Два таможенных начальника сбежали за границу: Кто ещё из чиновников и депутатов загадочно пропал с наворованным
---
Только некоторых удаётся вернуть назад — в наручниках, но уже без денег
Автор:
Степанов Александр
Вот ведь какой полтергейст: два высокопоставленных сотрудника Санкт-Петербургской таможни пропали один за другим — замначальника управления Максим Мамчур, возглавлявший службу таможенного контроля после выпуска товаров, и его непосредственный подчинённый Олег Гусев, руководивший основным отделом структуры.
Оба полковника просто перестали выходить на службу. Потом Гусев прислал сообщение из Прибалтики, что, мол, подаёт в отставку. Его шеф Мамчур не был столь любезен, удалось получить лишь сообщение отца-таможенника, который проживает на Украине, о неожиданной болезни, свалившей того.
Есть, однако, информация, что и он скрылся за рубежом: появились данные о пересечении им вместе с семьёй границы Белоруссии, откуда, по всей видимости, он отправился дальше — в Незалежную. Точнее, в Киев, к родителю.
Все коррупционеры сбегают не с пустыми руками
По неофициальным данным, скоропостижное бегство произошло из-за утечки информации о начавшейся масштабной проверке силовиками питерской таможни, в ходе которой несколько дней назад уже были задержаны два человека. Не исключено, что они могли дать показания на Мамчура и Гусева.
Вероятно, скоро мы узнаем, какие именно претензии имеются у спецслужб к скрывшимся за бугром таможенникам. Есть отчего-то предположение, что финансовые.
Но сам факт того, что высокопоставленные служащие одного из ключевых контролирующих ведомств сумели скрыться, — момент крайне неприятный. Просто потому, что очевидно: ушли они не с пустыми руками, а наверняка «упакованными» и уверенными в том, что «нажитого непосильным трудом» им хватит на долгие годы. Так ведь уже было много-много раз.
Сбегали, бросив здесь свои усадьбы, квартиры и дорогие автомобили, десятки, если не сотни чиновников, депутатов и прочих облечённых властью людей, не говоря уже о банкирах и предпринимателях, замешанных в отмывочных схемах.
Фото: Kapustin Igor / Shutterstock.com
Сколько именно украдено всеми беглецами, знают (и то вряд ли) только Следственный комитет и спецслужбы.
Приведём официальную статистику МВД России, буквально на днях заявившего, что за восемь месяцев 2019-го ущерб по уже завершённым делам коррупционной направленности составил более 100 млрд рублей — это сопоставимо с доходами развитого российского региона в год.
Вернуть удалось из этой колоссальной суммы в бюджет только четверть.
А возвращать их невыгодно
«Доставать скрывшихся за границей бывших чиновников и депутатов — дело хлопотное не столько потому, что никто не знает, где их искать, — объясняет юрист и бывший следователь Михаил Климов. — Как раз-таки это зачастую хорошо известно, они не скрываются. И по международному праву, задействовав Генеральную прокуратуру, через запрос можно попытаться истребовать преступника, если он признан таковым по решению судебных органов».
Другой вопрос, продолжает он, что со многими странами у России нет договора об экстрадиции преступников — это и Великобритания, и Прибалтийские государства, и Швеция, и Япония, и США. И из Украины тоже выдачи нет — в силу сложившейся известной ситуации.
Поступает запрос в Минюст зарубежного государства, там его рассматривают, а потом спокойно выносят решение: отказать в экстрадиции, поскольку есть сомнения в гуманности государства, требующего выдачи, — рассказывает эксперт. — Или обвинения не аргументированы и могут являться инструментом преследования по политическим мотивам: именно этот довод используют беглецы обычно, и с ним соглашаются там, за рубежом.
Впрочем, есть ещё и другой мотив — основной, по мнению нашего собеседника. А именно — те миллиарды или миллионы, в хищении которых подозревает Россия своего подданного, как раз никуда не деваются, а заблаговременно, через офшоры и прочие механизмы выводятся из страны. И потом «работают» — поскольку деньги просто так лежать, известное дело, не могут — на экономику тех государств, которые предоставили беглецу убежище.
Фото: SDammer / Shutterstock.com
«Необязательно это вложение в производство либо открытие какого-то бизнеса: купил он себе виллу, проживает там, но ведь и налоги платит, и еду, и машины приобретает, то есть тратит», — уточняет Михаил Климов.
Царьград тем временем решил вспомнить, кто ещё из высокопоставленных служащих, чиновников и депутатов подавался от неприятностей на родине за рубеж.
Юрий Яскин, генеральный директор НИИ космического приборостроения
Скоропалительное увольнение из-за рубежа — выдумка вовсе не Мамчура с Гусевым: буквально весной аналогичным образом «ушёл в отставку» гендиректор НИИ космического приборостроения Юрий Яскин.
То есть сначала он поехал в командировку в Европу и, будучи уже в Греции, черканул оттуда заявление «по собственному желанию».
Побег из НИИ произошёл на фоне масштабной проверки. За разбор «космических полётов» взялась Федеральная служба безопасности. А с учётом того, как воровали, например, на космодроме «Восточном», можно себе представить, что страх перед арестом у Яскина был не напрасен.
Плюс, надо полагать, он представляет интерес для стратегических противников России, поскольку НИИ, который он возглавлял, занимается сверхсекретными разработками и для ракетостроительной отрасли, и для Военно-промышленного комплекса, и для навигационной сферы. Плюс сотрудничество с ведущими отечественными предприятиями отрасли. Так что за границей Яскин — очень примечательный фрукт.
Алексей Митрофанов, депутат Госдумы I — IV и VI созывов
Неприятности у одного из самых эпатажных российских парламентариев начались зимой 2014-го, когда Следком обратился к Генеральному прокурору РФ с просьбой ходатайствовать о лишении его депутатской неприкосновенности.
А. Митрофанов. Фото: Anton Belitsky / Globallookpress
Его, как выяснилось, заподозрили в покушении на мошенничество в составе организованной группы, сопряжённом с вымогательством: по версии следствия, Митрофанов затребовал за 200 тысяч долларов решить вопрос с арбитражной тяжбой в пользу предпринимателя.
Госдума согласилась лишить его неприкосновенности, и вскоре он уехал из страны.
Предположительно, обретается в Хорватии.
Парламент освободил его от должности председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, а 10 октября того же 2014 года Дорогомиловский суд Москвы арестовал часть недвижимости и автомобили Митрофанова — в качестве возмещения по долговым распискам на общую сумму в 1,4 млн евро.
Но, по всей видимости, в Загребе экс-депутату тоже живётся неплохо: говорят, у него там есть всё, чтобы нормально себя чувствовать и не особо скучать по родине.
Игорь Чуян, глава Росалкогольрегулирования (2009-2018)
После отставки летом прошлого года в отношении Чуяна возбудили уголовное дело по статье «Организация злоупотребления полномочиями, повлёкшего тяжкие последствия». По версии следствия, чиновник способствовал выдаче более сотни кредитов без обеспечения банком, во главе которого стоял его близкий человек, на 14,2 млрд рублей неким компаниям, подконтрольным одному из крупнейших на тот момент дистрибьюторов алкогольной продукции.
Фирмы были однодневками, а бенефициаром дистрибьютора был сам Чуян.
Узнав о неприятности, экс-чиновник переехал в Израиль. В декабре прошлого года Басманный суд его заочно арестовал, потом он был объявлен в международный розыск. В сентябре уже нынешнего года стало известно, что в России арестованы принадлежавшие его семье активы на 260 млн рублей.
Сейчас, как говорят, Чуян занят получением израильского гражданства.
Алексей Бажанов, экс-замминистра сельского хозяйства РФ (2009-2010)
Бизнесмен и депутат Воронежской областной думы, ставший затем замруководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ (там он курировал финансовый блок), Алексей Бажанов был назначен заместителем министра сельского хозяйства в 2009-м. Пост этот занимал недолго, но успел, как считает следствие, неплохо «поработать».
Весной 2013-го его арестовали по обвинению в хищении более 1,1 млрд рублей у Росагролизинга в Воронежской области. По данным следствия, Бажанов вместе с сообщниками занимался хищением денег посредством заключения договоров лизинга на поставку подконтрольным предприятиям АПК комплексов высокотехнологического оборудования для производства рафинированного подсолнечного масла.
Суд почему-то решил отпустить его под подписку о невыезде, и Бажанов моментально умчался в Великобританию, был объявлен в международный розыск, но спокойно живёт себе в Туманном Альбионе, не беспокоясь о выдаче.
Андрей Вавилов, сенатор Совета Федерации от Пензенской области (2002-2010)
А. Вавилов. Фото: Евгений Стецко / Ведомости / ТАСС
Вавилов — человек, можно сказать, знаковый для России: он был первым замминистра финансов страны в 1992-1997 годах, один из тех, с кем связывают дефолт 1998-го (знаменитые залоговые аукционы).
Ещё в те годы, когда ГП РФ расследовала дело о хищении свыше двухсот миллионов долларов из казны, предназначенных для авиационной промышленности, он проходил по материалам, однако обвиняемым так и не стал.
Зато оказался в Совете Федерации. Только в 2007-м вновь что-то всплыло по той давней истории, нашли в его действиях злоупотребления, но кто ж такое помнит-то, верно? Дело закрыли, потому что истёк срок давности.
Однако спустя два года опять поняли, видно, что погорячились, сразу закрыв преследование, и тогда Вавилов, который заранее приобрел в Нью-Йорке дорогостоящие апартаменты, резво покинул и Совфед, и страну вообще.
Теперь живёт в США, явно не бедствует и выступает в американских СМИ с критикой России.
Альфред Кох, вице-премьер России (1997), а до этого — глава Госкомимущества (1993-1997)
Один из известнейших приватизаторов. Тоже занимался залоговыми аукционами — в частности курировал продажу нефтяного концерна «ЮКОС» Ходорковского по многократно заниженной цене.
Живёт с 2014 года в Баварии (Германия).
А. Кох. Фото: Georgiy Rozov / Globallookpress
Сам он свой переезд назвал вынужденным, сообщив в своём Facebook о возбуждении против него в России уголовного дела по статье «Контрабанда»: речь шла о попытке вывоза из страны картины художника Исаака Бродского.
Спустя два года после этих событий СКР предъявил Коху заочное обвинение, его заочно же арестовали и объявили в международный розыск.
Несколько лет назад отличился тем, что устроил перформанс с возложением цветов на могилу Степана Бандеры.
Михаил Юревич, губернатор Челябинской области (2010-2014)
Экс-мэр Челябинска возглавил регион, когда его кандидатуру предложил на рассмотрение депутатам местного ЗС Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент (в 2010-м) пост президента России. Но в 2014-м добровольно покинул этот пост — уже при Путине, который принял эту отставку.
М. Юревич. Фото: Anatoliy Kolushenko / Globallookpress
Потом перешёл на работу в Госдуму от «Единой России», спустя два года вышел из партии, пытался баллотироваться в парламент от Российской партии пенсионеров за справедливость, но не прошёл процедуру подачи документов.
А в 2017-м Следственный комитет возбудил против Юревича уголовное дело по факту получения взятки от областного министра здравоохранения (26 млн рублей).
Но было поздно: как сообщил сам экс-губернатор, он отправился на лечение в Лондон. Там и остаётся, судя по всему.
Дополнительно его обвинили в подстрекательстве к клевете, объявили в международный розыск и даже заочно арестовали, «нагрузив» чуть позже ещё одной статьёй — за получение взятки в размере «не менее» 3,4 млрд рублей.
Если всё так, то вернуться назад — с такими-то деньгами — он вряд ли сподобится.
Борис Дубровский, ещё один губернатор Челябинской области (2014-2019)
Преемник Юревича на посту губернатора Южноуральского региона, который до этого руководил Магнитогорским металлургическим комбинатом.
Ещё в 2016-м Дубровский фигурировал в так называемом «Панамском досье», где утверждалось, что он участвовал в офшорных махинациях. А в августе прошлого года им занималась Федеральная антимонопольная служба, которая завела дело о сговоре на торгах по ремонту автодорог региона в отношении самого Дубровского, областного Минтранса и компании, выигравшей подряд. Речь шла о нарушениях на 8 млрд рублей.
В середине октября сообщалось, что в отношении уже бывшего губернатора (он ушёл в отставку в марте 2019-го) возбуждено уголовное дело по злоупотреблению должностными полномочиями — с причинением ущерба на 20 млрд рублей.
Б. Дубровский. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress
По последним данным, решил от греха поселиться в Швейцарии.
Алексей Кузнецов, министр финансов Московской области (2000-2008)
Кузнецов — один из немногих, кого удалось-таки вернуть в Россию после бегства.
По материалам уголовного дела, с 2005 по 2008 год возглавлял преступную группу, которая мошенническим путём приобрела у предприятий ЖКХ права истребования долгов с муниципалитетов.
А потом деньги выводились через коммерческий банк: районы и города брали кредиты, гасили их из бюджета Подмосковья. Ну и всё, потом средства уходили на счета подконтрольных фирм.
В 2008-м его освободили от занимаемых должностей (он был ещё и первым зампредом правительства Подмосковья). И Кузнецов, почуяв неладное, уехал прочь — в США, где уже находилась его семья. К тому же и сам чиновник вопреки закону имел гражданство Штатов.
И не зря: через некоторое время ему предъявили заочное обвинение в мошенничестве на 11 млрд рублей и растрате на 3,5 млрд.
Но вот ещё что интересно: в Санкт-Петербурге чиновник устроил тайник, где хранил антиквариат, картины, иконы, редкие книги — в сумме на 100 млн долларов. Всё это он собирался переправить за океан, но не успел.
В 2013-м его, объявленного в розыск по линии Интерпола, задержали во Франции — на курорте Сен-Тропе на Лазурном побережье. Времени даром, кстати, бывший министр не терял — занимался гостиничным бизнесом, купил пару отелей в Куршевеле, открыл банковские счета в Швейцарии.
Рассмотрение дела экс-министра финансов Московской области А. Кузнецова, обвиняемого в хищениях. Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Сначала запрос Генпрокуратуры России во Франции удовлетворили, но потом, в 2017-м, поскольку процедура длилась слишком уж долго, Лионский суд счёл, что ожидание экстрадиции превысило допустимые сроки.
Его освободили под домашний арест, а через некоторое время всё-таки вновь согласились выдать нашей стране.
Теперь он раскаялся и ждёт суда. Вопрос о конфискации имущества и денег Кузнецова в пользу России ещё не решён.
А вот его супругу, участвовавшую, по версии следствия, в махинациях, которую в Москве заочно приговорили к 11 годам колонии за хищение, США, где она проживает, отказываются выдать.
Добавим, что мы привели только самые резонансные случаи. А ведь есть ещё масса других, которые не стали столь известны.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]