, установка, время, линкор, кораблей, 155мм, стрельбы, главного, дальность, корабли, кораблях, артиллерийская, которые, крупных, который, которая, установкой, современных, добились

Артиллерийская установка Mk 45 Mod. 4

В нашей стране мощнейшей корабельной установкой долгие годы является АК-130, основным преимуществом которой перед иностранными конкурентами, является высокий темп стрельбы, который в частности достигается тем, что она двуствольная. Как и многие современные пятидюймовые орудия – это универсальная артиллерийская установка, которая может вести огонь и по воздушным целям. В арсенале АК-130 есть зенитные снаряды с радиусом поражения 8 или 15 метров в зависимости от модели. Установка, разработанная в СССР еще в 1970 годы, отличается очень высокой скорострельностью на два ствола, которая доходить до 86-90 выстрелов в минуту (по различным источникам). Максимальная дальность стрельбы фугасными унитарными боеприпасами 23 километра, длина ствола – 54 калибра. В настоящее время одна такая установка размещена на борту самого большого отечественного надводного корабля – тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий». Подобной установкой вооружен и флагман Черноморского флота России ракетный крейсер «Москва», а также ряд крупных надводных кораблей ВМФ России еще советской постройки.

В то же время на современных корветах проекта 20380 установлена 100-мм одноствольная артиллерийская установка А190. Данная модель отличается уменьшенной массой с сохранением высокой скорострельности – до 80 выстрелов в минуту. В исполнении А190-01 она получила башню, выполненную с использованием технологии «стелс». Максимальная дальность стрельбы – 21 километр, досягаемость по высоте при стрельбе по воздушным целям – 15 километров. Помимо корветов установка является стандартным вооружением малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» водоизмещением всего 949 тонн. В то же время для вооружения современных российских фрегатов проекта 22350 была разработана новая 130-мм артиллерийская установка А-192 «Армат». Установка была создана на базе упоминавшейся выше системы АК-130 путем ее облегчения (осталось одно орудие) и установки современной системы управления огнем. Скорострельность установки составляет до 30 выстрелов в минуту. Облегчение установки позволяет легко размещать её на современных российских кораблях даже небольшого водоизмещения – от 2000 тонн.

Перспективы корабельной артиллерии главного калибра в XXI веке калибра, установки, установка, время, линкор, кораблей, 155мм, стрельбы, главного, дальность, корабли, кораблях, артиллерийская, которые, крупных, который, которая, установкой, современных, добились

Артиллерийская установка А190-01

Перспективы морской артиллерии главного калибра

Казалось бы, артиллерия главного калибра во флотах практически всех стран мира достигла своего оптимального состояния. Однако это не значит, что работы в направлении повышения её могущества подошли к концу. Во многих странах мира изучаются варианты установки на корабли 155-мм артиллерийских установок, работают над созданием новых 155-мм снарядов с прямоточными воздушно-реактивными двигателями, позволяющими повысить дальность стрельбы и рассматривают варианты оружия на новых физических принципах. К последнему варианту относится хорошо распиаренная сегодня рельсовая пушка или рельсотрон.

Сам термин «рельсотрон» был предложен еще в конце 50-х годов XX века советским академиком Львом Арцимовичем. Одной из причин создания подобных систем, представляющих собой электромагнитный ускоритель масс, стало достижение предела скорости и дальности полета снаряда при использовании порохов. Преодолеть это значение пытались при помощи рельсотрона, который обеспечивал бы снаряду гиперзвуковую скорость. Наибольших успехов в разработке подобного оружия добились в США, где на протяжении начала XXI века проводились многочисленные испытания рельсовых орудий, которые планировалось использовать в первую очередь на флоте. В частности, именно рельсотрон рассматривался как вариант вооружения для самых современных кораблей американского флота – эсминцев «Замволт». Однако в итоге от этих планов отказались, вооружив эсминцы тоже своего рода уникальным оружием 155-мм артиллерийской установкой активно-реактивной схемы. При этом успехи в разработке рельсотронов неочевидны, испытываемые образцы пока очень сырые и не удовлетворяют требованиям военных. В обозримом будущем данное оружие вряд ли достигнет стадии боеготовности.

Перспективы корабельной артиллерии главного калибра в XXI веке калибра, установки, установка, время, линкор, кораблей, 155мм, стрельбы, главного, дальность, корабли, кораблях, артиллерийская, которые, крупных, который, которая, установкой, современных, добились

Наземные испытания 155-мм установки AGS

Наибольший интерес представляют именно артиллерийские установки калибра 155 мм или 152 мм в России, которые могут появиться на кораблях новой постройки. К примеру, в Германии проводились эксперименты с установкой на боевые корабли орудийной башни отличной САУ Pz 2000. Данные эксперименты начались в Германии в 2002 году. При этом дальше экспериментов подобные исследования пока что не пошли. В России рассматривается похожий вариант, который предполагает размещение на кораблях 152-мм артиллерийской установки, являющейся флотской адаптацией современной российской САУ «Коалиция-СВ», известной под обозначением «Коалиция-Ф». Правда, пока что подобная система не востребована российским флотом. Здесь стоит отметить, что под подобную артиллерию на флоте нет новых кораблей. В перспективе такие 152-мм установки могли бы получить эсминцы проекта 23560 «Лидер» водоизмещением от 13 до 19 тысяч тонн. Но пока что в качестве артиллерийского вооружения для этих кораблей указывается 130-мм установка А192 «Армат», которая уже ставится на новые российские фрегаты проекта 22350.

Пока что единственной страной, которая все-таки разместила на современных боевых кораблях 155-мм установки, являются США. На трех эсминцах «Замволт» установлены 155-мм артиллерийские установки AGS (Advanced Gun System). Специально для них был разработан уникальный боеприпас – управляемый снаряд LRLAP, который орудие с длиной ствола 62 калибра отправляет на расстояние до 148 – 185 километров (в разных источниках). При этом американские военные не в восторге от этих боеприпасов, которые стоят практически по 0,8-1 миллион долларов за штуку. Такие «снаряды» практически сравнялись по цене со стоимостью крылатых ракет «Томагавк», обладающих большей дальность полета и большей мощностью доставляемой к цели боеголовки. Для американских военных подобная стоимость оказалась неприемлемой. Поэтому в настоящее время рассматриваются различные варианты выхода из положения, в частности разработка более традиционных боеприпасов.

Перспективы корабельной артиллерии главного калибра в XXI веке калибра, установки, установка, время, линкор, кораблей, 155мм, стрельбы, главного, дальность, корабли, кораблях, артиллерийская, которые, крупных, который, которая, установкой, современных, добились

Перспективный 155-мм снаряд компании Nammo с прямоточным воздушно-реактивным двигателем

В этом аспекте интерес представляют новые артиллерийские боеприпасы калибра 155-мм с прямоточными воздушно-реактивными двигателями, которые активно разрабатываются во многих странах мира. Подобные боеприпасы разрабатывает и активно показывает на выставках норвежская компания Nammo, которая уже завершила первый этап испытаний данной продукции. Норвежские специалисты оценивают перспективную дальность стрельбы подобными снарядами из установок с длиной ствола 52-62 калибра примерно на уровне 100-150 километров. Если испытания подобных боеприпасов закончатся успешно, а цены на них не будут соперничать с ракетным вооружением, подобные боеприпасы смогут подстегнуть флотский интерес к 155-мм артиллерийским установкам, которые для линкоров прошлого был лишь орудиями среднего калибра.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]