Поразительные, но всё ещё живые обычаи народов России
---
Глобализация шагает по планете, и жителям больших российских городов кажется, что мир стал более-менее одинаков, а диковинные традиции – удел этнографических музеев.
На самом деле, многие архаические обычаи в России ещё живы.
Каслание, Крайний Север
Каслание – это кочевье вслед за оленьим стадом. В условиях Крайнего Севера единственно возможный тип скотоводства – разведение северных оленей. Олени постоянно меняют пастбища, поскольку растительный покров в тундре восстанавливается медленнее, чем в более южных областях. Чтобы следить за стадом, семье пастуха надо быть готовой в любой момент сняться и пойти следом за скотиной. В настоящее время пастухи не допускают полного выедания пастбищ и сами решают, когда кочевать дальше и перегонять на новое место стадо. Само собой, такой способ жизни напрямую влияет на организацию быта: приходится ставить традиционные шатры, а, поскольку вещи их захламили бы, скарб хранить преимущественно на огромных санях.
Холодная печь, Татарстан
По обычаю, который до сих пор соблюдается в татарских деревнях, в доме, где кто-то умер, с момента его смерти или принесения в дом для похорон и три дня после надо “держать холодной печь”, то есть – нельзя готовить. Несмотря на упоминание печи, запрет касается и приготовления холодных блюд вроде бутербродов и салатов. Чтобы родственники покойного не сидели не евши, их по очереди приглашают к себе на обеды и ужины соседи.
Многобожие, Марий Эл
Не все народы России перешли в монотеистические верования, атеизм, агностицизм или буддизм. Среди марийцев немало исповедует традиционные верования. Считается, что как раз сейчас они совершают переход от многобожия (главный бог и несколько богов поменьше) к собственному виду единобожия (когда боги поменьше становятся не больше, чем помощниками главного бога, вроде ангелов или святых). По большим праздникам марийцы из деревень и даже местами из городов ходят семьями на моления в священные рощи – кюсото или юмо-ото, в центре которого стоит алтарное дерево – онапу. Кроме того, молятся во время крупных семейных событий или с просьбой избавить от навалившейся беды. Отдельно марийцы всегда отмечают, что их вера не может считаться идолопоклонством. Священные деревья – не истуканы для моления, просто сама роща – место, где можно отгородиться от суеты мира и обратиться успокаивающейся душой к богам.
Горловое пение, Сибирь
Неизвестно, почему, но это завораживающее извлечение звуков из самых глубин человеческого горла кажется чем-то, оставшимся в Каменном Веке вместе с одетыми в шкуры на голое тело шаманами. На деле, это развитый вид искусства, пронесённый сквозь века до наших дней у многих народов России. Горловое пение считают своим национальным видом искусства тувинцы, хакасы, башкиры, якуты, буряты и откочевавшие некогда на запад калмыки. Есть даже несколько разных техник горлового пения! А ещё – движение за запрет женщинам его исполнять, поскольку традиционно им это запрещалось. Считалось, что горловое пение пагубно влияет на хрупкое женское здоровье. Впрочем, ни одна из исполнительниц от своего пения пока не пострадала.
Принесение животного в жертву, Северный Кавказ
В иудаизме приносили в жертву Богу животное, закалывая его. В христианстве решили от убийства животного отказаться, и последней кровавой жертвой считать Христа. В исламе решили отказаться от отказа закалывать жертвенного животное и режут барашка на праздник, который так и называется: Праздник Жертвоприношения, Курбан Байрам. Так что услышать баранье блеяние в современном асфальтово-бетонном городе – не то, чтобы чудо. В более северных городах мусульмане стараются приносить жертву в лесопарках, чтобы избежать стычек с шокированными гражданами других конфессий.
Покупка птиц. Повсеместно
До сих пор даже в самых больших городах России русские соблюдают обряд выпускания птиц на Благовещение. Обычай красивый: надо купить птичку в клетке, взять её в руки и подкинуть, чтобы она улетела на волю. Смущает только то, что птица потом умирает. Во-первых, от травм, полученных при поимке. Во-вторых, от слабости: она день или два провела в стрессе и без еды у продавца в клетке (им просто незачем кормить птиц, от которых они скоро избавятся). Сил птицы часто хватает на два-три хлопка крыльями. С учётом количества соблюдающих обряд и коррелирующего с ним количества умирающих каждый год птиц каждое Благовещение заставляет экологов хвататься за сердце. Но красивый обычай важнее любых доводов разума и гуманности, так что изжить его пока не удаётся.
Источник
На самом деле, многие архаические обычаи в России ещё живы.
Каслание, Крайний Север
Каслание – это кочевье вслед за оленьим стадом. В условиях Крайнего Севера единственно возможный тип скотоводства – разведение северных оленей. Олени постоянно меняют пастбища, поскольку растительный покров в тундре восстанавливается медленнее, чем в более южных областях. Чтобы следить за стадом, семье пастуха надо быть готовой в любой момент сняться и пойти следом за скотиной. В настоящее время пастухи не допускают полного выедания пастбищ и сами решают, когда кочевать дальше и перегонять на новое место стадо. Само собой, такой способ жизни напрямую влияет на организацию быта: приходится ставить традиционные шатры, а, поскольку вещи их захламили бы, скарб хранить преимущественно на огромных санях.
Холодная печь, Татарстан
По обычаю, который до сих пор соблюдается в татарских деревнях, в доме, где кто-то умер, с момента его смерти или принесения в дом для похорон и три дня после надо “держать холодной печь”, то есть – нельзя готовить. Несмотря на упоминание печи, запрет касается и приготовления холодных блюд вроде бутербродов и салатов. Чтобы родственники покойного не сидели не евши, их по очереди приглашают к себе на обеды и ужины соседи.
Многобожие, Марий Эл
Не все народы России перешли в монотеистические верования, атеизм, агностицизм или буддизм. Среди марийцев немало исповедует традиционные верования. Считается, что как раз сейчас они совершают переход от многобожия (главный бог и несколько богов поменьше) к собственному виду единобожия (когда боги поменьше становятся не больше, чем помощниками главного бога, вроде ангелов или святых). По большим праздникам марийцы из деревень и даже местами из городов ходят семьями на моления в священные рощи – кюсото или юмо-ото, в центре которого стоит алтарное дерево – онапу. Кроме того, молятся во время крупных семейных событий или с просьбой избавить от навалившейся беды. Отдельно марийцы всегда отмечают, что их вера не может считаться идолопоклонством. Священные деревья – не истуканы для моления, просто сама роща – место, где можно отгородиться от суеты мира и обратиться успокаивающейся душой к богам.
Горловое пение, Сибирь
Неизвестно, почему, но это завораживающее извлечение звуков из самых глубин человеческого горла кажется чем-то, оставшимся в Каменном Веке вместе с одетыми в шкуры на голое тело шаманами. На деле, это развитый вид искусства, пронесённый сквозь века до наших дней у многих народов России. Горловое пение считают своим национальным видом искусства тувинцы, хакасы, башкиры, якуты, буряты и откочевавшие некогда на запад калмыки. Есть даже несколько разных техник горлового пения! А ещё – движение за запрет женщинам его исполнять, поскольку традиционно им это запрещалось. Считалось, что горловое пение пагубно влияет на хрупкое женское здоровье. Впрочем, ни одна из исполнительниц от своего пения пока не пострадала.
Принесение животного в жертву, Северный Кавказ
В иудаизме приносили в жертву Богу животное, закалывая его. В христианстве решили от убийства животного отказаться, и последней кровавой жертвой считать Христа. В исламе решили отказаться от отказа закалывать жертвенного животное и режут барашка на праздник, который так и называется: Праздник Жертвоприношения, Курбан Байрам. Так что услышать баранье блеяние в современном асфальтово-бетонном городе – не то, чтобы чудо. В более северных городах мусульмане стараются приносить жертву в лесопарках, чтобы избежать стычек с шокированными гражданами других конфессий.
Покупка птиц. Повсеместно
До сих пор даже в самых больших городах России русские соблюдают обряд выпускания птиц на Благовещение. Обычай красивый: надо купить птичку в клетке, взять её в руки и подкинуть, чтобы она улетела на волю. Смущает только то, что птица потом умирает. Во-первых, от травм, полученных при поимке. Во-вторых, от слабости: она день или два провела в стрессе и без еды у продавца в клетке (им просто незачем кормить птиц, от которых они скоро избавятся). Сил птицы часто хватает на два-три хлопка крыльями. С учётом количества соблюдающих обряд и коррелирующего с ним количества умирающих каждый год птиц каждое Благовещение заставляет экологов хвататься за сердце. Но красивый обычай важнее любых доводов разума и гуманности, так что изжить его пока не удаётся.
Источник
Источник: zagopod.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]