15 лет без ЛиАЗ-677 в Москве
Сегодня, кстати, историческая дата! 15 лет назад последнему рейсовому автобусу ЛиАЗ-677 "Мосгортранса". Именно 9 ноября 2004 года на 815 маршрут вышел последний линейный автобус модели ЛиАЗ-677 с бортовым номером 07235.
Фото: Клауд. http://fotobus.msk.ru/photo/1282689/?vid=4660, снято 17 октября 2004 года.
ЛиАЗы, они же "Луноходы" они же "Скотовозы" использовались на московских маршрутах с начала 70-х годов. В 80-е они составляли основу парка, вместе с венгерскими "Икарусами". В начале 90х их час начал подходить к закату, но тут сыграл кризис, банкротство венгерского завода, и век лиазиков ещё продлился более чем на 10 лет.
В Москве эпоха 677-х закончилась в 2004. Но ещё в 2005 году была возможность на них проехаться по городу. Речь идёт об областных автобусах "Мострансавто", которые заезжали на территорию Москвы. Так вот я несколько раз проезжал на лиазике 356-го маршрута от пересечения Каширского шоссе с МКАД до метро Домодедовская.
В мае 2005 вообще "луноходы" ходили по маршруту Москва - Ногинск, 1,5 часа в пути. Правда наша поездка закончилась тогда неудачно - у автобуса сломалась коробка передач на полпути..
Но следом шёл ещё один лиазик по 444 маршруту, можно было уехать на нём в Купавну.
В области вообще ещё скотовозики ходили довольно долго. У любителей транспорта было развлечение кататься в подмосковные города и ездить на них. Практически в любой крупный облцентр можно было приехать и застать несколько штук на конечной.
Массово ЛиАЗ-677 исчезли из подмосковных городов в 2007-2008 годах. А последний автобус в Ступино (довелось в нём при не самых стандартных обстоятельствах и местах проехать :)) ходил до 2011 года.
Помнится, одна из моих последних поездок непосредственно на московских маршрутах в ЛиАЗ-677 была летом 2003 года по 164-му маршруту. Закончилась она печально - меня из него высадили контролёры, так как я ехал по просроченному на 2 года льготному проездному. Проездной они отобрали, но это ладно. То, что высадили именно из 677, вот это я им простить не могу.
Фото, Дмитрий Абушкин, май 2004 год. http://forum.tr.ru/read.php?4,174938,page=all
Тем временем, в самой Москве уже даже не осталось ни одного более автобуса, который бы ездил в ту эпоху. Даже самые новые на тот момент ЛиАЗы-5256 и МАЗ-103, все уже давно на помойке.
Вот так вот, а в остальной России 677-е тоже почти отовсюду исчезли. Ещё год назад последним заповедником оставался город Арзамас Нижегородской области. Возможно и сейчас ещё ходит парочка машин, так что попробуйте туда съездить, если испытываете приступы ностальгии. В сентябре они ещё там ходили.
Взято: griphon.livejournal.com