Правительство выпустило «демона на договоре»
19.11.2019 9 450 0 +264 Doule

Правительство выпустило «демона на договоре»

---
+264
В закладки
Закон о поощрении инвестиций вызовет новую волну взяток

Правительство в лице вице-премьеров Антона Силуанова, с одной стороны, и Дмитрия Козака, с другой, недолго, хотя и горячо, спорило о том, каким должен быть закон, привлекающий новые частные инвестиции. Законопроект о защите и поощрении капиталовложений внесен в Думу. В споре победил Силуанов (он первый вице-премьер) как старший по званию. Но какова цена победы?

Правительство выпустило «демона на договоре» поощрении, инвестиций, режим, защите, инвестиционный, условий, законопроекте, законопроект, чиновниками, России, могут, новый, сравнению, налогам, роста, общий, льготы, риски, правительство, Силуанов


фото: Геннадий Черкасов

Фон, на котором новый законопроект внесен в Государственную думу, — это инвестиционный голод. Инвестиции хотя и растут, но замедляясь, сужая и без того слабую базу роста экономики. Снижение роста инвестиций констатируют все — от Минэкономразвития до ЦБ. Почему это происходит?

Инвестиции останавливают риски, а вовсе не нехватка средств. Риски — это характеристика инвестиционного климата. Но ведь с ним у нас, если судить по неуклонному подъему России в рейтинге Doing Business от Всемирного банка (ВБ), все лучше и лучше.

Как говорил Козьма Прутков, «если на клетке слона написано «буйвол», не верь глазам своим». Плавание России по рейтингу ВБ, как показывает практика, к динамике инвестиций в России имеет, мягко говоря, косвенное отношение. Это, скорее, некая удобная и хорошо освоенная витрина, чем реальность. На самом деле тот же законопроект о защите и поощрении капиталовложений как раз свидетельствует о том, что фронтальной атаки на главные инвестиционные риски (слабая правовая защита частной собственности, неверие в независимость и непредвзятость судов, активное вмешательство в экономику силовых структур и в целом исполнительной власти) не происходит. Правительство, даже если бы и хотело, не в силах ее организовать — не его юрисдикция. В этих условиях выбран путь создания спецрежимов привлечения инвестиций.

Собственно, этот выбор сделан давно: чтобы компенсировать тяготы национального инвестиционного климата, предлагаются многочисленные «особые экономические зоны» той или иной степени фактической экстерриториальности, но пока решительных перемен в привлечении инвестиций на этом пути не произошло. Тем не менее в новом законопроекте правительство предприняло новую и весьма масштабную попытку.

Законопроект вводит общий и проектные режимы. Все они более льготные по сравнению с существующим инвестиционным климатом. Общий инвестиционный режим предусматривает отсрочку на три года вступления в силу нормативных правовых актов, ухудшающих условия инвестиционной деятельности.

Мечта предпринимателей сбывается? Не так все просто. Каких-либо условий попадания в этот режим законопроект прямо не устанавливает. Но если бы им могли воспользоваться все инвестиционные проекты, это означало бы, что с момента принятия закона все законо- и нормотворчество должно сосредоточиться исключительно на улучшении условий инвестиционной деятельности. Такого, увы, не может быть. Поэтому в законопроекте есть указание на то, что условия получения «входного билета» в общий инвестиционный режим могут быть разработаны подзаконными актами. Мечта остается мечтой.

Подробнее прописан проектный инвестиционный режим. При объеме собственных инвестиций от 250 млн до 5 млрд руб. инвесторам, заключившим «соглашение о защите и поощрении инвестиций», гарантируется неизменность: налоговых условий (по налогу на прибыль, имущество, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам — за исключением государственных пошлин) на срок от 6 до 20 лет; условий технического регулирования, лицензирования, землепользования и застройки территорий, административных процедур в строительстве — на срок до 3 лет; принятых решений об условиях предоставления мер государственной поддержки — на срок, предусмотренный связанными договорами (соглашениями о предоставлении субсидий и иными аналогичными соглашениями).

Если же инвестор вкладывает не менее 10 млрд руб., дополнительно могут быть гарантированы неухудшение ввозных таможенных пошлин — на срок от 6 до 20 лет; квоты на различные ресурсы, ставки платы по обязательным платежам — на срок до 3 лет.

Инвестиционные льготы налицо. В чем же тогда возражения Дмитрия Козака?

В романе Владимира Орлова «Альтист Данилов» есть «демон на договоре». Так вот, главный риск нового закона — это предоставление льгот по договору, точнее, по «соглашению о защите и поощрении инвестиций». Открывается новое широкое поле для соглашений между чиновниками и представителями прежде всего крупнейших частных компаний. Если учесть, что последние и так делают свой основной бизнес на реализации госзаказов, то с новым законом их уния с чиновниками станет еще крепче. Хотя льготы в законопроекте названы, их получение все равно будет индивидуальным. Все зависит от того, договорятся ли бизнесмены с чиновниками или нет. А способы, облегчающие достижение подобных договоренностей, известны. В том числе Следственному комитету и Генпрокуратуре, работы у которых точно прибавится.

Именно против связки получения льгот с подписанием индивидуального соглашения резко возражал Дмитрий Козак. Антон Силуанов и правительство в целом, конечно, не могут не видеть, что новый закон существенно расширяет госвмешательство в экономику, что сопряжено с новой коррупционной волной. Но, похоже, в правительстве сочли это меньшим злом по сравнению с отсутствием необходимого притока инвестиций.

Когда власть сознательно узаконивает зло, пусть «меньшее», это показатель нездоровья как в экономике, так и в политике.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]