10 новых фактов из рассекреченных переговоров Клинтона и Ельцина
---
В США на сайте президентской библиотеки опубликовали расшифровки всех переговоров Билла Клинтона. Обнародованными оказались и телефонные переговоры между 42-м президентом США и 1-м президентом РФ Борисом Ельциным, охватывающие период 1993-1999 годов. Из разговоров двух лидеров многое открылось впервые. В частности, они обсуждали преемника Ельцина, кредит в 2,5 млрд долларов и подготовку тайной встречи на подводной лодке.
Самое интересное из 600-страничного документа.
Крым и козни коммунистов
В апреле 1996 года Ельцин пожаловался Клинтону на действия своего основного оппонента на предстоящих выборах - Геннадия Зюганова. Ельцин упрекал Клинтона в том, что некоторые американские СМИ позитивно отзываются о коммунистах - как о добрых и честных людях. "Половина из них - фанатики", - заявил Ельцин, стараясь убедить Клинтона повлиять на журналистов.
Причины, по которым СМИ не должны были писать о Зюганове, он называл такие: коммунисты хотят стереть границы между странами СНГ, хотят забрать себе Крым и даже "имеют виды на Аляску".
Стенограмма от 21 апреля 1996 года
Ельцин убеждал коллегу, что не хочет власти, но хочет развития России, а коммунисты этого, по его мнению, дать не могли. Клинтон ничего не ответил, только заметил, что Ельцин совсем ничего не ест и сильно похудел.
Кредит на пенсии
7 мая 1996 года между Кремлем и Вашингтоном произошел короткий разговор, в котором Билл Клинтон и Борис Ельцин обсудили несколько тем, касавшихся внутренней и внешней политики России. Ельцин заверил Клинтона, что успешно съездил в Китай и убедил тамошних лидеров, что США хотят развития отношений с КНР, а также похвастался предстоящими переговорами с лидерами Чечни.
Однако главной темой звонка оказалась просьба о транше в 2,5 млрд долларов. По мнению Ельцина, это бы сильно помогло ему в избирательной кампании. В ответ Клинтон спросил, разве не помогла России реструктуризация долгов Парижского клуба? Ельцин рассказал, что в первой половине года Россия получит только 300 миллионов долларов от МВФ, как обещал его директор, еще 1 миллиард будет во второй половине года. А Ельцину нужны деньги на выплату зарплат и пенсий.
Клинтон не стал обещать 2,5 млрд от США, но пообещал повлиять на МВФ с тем, чтобы Ельцин получил как минимум 1 млрд долларов от международной организации до выборов.
Стенограмма от 7 мая 1996 года
Очевидно, что администрация Клинтона очень внимательно следила за выборами в России, а Ельцин неоднократно звонил президенту США. Тот оказывал ему чуть ли не моральную поддержку, убеждая его в том, что он все делает правильно.
Зависть из-за танцев с девушками
Летом в 1996 году у Клинтона состоялся разговор о проходящей кампании Ельцина. Ельцин отказался ехать с ним на встречу, к чему президент США отнесся с пониманием. Он вспомнил, что недавно видел фотографию Ельцина, танцующего с девушками.
Стенограмма от 18 июня 1996 года
Президент США посетовал, что никто не хочет устраивать ему такие же встречи с избирателями. Судя по всему, имелась в виду фотография Александра Земляниченко с концерта в Ростове-на-Дону. Во время предвыборной поездки Ельцин произнес речь и станцевал с девушками из подтанцовки Евгения Осина. К утру фотография уже была в США в журнале Life.
Фото Земляниченко
Разговоры об операции
В сентябре 1996 года между Ельциным и Клинтоном состоялся телефонный разговор, в котором Ельцин рассказывал о своем состоянии здоровья и просил американского коллегу прислать ему из Америки врачей для консультации.
Клинтон: Я хочу пожелать вам удачи и скорейшего выздоровления, мои мысли и молитвы с вами. Надеюсь, Наина [Ельцина] держится. Борис, рассказать о предстоящей операции было тяжело, но я уверен, что это усилит доверие к вам.
Ельцин: Спасибо, Билл, думаю, будет хорошей идеей, если эксперты из США приедут проконсультировать нас.
Клинтон: Буду рад помочь. Посмотрим, что можно сделать.
В итоге операцию проводил 5 ноября Ренат Акчурин, а следил за ней американский хирург Майкл Дебейки, который приехал через несколько часов после ее начала.
Хитрости НАТО
Несколько разговоров в 1997 году были посвящены расширению НАТО. Дело в том, что в 1995 году Ельцин уже пытался завести разговоры о том, что расширение НАТО может навредить американо-российским отношениям: люди будут возмущаться, а у обоих президентов выборы на носу. Однако Клинтон убедил Ельцина подписать рамочный договор о диалоге "Россия-НАТО", пообещав пустить Россию в G7. Но по факту все действия были отложены на 97-й год.
Клинтон: Я знаю твою позицию, Борис, и не требую от тебя принимать расширение НАТО, но я уверен, что отношения "НАТО-Россия" могут послужить интересам обеих стран, сделать Россию настоящим партнером НАТО.
Ельцин согласился на обсуждение этого вопроса только после обещания начать переговоры о разоружении, которые затем прошли в Хельсинки. Собственно, большая часть из 56 опубликованных переговоров касается именно этих тем - разоружения и НАТО.
Джексон-Вэник и евреи
В марте 1997 года прошла большая встреча в Хельсинки, на которой, помимо НАТО и разоружения, обсуждались и вопросы вхождения России в ВТО. Для этого США должны были отменить поправку Джексона-Вэника, запрещающую торговлю с Россией по многим направлениям. Поправка работала в том числе и как санкция к странам, ограничивающим выезд граждан за рубеж. Россия изменила законодательство, но Клинтон ответил, что по американским требованиям связанные с секретностью законы должны ожидать изменений 10 лет вместо пяти.
А затем Ельцин вспоминает, что недавно видел Нетаньяху, премьер-министра Израиля. Президент России говорит, что Нетаньяху не имеет никаких претензий к ходу эмиграции русских евреев в Израиль.
Ельцин: Он думает, что одного миллиона будет достаточно!
Клинтон: Однажды он захочет, чтобы вы взяли парочку обратно!
Ельцин: Кое-кого из его кабинета министров, например, Щаранского!
Натан Щаранский - советский диссидент, которого обменяли на шпиона Карела Кехера в 1986 году, в 1996-1999 годах был министром промышленности Израиля. Поправку Джексона-Вэника отменили только в 2012 году, сразу же заменив ее на похожий акт Магницкого.
Стенограмма от 21 марта 1997 года
Косовская война
В 1998 году Клинтон позвонил Ельцину, чтобы рассказать о "хулигане" Милошевиче. Клинтон сообщил, что США прямо сейчас наносят авиаудары по Югославии. Клинтон убеждал Ельцина, что Слободан Милошевич убил 30 тысяч невинных людей "только в прошлую пятницу", что он никого не хочет слушать, что никто не планирует отбирать у него землю и вообще: это вопрос не Милошевича, а стабильности России.
Ельцин лишь заметил, что это очень удручающие новости. Россия, по его словам, так долго работала на поддержание мира в вопросах разоружения с США.
Легко кидаться бомбами, но поиск мирного и долгосрочного решения - это другое. Есть только одно правильное решение. Мы еще поговорим об этом, вы и я. Но такого драйва и дружбы между нами теперь уже не будет.
Ельцин также добавил Клинтону, что они потеряли все то, что делали для улучшения отношения российского народа к Западу. И хотя Клинтон пробовал покаяться ("Я бы хотел, чтобы он был ирландцем или что-то в этом роде, но это не так"), для Ельцина этот разговор стал поворотной точкой.
Стенограмма от 24 марта 1998 года
Встреча на подлодке
В 1999 году при участии России удалось достичь некоторых договоренностей по Югославии. Ельцин снова тепло обращался к Клинтону:
Я хотел бы обнять и поцеловать вас, и я искренне рад, что в такой сложной ситуации наша дружба не пострадала.
Неожиданно Ельцин предложил Клинтону обсудить ситуацию в Косово и Приштине с глазу на глаз. Клинтон предложил организовать встречу на всех уровнях, но Ельцин прервал его одной просьбой.
Стенограмма от 13 июня 1999 года
Ельцин предложил встретиться в каком-нибудь тайном месте, на борту судна, на подводной лодке или острове, чтобы ни один человек не мог им помешать. "Чтобы тебя никто не беспокоил и меня никто не дергал", - уговаривал Ельцин.
Клинтон ответил, что не против, но "люди" должны сначала проработать предварительное решение и подготовить встречу, потому что "весь мир считает, что происходит какое-то безумие". Встреча на подлодке так и не состоялась.
Надежный Путин
Ельцин также доверился своему американскому коллеге и рассказал, кого он выбрал себе в преемники. Этим человеком был только что назначенный и.о. председателя правительства Владимир Путин.
Ельцин охарактеризовал Путина как надежного и сведущего человека, ответственного и сильного:
Наконец, я наткнулся на него, Путина, изучив его биографию, интересы, знакомых и прочее. Узнал, что он надежный человек, хорошо осведомленный о многих вещах и знающий свою сферу ответственности. Он основательный и сильный, а также коммуникабельный. Он сможет очень легко налаживать хорошие отношения и контакты с партнерами.
Ельцин сказал, что это тот человек, который нужен Клинтону как партнер, потому что он "хорошо знает Запад". Он пообещал Клинтону при встрече о нем подробно рассказать. Ельцин выразил надежду, что Клинтон одобрит его выбор, а Путин обязательно победит на предстоящих выборах.
Стенограмма от 8 сентября 1999 года
Клинтон заявил, что до сих пор у него были хорошие контакты с Путиным, и президент очень надеется увидеть его на встрече в Окленде, там у него будет возможность поговорить с Путиным.
Ельцин заверил Клинтона, что сделает все, что может, в рамках закона, чтобы Путин победил:
Он жесткий. У него внутренний стержень. И он победит. Вы будете делать дела вместе. Он продолжит линию Ельцина на демократию и экономику и расширит контакты России. У него есть энергия и мозги, чтобы преуспеть.
"Отдай Европу"
В ноябре 1999 года между Ельциным и Клинтоном состоялся весьма специфический диалог о разделе сфер влияния. Ельцин, прочитав депешу Клинтона о состоянии дел в Европе, вдруг предложил ему "оставить Европу в покое". По мнению российского лидера, Европой должны заниматься европейцы, а Россия - наполовину Европа, наполовину Азия.
"Так тебе и Азия нужна?" - возмутился Клинтон. - "Конечно", - ответил Ельцин и заверил, что они со всем разберутся в ближайшее время. Клинтон выразил опасения, что это не понравится европейцам, на что Ельцин сказал:
Я живу в Москве. Москва - это Европа, и мне это нравится. Ты можешь взять все другие страны в мире и обеспечивать безопасность им. А я возьму Европу и буду обеспечивать ее безопасность. Ну, не я, а Россия вообще.
Стенограмма от 19 ноября 1999 года
Когда Ельцин оставил пост президента, Клинтон позвонил ему и выразил уверенность, что демократические преобразования, которые он осуществил, "позволят России интегрироваться в международное сообщество". Клинтон пообещал Ельцину звание "отца русской демократии" в будущем и высоко оценил его заслуги.
Опубликованные документы хорошо показывают, как развивались отношения России и США, чего боялись лидеры и, главное, как относились друг к другу.
Источник
Источник: zagopod.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]