Изменение времени продажи алкоголя чревато «обратным эффектом»
---
У россиян собрались отнять час на водку
Спиртному в нашей стране объявляют новую войну. На горячительное хотят пойти целым фронтом — Общероссийским народным, который предлагает сократить время продажи алкоголя еще на час. Если предложение, которое активисты борьбы за трезвый образ жизни уже переслали в правительство, одобрят заинтересованные ведомства и оно станет законом, страждущим, чтобы принять на грудь, надо будет поторопиться — купить бутылку после 22.00 уже не получится.
фото: Кирилл Искольдский
Борьба с «зеленым змием» в России — вечная. Количество выпивох в нашей стране составляет около 1,3 млн человек. Правда, это только те люди, которые нашли в себе силы официально признать и зарегистрировать свою болезнь в медицинском учреждении — «зависимость от алкоголя». Число таких пациентов за пять лет, то есть того времени, когда продажа горячительного была ограничена с 8.00 до 23.00 часов, сократилось на 20%. Вдвое упало количество алкогольных психозов, а потребление спиртного на человека упало с 16 до 11 литров чистого спирта в год. В Литве, Австрии, Франции, Чехии и даже в крохотном Люксембурге, возглавляющих рейтинг самых пьющих стран мира, принимают, в расчете на одного жителя, за воротник гораздо больше, чем в огромной России, население которой считается наиболее склонным к алкогольным возлияниям.
Между тем существует другая, неофициальная и не совсем «сухая» статистика. По этим данным, общее количество алкоголиков в стране превышает 5 млн человек. Их привязанность к спиртному, не засвидетельствованная в медицинских протоколах, ежегодно отнимает более 500 тыс. жизней, из которых две трети приходится на суициды или убийства собутыльников на бытовой почве.
Учитывая подобный расклад, посыл ОНФ понятен — инициатива фронта направлена на достижение целей национального проекта «Демография», то есть на увеличение продолжительности здоровой жизни и снижение смертности. Однако высокой цели явно не соответствует скромное содержание инициативы. Лишний «детский» час — это отличный заголовок для тотального пиара и переключения на себя общественного внимания. Причем одним часом заинтересованные структуры и субъекты Федерации могут и не ограничиться. Как предлагает ОНФ, регионы могут ставить самостоятельные рамки на продажу горячительного, а иногда, например, при проведении праздников или спортивных мероприятий накладывать полный запрет на торговлю алкогольной продукцией. Отмечать победу своего клуба или просто опохмелиться там можно будет исключительно из заранее заготовленных запасов или у недобросовестных торговцев, пренебрегающих буквой закона.
Но к чему все эти хлопоты? Ведь подобные драконовские правила действуют на многих территориях нашей страны уже сейчас. Продажа алкоголя по федеральным нормативам — с 8.00 до 23.00 — применяется в двух десятках субъектов страны, в основном в мегаполисах: Москве, Ярославле, Челябинске, Екатеринбурге. В Санкт-Петербурге продажа спиртных напитков начинается с 11.00 и заканчивается в 22.00. В Тюмени действуют еще более жесткие условия — после девяти вечера купить бутылку водки там уже, по местному закону, невозможно. В Якутии, считающейся одним из самых пьющих российских регионов, на приобретение горячительного выделяется всего шесть часов в день — с 14.00 до 20.00. В некоторых районных магазинах Чечни крепкий алкоголь разрешено продавать лишь с 8.00 до 10.00.
Другими словами, федеральный закон, действие которого, по идее, распространено на всех, местное руководство уже давно толкует по-своему. Только борьба с пьянством все равно получается не совсем убедительной. Обратимся к мнению специалиста. По словам руководителя Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, государство пытается справиться с «зеленым змием» лишь путем заградительных решений — либо ограничивая время продажи алкоголя, либо увеличивая фискальные сборы на его реализацию. Например, закон, принятый Госдумой в сентябре и предусматривающий установление акциза на виноград, виноматериалы и фруктовое сусло, должен принести в бюджет до 22 млрд рублей дополнительного дохода. В результате, по данным эксперта, только с 2009 по 2014 годы стоимость водки в магазинах, где она торгуется в упорядоченный законом период, выросла в четыре раза.
С ограничением времени продажи спиртного эффект окажется тоже «с точностью до наоборот». Расцветут пышным цветом сомнительные точки продажи спиртного. Возникнет ситуация, до боли напоминающая советскую практику, когда жаждущие обращались за горячительным к таксистам. Никакие заградительные меры не помешают им продавать спиртное из-под полы когда угодно. Уже сейчас спиртное продается буквально на каждом углу и в любое время, поскольку повсеместно действующие правила нарушают небольшие магазины на скорую руку, что только множит распространение нелегального алкоголя. Так что лишний «трезвый» час, за который борются «фронтовики», приведет лишь к тому, что государство не получит дополнительные налоги, а мнимое преумножение здоровья нации обернется ростом теневого рынка.
Спиртному в нашей стране объявляют новую войну. На горячительное хотят пойти целым фронтом — Общероссийским народным, который предлагает сократить время продажи алкоголя еще на час. Если предложение, которое активисты борьбы за трезвый образ жизни уже переслали в правительство, одобрят заинтересованные ведомства и оно станет законом, страждущим, чтобы принять на грудь, надо будет поторопиться — купить бутылку после 22.00 уже не получится.
фото: Кирилл Искольдский
Борьба с «зеленым змием» в России — вечная. Количество выпивох в нашей стране составляет около 1,3 млн человек. Правда, это только те люди, которые нашли в себе силы официально признать и зарегистрировать свою болезнь в медицинском учреждении — «зависимость от алкоголя». Число таких пациентов за пять лет, то есть того времени, когда продажа горячительного была ограничена с 8.00 до 23.00 часов, сократилось на 20%. Вдвое упало количество алкогольных психозов, а потребление спиртного на человека упало с 16 до 11 литров чистого спирта в год. В Литве, Австрии, Франции, Чехии и даже в крохотном Люксембурге, возглавляющих рейтинг самых пьющих стран мира, принимают, в расчете на одного жителя, за воротник гораздо больше, чем в огромной России, население которой считается наиболее склонным к алкогольным возлияниям.
Между тем существует другая, неофициальная и не совсем «сухая» статистика. По этим данным, общее количество алкоголиков в стране превышает 5 млн человек. Их привязанность к спиртному, не засвидетельствованная в медицинских протоколах, ежегодно отнимает более 500 тыс. жизней, из которых две трети приходится на суициды или убийства собутыльников на бытовой почве.
Учитывая подобный расклад, посыл ОНФ понятен — инициатива фронта направлена на достижение целей национального проекта «Демография», то есть на увеличение продолжительности здоровой жизни и снижение смертности. Однако высокой цели явно не соответствует скромное содержание инициативы. Лишний «детский» час — это отличный заголовок для тотального пиара и переключения на себя общественного внимания. Причем одним часом заинтересованные структуры и субъекты Федерации могут и не ограничиться. Как предлагает ОНФ, регионы могут ставить самостоятельные рамки на продажу горячительного, а иногда, например, при проведении праздников или спортивных мероприятий накладывать полный запрет на торговлю алкогольной продукцией. Отмечать победу своего клуба или просто опохмелиться там можно будет исключительно из заранее заготовленных запасов или у недобросовестных торговцев, пренебрегающих буквой закона.
Но к чему все эти хлопоты? Ведь подобные драконовские правила действуют на многих территориях нашей страны уже сейчас. Продажа алкоголя по федеральным нормативам — с 8.00 до 23.00 — применяется в двух десятках субъектов страны, в основном в мегаполисах: Москве, Ярославле, Челябинске, Екатеринбурге. В Санкт-Петербурге продажа спиртных напитков начинается с 11.00 и заканчивается в 22.00. В Тюмени действуют еще более жесткие условия — после девяти вечера купить бутылку водки там уже, по местному закону, невозможно. В Якутии, считающейся одним из самых пьющих российских регионов, на приобретение горячительного выделяется всего шесть часов в день — с 14.00 до 20.00. В некоторых районных магазинах Чечни крепкий алкоголь разрешено продавать лишь с 8.00 до 10.00.
Другими словами, федеральный закон, действие которого, по идее, распространено на всех, местное руководство уже давно толкует по-своему. Только борьба с пьянством все равно получается не совсем убедительной. Обратимся к мнению специалиста. По словам руководителя Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, государство пытается справиться с «зеленым змием» лишь путем заградительных решений — либо ограничивая время продажи алкоголя, либо увеличивая фискальные сборы на его реализацию. Например, закон, принятый Госдумой в сентябре и предусматривающий установление акциза на виноград, виноматериалы и фруктовое сусло, должен принести в бюджет до 22 млрд рублей дополнительного дохода. В результате, по данным эксперта, только с 2009 по 2014 годы стоимость водки в магазинах, где она торгуется в упорядоченный законом период, выросла в четыре раза.
С ограничением времени продажи спиртного эффект окажется тоже «с точностью до наоборот». Расцветут пышным цветом сомнительные точки продажи спиртного. Возникнет ситуация, до боли напоминающая советскую практику, когда жаждущие обращались за горячительным к таксистам. Никакие заградительные меры не помешают им продавать спиртное из-под полы когда угодно. Уже сейчас спиртное продается буквально на каждом углу и в любое время, поскольку повсеместно действующие правила нарушают небольшие магазины на скорую руку, что только множит распространение нелегального алкоголя. Так что лишний «трезвый» час, за который борются «фронтовики», приведет лишь к тому, что государство не получит дополнительные налоги, а мнимое преумножение здоровья нации обернется ростом теневого рынка.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]