Цитаты о кошмарах безумия, жутко-пленительной мерзости, панках и пирсинге в творчестве Босха
---
Если бы когда-нибудь нашёлся дневник, трактат, да хоть какая-нибудь рукопись Иеронима Босха — это произвело бы эффект разорвавшейся бомбы. Для сравнения: живший ровно в те же годы и десятилетия Леонардо да Винчи исписал дневниковыми заметками, афоризмами, баснями, эпиграммами, техническими выкладками и пророчествами более семи тысяч страниц! Босх же не завещал потомкам ни строчки. Пять веков они, то есть мы, только и делаем, что гадаем: кем он был, о чем думал и, главное, что он имел в виду.
Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе. Фрагмент.
По мнению ряда исследователей, демон в очках — автопортрет Босха.
* Босх состоит из одних загадок.
(Федерико Дзери, итальянский искусствовед)
* Ничего подобного до сих пор не делали и ни о чем подобном не думали…
(Альбрехт Дюрер, немецкий живописец и график — о творчестве Иеронима Босха)
* Босх, Брейгель и Дюрер, зрители земные, сами были вовлечены в кошмар безумия, вырывавшийся из-под земли и окружавший их со всех сторон… Вся властная сила безумия развёрнута на пространстве чисто визуальном.
(Мишель Фуко, французский философ и культуролог, в книге «История безумия в классическую эпоху»)
* Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватало мужества изображать их такими, какими они являются изнутри.
(Фра Хосе де Сигуэнса, монах, библиотекарь и первый историк Эскориала)
* Свои картины адских шабашей Иероним Босх мог бы подписать теми же словами, которыми Ян ван Эйк засвидетельствовал свое присутствие при тихой сцене бракосочетания Арнольфини: «Я был здесь».
(Эрнст Гомбрих, австрийский и английский историк и теоретик искусства, в книге «История искусства»)
Иероним Босх. Несение креста
1510-е , 83.5×76.7 см
* Картины Иеронима Босха часто интерпретируют так, как будто они — книги кроссвордов или магических тайн. Босх же не «приподнял» католическую религиозную живопись до каких-то особых философских-магических-алхимических «высот», наоборот, он её еще глубже «опустил». В тину какого-то космического суеверия. В муть предсуществования. В копошащуюся массу архетипов-мутантов-роботов-клонов. Его творчество-ремесло было очевидно антигуманистическим. И его недаром обожали испанские религиозные ханжи, садисты и изуверы. Они чуяли своего.
(Игорь Шестков, писатель)
* Главное для зрителя — не поддаться искушению принять зло, которое здесь (на картинах Босха — ред.) выглядит просто очаровательно!
(Жозе Луи Порфирио, португальский музеевед и арт-критик)
* Его искусство не то до странности передовито, не то архаично. Впрочем, в архаизм Босха не очень «веришь», он точно деланный. Смелость мысли, полет фантазии мастера так изумительны, такого колоссального размаха, что они прямо приводят в недоумение: не хочется верить, чтобы эти «бесноватые» по самому исполнению картины были произведением того же времени, что и усердная, тихая, терпеливо отделанная живопись Давида, Мемлинга, младшего Боутса, Метсиса. Между тем, как раз в некоторых приемах пейзажа Босх зачастую архаик, готик. Он любит поднимать горизонт под самый верхний край своих композиций, он делает нелепые ошибки в перспективе, он пользуется массой условных схем.
(Александр Бенуа, художник, историк искусства, художественный критик)
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих
XVI век, 131.5×225 см
* Босх был первым художником, который сумел переосмыслить религиозное искусство и придать своим композициям элементы повседневной жизни, соответствующие вкусам и настроениям своих современников.
(Морис Метерлинк, бельгийский писатель, драматург)
* Что означает, Иероним Босх, этот твой вид, выражающий ужас, и эта бледность уст? Уж не видишь ли ты летающих призраков подземного царства? Я думаю, тебе были открыты и бездна мрачного Плутона, и жилища ада, если ты мог так хорошо написать твоей рукой то, что сокрыто в самых недрах преисподней.
(Доминикус Лампсониус, фламандский ученый-гуманист, поэт и художник XVI века)
* Сам воздух у Босха будто пропитан присутствием дьявола.
(Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между Адом и Раем»)
* Этот мир предстает перед нами расчленённым на множество кусочков, которые перемешались, словно в калейдоскопе, и получается, что сложить «картинку» теперь вряд ли удастся — приходится оставить все как есть и искать в этой путанице гармонию и красоту.
(Роже Кайуа, французский писатель, философ, социолог)
* Я обнаружил панков на одной картине Иеронима Босха, которая меня просто осчастливила: представьте себе, я увидел на ней пирата со множеством колец в носу и ушах, да еще и с наколками. Тогда таких людей единодушно считали уродливыми. Если бы в то время к вам домой явился человек с внешностью панка, вы бы испугались. Сегодня — уже нет.
(Умберто Эко, итальянский писатель, философ, теоретик искусства)
Фрагменты гентского «Несения креста» Босха и посвященные им страницы из книги «История уродства» под редакцией Умберто Эко.
* И еще несколько «панков» Босха — с пирсингом и татуировками. Слева направо фрагменты следующих произведений: правая створка «Сада земных наслаждений», «Увенчание терновым венцом», «Поклонение волхвов» из Метрополитен, «Поклонение волхвов» из Прадо:
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка.
1500-е , 220×97.5 см
Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
1510, 73.8×59 см
Иероним Босх. Поклонение волхвов
1480
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих
1494, 147.4×168.6 см
* Мне нравится реалистичность человеческой похоти, которая есть в моих фильмах. Я — голландец, а голландцы всегда старались быть максимально достоверными в любых произведениях. Босх был маниакально реалистичен. Посмотрите на его картину «Блудный сын»: там изображен бордель, а рядом стоит человек и ссыт себе под ноги. Вы никогда не увидите такого у итальянцев, французов или англичан. Так работали только голландцы. Они выжигали идеализм реализмом. И я делаю то же самое.
(Пол Верховен, кинорежиссер, автор фильмов «Турецкие сладости», «Основной инстинкт»)
Иероним Босх. Странник
XVI век, 71×70.6 см
* Мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной. Эта мерзость, эти исчадия зловонных болот, темных гниющих недр кажутся просто забавными, чуть ли не уютными — такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись!
(Лев Любимов, историк искусства)
* Я замечал в сочельник и на Пасху,
Как у картин Иеронима Босха
Толпились люди, подходили близко,
И в страхе разбегались кто куда…
Кричали: «Прочь! Бесстыдство! Святотатство!» —
Во избежанье Страшного суда.
(Павел Антокольский, поэт)
* Иконография Босха — одинокий и недоступный остров в потоке раннеголландского искусства. Настоящий секрет его ужасов и снов еще предстоит раскрыть. Мы пробили несколько отверстий запретной двери тайной комнаты его сознания, но так и не нашли ключ к разгадке этой тайны.
(Эрвин Панофский, немецко-американский историк и теоретик искусства)
Иероним Босх. Рай и Ад (Четыре видения загробного мира)
1516, 86.5×158 см
В цитате Александра Бенуа сохранено авторское написание имен художников.
Собрала Анна Вчерашняя
Источник - Артхив
Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе. Фрагмент.
По мнению ряда исследователей, демон в очках — автопортрет Босха.
* Босх состоит из одних загадок.
(Федерико Дзери, итальянский искусствовед)
* Ничего подобного до сих пор не делали и ни о чем подобном не думали…
(Альбрехт Дюрер, немецкий живописец и график — о творчестве Иеронима Босха)
* Босх, Брейгель и Дюрер, зрители земные, сами были вовлечены в кошмар безумия, вырывавшийся из-под земли и окружавший их со всех сторон… Вся властная сила безумия развёрнута на пространстве чисто визуальном.
(Мишель Фуко, французский философ и культуролог, в книге «История безумия в классическую эпоху»)
* Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватало мужества изображать их такими, какими они являются изнутри.
(Фра Хосе де Сигуэнса, монах, библиотекарь и первый историк Эскориала)
* Свои картины адских шабашей Иероним Босх мог бы подписать теми же словами, которыми Ян ван Эйк засвидетельствовал свое присутствие при тихой сцене бракосочетания Арнольфини: «Я был здесь».
(Эрнст Гомбрих, австрийский и английский историк и теоретик искусства, в книге «История искусства»)
Иероним Босх. Несение креста
1510-е , 83.5×76.7 см
* Картины Иеронима Босха часто интерпретируют так, как будто они — книги кроссвордов или магических тайн. Босх же не «приподнял» католическую религиозную живопись до каких-то особых философских-магических-алхимических «высот», наоборот, он её еще глубже «опустил». В тину какого-то космического суеверия. В муть предсуществования. В копошащуюся массу архетипов-мутантов-роботов-клонов. Его творчество-ремесло было очевидно антигуманистическим. И его недаром обожали испанские религиозные ханжи, садисты и изуверы. Они чуяли своего.
(Игорь Шестков, писатель)
* Главное для зрителя — не поддаться искушению принять зло, которое здесь (на картинах Босха — ред.) выглядит просто очаровательно!
(Жозе Луи Порфирио, португальский музеевед и арт-критик)
* Его искусство не то до странности передовито, не то архаично. Впрочем, в архаизм Босха не очень «веришь», он точно деланный. Смелость мысли, полет фантазии мастера так изумительны, такого колоссального размаха, что они прямо приводят в недоумение: не хочется верить, чтобы эти «бесноватые» по самому исполнению картины были произведением того же времени, что и усердная, тихая, терпеливо отделанная живопись Давида, Мемлинга, младшего Боутса, Метсиса. Между тем, как раз в некоторых приемах пейзажа Босх зачастую архаик, готик. Он любит поднимать горизонт под самый верхний край своих композиций, он делает нелепые ошибки в перспективе, он пользуется массой условных схем.
(Александр Бенуа, художник, историк искусства, художественный критик)
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих
XVI век, 131.5×225 см
* Босх был первым художником, который сумел переосмыслить религиозное искусство и придать своим композициям элементы повседневной жизни, соответствующие вкусам и настроениям своих современников.
(Морис Метерлинк, бельгийский писатель, драматург)
* Что означает, Иероним Босх, этот твой вид, выражающий ужас, и эта бледность уст? Уж не видишь ли ты летающих призраков подземного царства? Я думаю, тебе были открыты и бездна мрачного Плутона, и жилища ада, если ты мог так хорошо написать твоей рукой то, что сокрыто в самых недрах преисподней.
(Доминикус Лампсониус, фламандский ученый-гуманист, поэт и художник XVI века)
* Сам воздух у Босха будто пропитан присутствием дьявола.
(Вальтер Бозинг, автор книги «Иероним Босх. Между Адом и Раем»)
* Этот мир предстает перед нами расчленённым на множество кусочков, которые перемешались, словно в калейдоскопе, и получается, что сложить «картинку» теперь вряд ли удастся — приходится оставить все как есть и искать в этой путанице гармонию и красоту.
(Роже Кайуа, французский писатель, философ, социолог)
* Я обнаружил панков на одной картине Иеронима Босха, которая меня просто осчастливила: представьте себе, я увидел на ней пирата со множеством колец в носу и ушах, да еще и с наколками. Тогда таких людей единодушно считали уродливыми. Если бы в то время к вам домой явился человек с внешностью панка, вы бы испугались. Сегодня — уже нет.
(Умберто Эко, итальянский писатель, философ, теоретик искусства)
Фрагменты гентского «Несения креста» Босха и посвященные им страницы из книги «История уродства» под редакцией Умберто Эко.
* И еще несколько «панков» Босха — с пирсингом и татуировками. Слева направо фрагменты следующих произведений: правая створка «Сада земных наслаждений», «Увенчание терновым венцом», «Поклонение волхвов» из Метрополитен, «Поклонение волхвов» из Прадо:
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка.
1500-е , 220×97.5 см
Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
1510, 73.8×59 см
Иероним Босх. Поклонение волхвов
1480
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих
1494, 147.4×168.6 см
* Мне нравится реалистичность человеческой похоти, которая есть в моих фильмах. Я — голландец, а голландцы всегда старались быть максимально достоверными в любых произведениях. Босх был маниакально реалистичен. Посмотрите на его картину «Блудный сын»: там изображен бордель, а рядом стоит человек и ссыт себе под ноги. Вы никогда не увидите такого у итальянцев, французов или англичан. Так работали только голландцы. Они выжигали идеализм реализмом. И я делаю то же самое.
(Пол Верховен, кинорежиссер, автор фильмов «Турецкие сладости», «Основной инстинкт»)
Иероним Босх. Странник
XVI век, 71×70.6 см
* Мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной. Эта мерзость, эти исчадия зловонных болот, темных гниющих недр кажутся просто забавными, чуть ли не уютными — такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись!
(Лев Любимов, историк искусства)
* Я замечал в сочельник и на Пасху,
Как у картин Иеронима Босха
Толпились люди, подходили близко,
И в страхе разбегались кто куда…
Кричали: «Прочь! Бесстыдство! Святотатство!» —
Во избежанье Страшного суда.
(Павел Антокольский, поэт)
* Иконография Босха — одинокий и недоступный остров в потоке раннеголландского искусства. Настоящий секрет его ужасов и снов еще предстоит раскрыть. Мы пробили несколько отверстий запретной двери тайной комнаты его сознания, но так и не нашли ключ к разгадке этой тайны.
(Эрвин Панофский, немецко-американский историк и теоретик искусства)
Иероним Босх. Рай и Ад (Четыре видения загробного мира)
1516, 86.5×158 см
В цитате Александра Бенуа сохранено авторское написание имен художников.
Собрала Анна Вчерашняя
Источник - Артхив
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]