Вечная слава тебе, рыцарь неба!
---
Гвардии лейтенант М.С. Лиховид, 1943-44 гг. Фото СШ №25 / lug-school25.ucoz.ru
Многие выдающиеся летчики не вернулись из боевых вылетов. Многие погибли на земле. В августе 1944 г. недобитые бандиты убили летчика-аса гвардии старшего лейтенанта Михаила Степановича Лиховида и его товарищей. Летчик-истребитель с немалым боевым счетом вместе с сослуживцами не смогли отбиться от банды украинских националистов…
Путь в небо
Будущий ас М.С. Лиховид родился 28 февраля 1922 г. в с. Могрица (Сумская обл.) в крестьянской семье. В середине тридцатых семья переехала в Луганск. В 1936 г. Лиховид поступил в недавно открытую среднюю школу №25 и устроился на паровозостроительный завод. В 1938-м он окончил школу с золотой медалью.
После окончания средней школы М. Лиховид отправился в столицу для поступления в Московский институт инженеров Гражданского воздушного флота. Параллельно с обучением он занимался в аэроклубе и осваивал навыки управления летательными аппаратами. Завершив обучение, в 1940 г. будущий летчик пошел в Красную Армию. Учитывая имеющееся образование, красноармейца Лиховида отправили в Качинскую летную школу.
В мае 1941 г. М.С. Лиховид окончил обучение по специальности летчик-истребитель и получил погоны старшего сержанта. Вскоре началась война, и молодой летчик получил назначение. Его отправили в г. Вознесенск (Одесский военный округ), где шло формирование 298-го истребительного авиаполка.
Лиховид с товарищем во время обучения летному делу. Фото СШ №25 / lug-school25.ucoz.ru
Командование полка понимало недостаточный уровень подготовки молодых пилотов и не торопилось отправлять их в бой. Только в конце лета М. Лиховид и его товарищи завершили изучение штатной матчасти полка и приступили к обучению летному мастерству. Тем временем, более опытные летчики 298-го иап вовсю участвовали в воздушных боях.
Война в воздухе
В начале осени полк получил несколько истребителей И-16 с ремонта, и один из них предназначался для ст. сержанта Лиховида. Впрочем, ввиду недостатка техники машину пришлось делить с товарищем. Вскоре молодых летчиков впервые отправили на решение реальной боевой задачи. Звено И-16 под командованием ст. лейтенанта Зотова должно было выполнить штурмовку вражеской переправы через Днепр.
Больше года летчики 298-го иап, работая в составе Южного и Закавказского фронтов, летали на штурмовку, на перехват и для прикрытия своих бомбардировщиков. Молодые летчики набирались опыта и вносили свой вклад в сдерживание наступления гитлеровцев.
В конце 1942 г. вымотанный боями полк отправили переучиваться на новую технику. Из-за океана прибыла очередная партия истребителей P-39 Airacobra, предназначенная для части. В феврале летчики на новых машинах вернулись на Северный Кавказ и продолжили свою трудную работу.
21 марта 1943 г. М. Лиховид одержал первую воздушную победу – пока в группе. Пятерка советских истребителей перехватила и успешно сбила четыре транспортных самолета Ju-52. Еще через три дня Лиховид в составе своей пары сбил истребитель Bf-109. Через неделю пара пилотов уничтожила еще один «Мессершмитт».
Боевой счет М.С. Лиховида по данным Airwar.ru
В бою 29 апреля того же года Лиховид одержал первые личные победы. Он сбил самолет-разведчик FW-189 и прикрывавший его истребитель. За этим последовали новые успехи. За время боев на Северном Кавказе летчик М.С. Лиховид выполнил 45 боевых вылетов и участвовал в 8 воздушных боях (4 сбитых лично и 6 в группе), а также в 11 штурмовках. В апреле 1943-го летчика представили к первому ордену Боевого Красного Знамени. Уже в июне появилось второе представление, а в ноябре летчик удостоился третьего ордена.
К середине года полк перевели с Северного Кавказа на Кубань, где работа продолжилась. Летчики-истребители выполняли все необходимые задачи и помогали освобождать захваченные земли. М. Лиховид и его товарищи оттачивали свои навыки и тут же использовали их в борьбе с противником.
Отмечая заслуги 298-го иап, в августе 1943 г. командование переформировало его в 104-й гвардейский истребительный авиационный полк. Личные заслуги М. Лиховида показывает его боевой счет: с марта и по декабрь 1943 г. он сбил 13 самолетов противника лично и 9 в группе.
В январе 1944 г. 104-й гиап перевели в Резерв ставки ВГК, что позволило восстановить матчасть и обеспечить отдых личного состава. В начале мая полк передали в состав 2-го Украинского фронта для участия в новых наступательных операциях.
Памятник в пгт Магеров вблизи места гибели летчика и товарищей. Фото Airaces.narod.ru
Свои последние боевые вылеты гвардии старший лейтенант Лиховид выполнил в начале августа 1944 г. Незадолго до этого он вступил в ВКП(б) и получил должность заместителя командира эскадрильи. С начала войны летчик совершил 208 боевых вылетов, участвовал в 44 воздушных боях и в десятках штурмовых ударов. За все время летчик-ас сбил 16 самолетов противника лично (по другим данным, 18) и 11 в группе (по другим данным, 9). Также на счету истребителя 6 самолетов на аэродромах, несколько паровозов, 1 речной катер и десятки автомобилей.
Последний бой
В начале августа 1944-го полк М.С. Лиховида участвовал в освобождении Львова и ближайших районов. После очередного боя один из летчиков (по некоторым данным, сам Лиховид) совершил вынужденную посадку на поле. 12 августа старший лейтенант с товарищами отправился к месту посадки для возвращения машины на аэродром.
К поврежденной «Аэрокобре» добрались на легких По-2. Техники выполнили необходимый мелкий ремонт, заправили и подготовили самолет к вылету. Однако взлет оказался невозможным из-за дождя и плохого состояния поля. Летчик М.С. Лиховид, механик гвардии младший техник-лейтенант А. Х. Краснянский и оружейник гвардии старший сержант С. А. Фонкевич (по другим данным, Станкевич) остались у самолета, а товарищи вернулись на аэродром.
Прошло несколько дней, но летчик и техники не возвращались. К месту вынужденной посадки отправился разведчик, вернувшийся с плохими вестями. Севший самолет оставался на своем месте и был серьезно поврежден. Летчик и техники отсутствовали.
Братская могила на Холме Славы во Львове. Фото Wikimedia Commons
На место происшествия прибыла поисковая группа. Она нашла на самолете множество пулевых отверстий и другие повреждения. Машина была разграблена, оставшиеся агрегаты повредили. Недалеко от самолета нашли остатки костра, а также обгоревшие тела Лиховида и Краснянского. Фонкевич пропал без вести.
Удалось восстановить примерную картину произошедшего. В то время в районе Львова промышляли банды местных националистов. Один из таких конных отрядов нашел летчика и его товарищей и атаковал. Лиховид, Краснянский и Фонкевич отстреливались и успели нанести врагу ощутимый урон, но силы были неравными. Бандеровцы жестоко расправились с ними и попытались сжечь тела, а затем разграбили самолет.
Погибших похоронили в г. Рава-Русская. В 1975 г. прах перенесли в братскую могилу на Холме Славы в г. Львов.
Комдив Покрышкин, услышав эту печальную весть, снял фуражку и тихо сказал:
— Вечная слава тебе, рыцарь неба! — а начальнику штаба приказал: — Готовьте представление на Героя.
Память о герое
Именем героя были названы квартал в Ворошиловграде и школа №25, где он учился, а также бригада на тепловозоремонтном заводе. Сумской краеведческий музей собрал экспозицию, посвященную погибшему летчику. Уголок боевой славы был открыт в школе с. Могрица. Установлены памятники и мемориалы: в г. Львов на месте захоронения и в пгт Магеров, недалеко от места гибели.
Мемориал во Львове, в т.ч. могила М.С. Лиховида пребывает в плохом состоянии. Захоронения систематически подвергаются набегам вандалов. Известные политические силы выступают за уничтожение захоронений бойцов и командиров РККА. Иная ситуация наблюдается в Луганске. Там бережно хранят память о земляке-герое.
Автор:Рябов Кирилл
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]