"Седьмое" чувство - акценты. Часть 4
---
Продолжаем разговор о седьмом чувстве — гармонии. Предыдущие части беседы можно найти здесь.
Ритм, повтор, подобие , чувство меры … Что еще? Без чего не обойтись в гармонии? После чего хочется сказать: «Ну вот теперь как надо!» Акценты!
Гармония и акценты как это сочетается? Казалось бы прилагательные гармоничный и спокойный синонимы. Но представьте себе: серое небо, серые дома, растворяющиеся в сером тумане деревья, машины и люди, ничто не выбивается из единой цветовой гаммы. Гармонично? Или все же скучно? Вот, например, жителей Санкт-Петербурга такая однотонность очень напрягает, только ленивый не жалуется на утомительную серость и беспросветность.
Или представьте вокруг себя абсолютно белый интерьер. Красиво? Чистенько , конечно, но больницу напоминает. Многие сейчас пользуются аудиокнигами. Как говорит один мой знакомый: «Совершенно не напрягает, читают себе монотонно, ставлю вечерком и баиньки». А почему? Потому, что ни глазу ни уму не за что задержаться.
Акцент, он цепляет. Он ловит наше внимание, притягивает его, завладевает нашим умом. Это та самая вишенка на торте, о которой так все любят говорить. Давайте разберемся что же такое акцент.
Сейчас за окнами осень и в большинстве регионов России природа нас радует всеми оттенками желтого. Посмотрите внимательно, где ваши глаза останавливаются, что кажется наиболее красивым. Желтые березы сливаются в единый массивный золотистый забор, от ярких кленов, от всполохов красного, лимонного и оранжевого болят глаза… А вот ельник, темный и неяркий. Но что это? Ветер принес желтые листья и развесил их словно новогодние игрушки по зеленым колючим ветвям. А вот и солнце выглянуло – что за картина, глаз не оторвать!
Все знают Пятую симфонию До минор Бетховена, ну или первые несколько нот: «Та-та-та ТА!» Об этой сквозной теме, своего рода лейтмотиве из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов композитора, он говорил: «Так судьба стучится в дверь». Музыкальные акценты всем понятны, их напевают, именно по ним вспоминают известные произведения. Заключительный аккорд для кого-то ассоциируется с восклицательным знаком в конце предложения, а кто-то, услышав его, восклицает: «Наконец-то!» Понятно одно — произведение не осталось незамеченным.
Обратимся к стихам. Вот, например, короткое стихотворение Марины Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью». Тут и ритм, и повтор, и акцент, который цепляет и не отпускает читателя:
— На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, — но сна и там нет!
— Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
— Гамлет!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах…
— Но я её любил
Как сорок тысяч…
— Меньше,
Всё ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
— Но я её —
(недоумённо)
любил??
Без последнего вопроса стихотворение могло бы быть бесконечным, акцент все расставил по своим местам.
В том, что мы видим глазами акценты еще активнее выстраивают цвета, предметы, объекты, образы в гармоничном порядке, привлекают внимание к главному и оттеняют второстепенное.
По-моему, этот отрывок из книги Моэма «Театр» наиболее ярко иллюстрирует тезис о цветовом акценте и его важности.
– Ты – величайшая актриса Англии, любимая, но, клянусь богом, ты – ведьма.
Джулия широко открыла глаза, на её лице было самое простодушное удивление.
– Что ты хочешь этим сказать, Майкл?
– Не изображай из себя невинность. Ты прекрасно знаешь. Старого воробья на мякине не проведешь.
Его глаза весело поблескивали, и Джулии было очень трудно удержаться от смеха.
– Я невинна, как новорождённый младенец.
– Брось. Если кто-нибудь когда-нибудь подставлял другому ножку, так это ты сегодня – Эвис. Я не мог на тебя сердиться, ты так красиво это сделала.
Тут уж Джулия была не в состоянии скрыть лёгкую улыбку. Похвала всегда приятна артисту. Единственная большая мизансцена Эвис была во втором акте. Кроме неё, в ней участвовала Джулия, и Майкл поставил сцену так, что всё внимание зрителей должно было сосредоточиться на девушке. Это соответствовало и намерению драматурга. Джулия, как всегда, следовала на репетициях всем указаниям Майкла.
Чтобы оттенить цвет глаз и подчеркнуть белокурые волосы Эвис, они одели её в бледно-голубое платье. Для контраста Джулия выбрала себе жёлтое платье подходящего оттенка. В нём она и выступала на генеральной репетиции.
Но одновременно с желтым Джулия заказала себе другое, из сверкающей серебряной парчи, и, к удивлению Майкла и ужасу Эвис, в нём она и появилась на премьере во втором акте. Его блеск и то, как оно отражало свет, отвлекало внимание зрителей. Голубое платье Эвис выглядело рядом с ним линялой тряпкой.
Когда они подошли к главной мизансцене, Джулия вынула откуда-то – как фокусник вынимает из шляпы кролика – большой платок из пунцового шифона и стала им играть. Она помахивала им, она расправляла его у себя на коленях, словно хотела получше рассмотреть, сворачивала его жгутом, вытирала им лоб, изящно сморкалась в него. Зрители, как заворожённые, не могли оторвать глаз от красного лоскута.
Цветовой акцент как никто выступает главнокомандующим, порой изменяет не только настрой, но и пространство в целом. Так контрастная ваза или скульптура может зрительно раздвинут пространство, углубить его. А яркое украшение правильного размера может не только выгодно подчеркнуть ваш наряд, но и удлинить шею. Именно поэтому так часто можно встретить рекомендации о том, что женщинам полным или с короткой шеей не стоит носить крупные и/или короткие бусы. Те, кто любит экстравагантные перстни знают не только какой цвет украшения выбрать, но и какая форма лучше подчеркнет форму рук.
Единственно, что противопоказано в использовании акцентов это множественность. Десять акцентов это дисгармонично. Один — прекрасно. А два? И как раз, именно в применении акцентов, так ярко себя показывает чувство меры. Да и ритм дает себя знать! Ведь многие стихи, чтобы достучаться до читателя, чтобы встряхнуть его и позвать за собой используют множественные акценты но в определенном ритме. И тогда отдельный цветовой акцент превращается в буйство красок в орнаменте, а такая привлекательная вишенка на торте, вдруг преобразуется в превосходный вишневый торт.
Что выбрать? Решать вам. Прислушайтесь к себе. Ведь в природе прекрасен и пестрый летний луг и тонкий бледный подснежник, можно любоваться одной единственной каплей росы и бескрайним морем. Всему свое время и место. И именно о своевременности и уместности мы поговорим следующий раз. О том как они формируют все предыдущие составные части в единое понятие гармонии.
Ритм, повтор, подобие , чувство меры … Что еще? Без чего не обойтись в гармонии? После чего хочется сказать: «Ну вот теперь как надо!» Акценты!
Гармония и акценты как это сочетается? Казалось бы прилагательные гармоничный и спокойный синонимы. Но представьте себе: серое небо, серые дома, растворяющиеся в сером тумане деревья, машины и люди, ничто не выбивается из единой цветовой гаммы. Гармонично? Или все же скучно? Вот, например, жителей Санкт-Петербурга такая однотонность очень напрягает, только ленивый не жалуется на утомительную серость и беспросветность.
Или представьте вокруг себя абсолютно белый интерьер. Красиво? Чистенько , конечно, но больницу напоминает. Многие сейчас пользуются аудиокнигами. Как говорит один мой знакомый: «Совершенно не напрягает, читают себе монотонно, ставлю вечерком и баиньки». А почему? Потому, что ни глазу ни уму не за что задержаться.
Акцент, он цепляет. Он ловит наше внимание, притягивает его, завладевает нашим умом. Это та самая вишенка на торте, о которой так все любят говорить. Давайте разберемся что же такое акцент.
Сейчас за окнами осень и в большинстве регионов России природа нас радует всеми оттенками желтого. Посмотрите внимательно, где ваши глаза останавливаются, что кажется наиболее красивым. Желтые березы сливаются в единый массивный золотистый забор, от ярких кленов, от всполохов красного, лимонного и оранжевого болят глаза… А вот ельник, темный и неяркий. Но что это? Ветер принес желтые листья и развесил их словно новогодние игрушки по зеленым колючим ветвям. А вот и солнце выглянуло – что за картина, глаз не оторвать!
Все знают Пятую симфонию До минор Бетховена, ну или первые несколько нот: «Та-та-та ТА!» Об этой сквозной теме, своего рода лейтмотиве из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов композитора, он говорил: «Так судьба стучится в дверь». Музыкальные акценты всем понятны, их напевают, именно по ним вспоминают известные произведения. Заключительный аккорд для кого-то ассоциируется с восклицательным знаком в конце предложения, а кто-то, услышав его, восклицает: «Наконец-то!» Понятно одно — произведение не осталось незамеченным.
Обратимся к стихам. Вот, например, короткое стихотворение Марины Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью». Тут и ритм, и повтор, и акцент, который цепляет и не отпускает читателя:
— На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, — но сна и там нет!
— Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
— Гамлет!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах…
— Но я её любил
Как сорок тысяч…
— Меньше,
Всё ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
— Но я её —
(недоумённо)
любил??
Без последнего вопроса стихотворение могло бы быть бесконечным, акцент все расставил по своим местам.
В том, что мы видим глазами акценты еще активнее выстраивают цвета, предметы, объекты, образы в гармоничном порядке, привлекают внимание к главному и оттеняют второстепенное.
По-моему, этот отрывок из книги Моэма «Театр» наиболее ярко иллюстрирует тезис о цветовом акценте и его важности.
– Ты – величайшая актриса Англии, любимая, но, клянусь богом, ты – ведьма.
Джулия широко открыла глаза, на её лице было самое простодушное удивление.
– Что ты хочешь этим сказать, Майкл?
– Не изображай из себя невинность. Ты прекрасно знаешь. Старого воробья на мякине не проведешь.
Его глаза весело поблескивали, и Джулии было очень трудно удержаться от смеха.
– Я невинна, как новорождённый младенец.
– Брось. Если кто-нибудь когда-нибудь подставлял другому ножку, так это ты сегодня – Эвис. Я не мог на тебя сердиться, ты так красиво это сделала.
Тут уж Джулия была не в состоянии скрыть лёгкую улыбку. Похвала всегда приятна артисту. Единственная большая мизансцена Эвис была во втором акте. Кроме неё, в ней участвовала Джулия, и Майкл поставил сцену так, что всё внимание зрителей должно было сосредоточиться на девушке. Это соответствовало и намерению драматурга. Джулия, как всегда, следовала на репетициях всем указаниям Майкла.
Чтобы оттенить цвет глаз и подчеркнуть белокурые волосы Эвис, они одели её в бледно-голубое платье. Для контраста Джулия выбрала себе жёлтое платье подходящего оттенка. В нём она и выступала на генеральной репетиции.
Но одновременно с желтым Джулия заказала себе другое, из сверкающей серебряной парчи, и, к удивлению Майкла и ужасу Эвис, в нём она и появилась на премьере во втором акте. Его блеск и то, как оно отражало свет, отвлекало внимание зрителей. Голубое платье Эвис выглядело рядом с ним линялой тряпкой.
Когда они подошли к главной мизансцене, Джулия вынула откуда-то – как фокусник вынимает из шляпы кролика – большой платок из пунцового шифона и стала им играть. Она помахивала им, она расправляла его у себя на коленях, словно хотела получше рассмотреть, сворачивала его жгутом, вытирала им лоб, изящно сморкалась в него. Зрители, как заворожённые, не могли оторвать глаз от красного лоскута.
Цветовой акцент как никто выступает главнокомандующим, порой изменяет не только настрой, но и пространство в целом. Так контрастная ваза или скульптура может зрительно раздвинут пространство, углубить его. А яркое украшение правильного размера может не только выгодно подчеркнуть ваш наряд, но и удлинить шею. Именно поэтому так часто можно встретить рекомендации о том, что женщинам полным или с короткой шеей не стоит носить крупные и/или короткие бусы. Те, кто любит экстравагантные перстни знают не только какой цвет украшения выбрать, но и какая форма лучше подчеркнет форму рук.
Единственно, что противопоказано в использовании акцентов это множественность. Десять акцентов это дисгармонично. Один — прекрасно. А два? И как раз, именно в применении акцентов, так ярко себя показывает чувство меры. Да и ритм дает себя знать! Ведь многие стихи, чтобы достучаться до читателя, чтобы встряхнуть его и позвать за собой используют множественные акценты но в определенном ритме. И тогда отдельный цветовой акцент превращается в буйство красок в орнаменте, а такая привлекательная вишенка на торте, вдруг преобразуется в превосходный вишневый торт.
Что выбрать? Решать вам. Прислушайтесь к себе. Ведь в природе прекрасен и пестрый летний луг и тонкий бледный подснежник, можно любоваться одной единственной каплей росы и бескрайним морем. Всему свое время и место. И именно о своевременности и уместности мы поговорим следующий раз. О том как они формируют все предыдущие составные части в единое понятие гармонии.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]