День шахтера: Чем живут горняки в Амурской области
Мой отец был горным мастером, и работал в самых отдаленных уголках России. Мне всегда хотелось понять, на что похожа жизнь горняка. Кажется, теперь я знаю ответ на этот вопрос.
Буммм. Шасси "Боинга" ударяется об бетон взлетно-посадочной полосы города Благовещенска. Вылет в 6 вечера, прилет - в 8 утра, семь половиной часов в воздухе плюс шестичасовая разница во времени. И это только начало - чтобы добраться до цели моего назначения, города угольщиков Райчихинска, нужно проехать без малого двести километров, причем на брутальном полноприводном "Соболе".
Выезжаем из благоустроенного Благовещенска, и пейзаж за окном меняется. Новостройки уступают место стоящим по обе стороны дороги рекламным и социальным плакатам (КУПЛЮ СОЮ. ДОЛЖНИКИ. АВТОСЕРВИС.), но через несколько километров кончаются и они. Впереди - почти две сотни километров, на протяжении которых населенные пункты встречаются реже, чем перекрестки. Новенький "Соболь" скачет на кочках. На еще украшенных обрывками заводского целлофана сиденьях я чувствую себя, словно еду на лошади. Заснуть невозможно даже после утомительного перелета...
Три часа в пути, и вот после бескрайних соевых полей, перемежаемых зелеными хвойными лесополосами, у дороги вырастает желтая бетонная стелла. "Райчихинск - Город угольщиков".
А вот и он, Райчихинск. Ударение на второй слог. Слышится что-то про рай. Крошечный городок в Амурской области, прямо посередине нигде. Признаться, я не ожидал увидеть тут оплот цивилизации, но реальность превзошла все мои ожидания. Словно попал в небольшой, ухоженный городок где-нибудь в Ярославской области, только дороги тут получше, во дворах - чище. По улицам неспешно ездят опрятные "праворульки".
На центральной площади бьет в безоблачное голубое небо высокими струями воды выложенный плиткой круглый фонтан. Рядом, на украшенной цветами улице Победы - сетевые салоны связи и изобилие небольших магазинчиков. Наивный язык вывесок переносит в прошлое. "Игрушки у Андрюшки". "Все для мужчин". "Джинсы. Найди свою пару". Гостиница "Дом пионера" - потому что размещается в бывшем Доме Пионеров.
Чуть дальше по улице - уютный скверик. Обшитой серой гранитной плиткой постамент с именами героев социалистического труда на недавно подкрашенных табличках. На постаменте - гигантский, размером с грузовик 15-ти кубовый ковш карьерного шагающего экскаватора. Покрашенный серебрянкой, это не просто символ города. Когда-то именно здесь, впервые в Советском Союзе, начали добывать уголь открытым способом - гораздо более безопасным, чем шахтная добыча.
Началось все с того, что крошечную деревушку Духовская в тридцатых годах посетила геологическая экспедиция, подтвердившая наличие гигантских запасов бурого угля. Первые угольные разрезы появились уже через год. Шурфы первого рудника под названием Духовской копали вручную, их постоянно затапливало. В 1932 году рудник отгрузил стране 6 тысяч тон угля. Работа была адская и опасная. Через год на производстве трагически погиб и его главный вдохновитель - горный инженер Давид Яковлевич Зельвин. Дабы увековечить память этого человека, поселок был переименован в Зельвино. А работы по разработке новых разрезов продолжались. Уже в 1940 году горняки выдали на-гора 2 млн. 370 тысяч тонн угля. Через четыре года Зельвино и построенные рядом поселки Восточный, Кочковатый, Северный вошли в состав нового города - Райчихинска.
С годами дОбыча (ударение на первый слог) увеличивалась, рос и город. Функционировали школы, детские сады, поликлиника, молокозавод, пивзавод, хлебозавод, ремонтно-механический завод, экспериментально-механический завод, завод строй-детали, мясокомбинат, комбинат по добычи угля "Дальвостуголь", а также фабрики: швейная, обувная, обогатительная. В лучшие годы население составляло до 75 000 человек. В восьмидесятых годах все пошло на спад. С развалом СССР большинство предприятий пришло в упадок, население уменьшилось в два раза. Часть людей уехала в расположенное в 170 километрах село Варваровка, где открыли новый разрез "Ерковецкий". Другая часть - в Благовещенск. Остальные разъехались, куда глаза глядят.
В результате Райчихинск стал моногородом, живущим, по большей части, за счет добычи угля. "Дальвостуголь" стал "Амурским Углем", вошедшим в 2000-х годах в группу "Русский Уголь". Череда слияний и переименований серьезно беспокоила местных жителей, как и тот факт, что по оценкам специалистов, запаса угля в городском разрезе "Северо-Восточный" осталось на несколько десятков лет. Люди на Дальнем Востоке привыкли заботиться сами о себе, и не ждать помощи со стороны, но будущее представлялось им не в лучшем свете....
К счастью, новые акционеры "Русского Угля" понимали, что вся сила компании - в людях. За последние десять лет город и жизнь в нем изменились к лучшему. Сегодня Райчихинск верит в будущее. Убедиться в этом я смог лично, посетив празднование дня шахтера - главного праздника горняков.
Первым делом я отправился в село Варваровка, где живут большая часть работников разреза "Ерковецкий". Когда слышишь слово село, представляешь себе деревянные избы. Варваровка на село не похожа.
Бледно голубые и серые пятиэтажки с чистыми подъездами, два корпуса школы - новый, из белого кирпича, похожий на дворец, и старый корпус начальной школы, двухэтажная панель. На стиснутой многоэтажками площади стоит сцена. Рядом с ней сидят веселые ребятишки.
Всего в школе Варваровки учится 350 детей. Не так уж мало для населенного пункта с заявленным населением в две с половиной тысячи. Из них около 600 человек - работники "Амурского угля", трудящиеся на разрезе.
В селе развита самодеятельность - действуют детские кружки, есть даже хореографический коллектив и фольклорный ансамбль. Вообще, я давно заметил, что в Сибири и на Дальнем Востоке русские национальные традиции развиты едва ли не сильнее, чем в центральной России. На лицах детей и их родителей - искренние улыбки.
И дело тут, кажется, не в приезде высокого начальства - руководителей "Амурского угля" и даже губернатора области. Просто им нравится заниматься любимым делом, будь это подготовка танцевальных номеров, участие в конкурсе рисунков ко дню шахтера или на новый герб села. Похоже, уголь действительно сплотил этих людей, и они ощущают себя частью общего целого.
Хлеб-соль.
Губернатор Амурской области Александр Козлов - молодой человек, ему всего тридцать пять.
Но внешность обманчива.
Свою трудовую карьеру он начал еще в 2000 году в качестве юрисконсульта "Дальвостугля", через десять лет дослужившись до гендиректора "Амурского угля" в Райчихинске. Стал самым молодым министром Приамурья, возглавив ЖКХ области уже в 2011 году. Через еще три года стал мэром Благовещенска. И вот уже почти год - губернатор. Местные жители относятся к нему с теплотой. Еще бы, ведь он свой, угольщик, а не какой-то варяг.
Актовый зал забит до отказа.
Концерт, церемония награждения лучших машинистов экскаваторщиков и тепловозов, сотрудников автобазы, инженеров, электриков, сварщиков - всех тех, кто добывает уголь, приносящих тепло в дома Амурской области.
Один из награжденных - начальник участка №3 разреза "Ерковецкий" Сергей Викторович Глотов.
ё
"Что самое трудное в моей работе? Это найти общий язык со всеми подчиненными. Это 120 человек. Что я буду делать через десять лет? Об этом я не задумывался. Но у меня множество профессий. Например, начинал я с машиниста экскаватора, выигрывал конкурсы, которые сегодня показывали на экране. Но точно буду работать с углем."
.Вообще, принадлежность к угольной отрасли тут как система "Свой-чужой". Но на приезжего с фотоаппаратом смотрят с любопытством, без злобы. Артисты, пограничники, дети и их родители - позируют, улыбаются.
На следующий день праздник продолжился в Райчихинске. Прямо с утра - на открытие катка, реконструированного по всем современным стандартам благодаря помощи "Русского Угля" и благотворительного фонда "Сафмар" бизнесмена и мецената Михаила Гуцериева. Затратное мероприятие - реконструкция обошлась в 23 миллиона рублей - но радость в глазах детишек, вышедших на лед, стоит гораздо большего...
Генеральный директор "Русского угля" Билан Ужахов вручил тренеру местной команды сертификат на экипировку. В свою очередь, получил от губернатора золотой хоккейный шлем.
Следующим пунктом программы стало открытие нового футбольного поля, а затем - возложение цветов к памятнику ветеранам труда. Тому самому ковшу.
Зная о главном вопросе, беспокоящем местных жителей, губернатор Александр Козлов сказал, что решение принято - Райчихинск будет жить, даже когда на "Северо-восточном" разрезе кончится уголь. Во-первых, подтверждены запасы угля в соседних поселках. Остальных сотрудников будут возить в Варваровку вахтенным методом. То есть работы хватит на всех. Школы, поликлиника и все прочее останется на своих местах.
Ветераны труда не скрывали своей радости. Большая часть из них - представители семейных династий горняков. Полный кавалер Знака шахтерской славы, Виктор Михайлович Гостев проработал на разрезах Райчихинска 45 лет. За это время он вырос от электрослесаря и помощника машиниста экскаватора до главного инженера и директора объединения "Дальвостуголь".
"У нас были разные годы. В 1977 году наше предприятие добилось наивысшей производительности - было добыто 14 млн 37 тысяч тонн угля. Сейчас фронта сократились, и мы добываем около трех миллионов тонн. Но важно, что за эти годы мы воспитали большое количество высококлассных специалистов. В 2004 году "Дальвостуголь" стал "Амурским Углем", но традиции, заложенные нашими ветеранами, продолжились. Мой отец отработал на предприятии 35 лет, сын 26 лет, я сам - 45 лет. И наша династия - далеко не единственная в Райчихинске. Хотелось бы чтобы предприятие подольше добывало, т.к. у меня только одно пожелание, продлить жизнь города."
Анатолий Федорович Жорник отработал на предприятии более полувека. На вид не скажешь, что ему 81 год.
Ветеран охотно делится своими секретами: "Раньше много занимался спортом. Сейчас годы уже не те, но как минимум по шесть километров в день хожу. Надо ходить! Сейчас уже на пенсии, но занимаюсь общественной работой - председатель совета ветеранов-угольщиков. Не жалею ли я, что связал свою жизнь с углем? Да как я могу жалеть, ведь такой коллектив! Я до сих пор интересуюсь, как обстановка на разрезе, что делается, какие перспективы. Коллектив у нас всегда был очень дружный. Спортивные, трудовые соревнования, конкурсы - все это проводится и по сей день."
Очередная церемония награждения, теперь уже среди сотрудников "Северо-Восточного", заставила меня укрепиться в мысли, что гордость горняков за свое дело сочетается со скромностью. Получив из рук генерального директора или губернатора диплом, они моментально уходят со сцены, даже не показав его публике, не оставив время фотографам на съемку.
Эти люди не привыкли к публичной славе. Для них не важно собрать лайки в социальной сети под фотографией с губернатором. Они просто хотят иметь возможность делать свою работу, только-то и всего.
Так же скромно народ гуляет и на центральной площади.
Недалеко от сцены (где через пару часов выступила Вика Цыганова) поставили столы. Рядом - импровизированный съестной ряд с шашлыками.
"Попробуй мясо из тандыра, брат!".
`
Украшенный орнаментами высокий тандыр больше похож на кувшин из сказки про Али-Бабу. Спиртное в день праздника в Райчихинске не продается, максимум, можно купить по бокалу пива в местном кафе. Но никто не злоупотребляет - за два дня я не встретил ни одного пьяного человека. Поделившись своими наблюдениями с водителем Константином, я услышал неожиданный ответ: "Ну, в последнее время так. Уже несколько лет. Раньше с площади уходили - все в битом стекле. Могла и в толпе бутылка прилететь. Сейчас сам народ другой стал." Почему? Константин задумался. "Просто жизнь другая стала." В его уверенном голосе мне слышатся позитивные нотки.
Мне тоже хочется верить, что Райчихинск ждет светлое будущее. По крайней мере, предпосылки для этого есть. Ведь главное - это люди, а с этим тут полный порядок.
Взято: artemspec.livejournal.com