Бизнесу напишут единые правила
---
Минэкономразвития подготовило законопроект, который позволит бизнесу получать разрешения на разные виды деятельности по единым правилам.
Их изложат в законе «Об основах разрешительной деятельности», с проектом которого ознакомились «Ведомости». Подлинность документа изданию подтвердил представитель Минэкономразвития.
По словам вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Варварина, в настоящее время разрешения на ведение бизнеса оформляются более чем на 500 видов деятельности. Однако регулируются процедуры по-разному, часто ведомственными актами. В такой ситуации нагрузка на бизнес увеличивается, добавил ответственный секретарь комитета по контрольно-надзорной деятельности «Деловой России» Илья Борзик.
Замглавы Минэкономразвития Савва Шипов также отметил, что общие правила дадут бизнесу четкое понимание, как получать разрешения, и гарантируют прозрачность процедур. По его словам, законопроект закрепляет также общие правила приостановления и прекращения разрешений. Сейчас максимальный срок не установлен, в документе предполагается закрепить его 60 днями.
Главный эксперт департамента законотворческой деятельности Торгово-промышленной палаты РФ Алексей Переседов обратил внимание на то, что приостановка разрешения на два месяца может парализовать работу некоторых малых и средних предприятий и даже привести к их банкротству.
Это связано с тем, что согласно действующему законодательству, лицензия в случае ее приостановления возобновляется после того, как устранены все нарушения, а время на их устранение отводит ведомство, выдавшее разрешение, что создает дополнительные сложности. По мнению Переседова, срок приостановки и прекращения разрешений необходимо сократить до 30 дней.
Данные о выданных разрешениях планируется хранить в электронных реестрах, доступ к которым будет открытым и бесплатным; если деятельность связана с безопасностью и обороной, будут выдаваться печатные документы, уточняет представитель Минэкономразвития.
В то же время у бизнеса есть серьезные претензии к предлагаемым изменениям. Так, конкретные процедуры будут определены в отраслевых законах, однако для лицензирования, аккредитации и сертификации специальное регулирование сохранится.
Кроме того, на 35 видов контроля и видов деятельности, для которых требуется получать разрешения, законопроект не распространяется вовсе. Среди них экспортный контроль, тарифы, работа естественных монополий.
Также в нынешней редакции законопроекта список разрешений открытый, что создает неопределенность. Член совета «Опоры России» Дмитрий Несветов добавил, что условия выдачи разрешений «все время меняются», и бизнесу необходимо тратить время и деньги, чтобы подстраиваться под них.
Как сообщал «Давыдов.Индекс», ранее представители российского бизнес-сообщества сообщили об ухудшении ситуации с защитой своих прав и интересов. Согласно результатам исследования, негативной называют ситуацию 66% бизнесменов: из них 50% считают, что их право защищены недостаточно, 16% — что совершенно незащищены.
49% опрошенных считают, что за последний год ситуация ухудшилась, 47% заявили об увеличении административной нагрузки на их бизнес. По сравнению с 2018 годом, последний показатель вырос на 6 п.п. В том, что ситуация ухудшилась из-за действий чиновников, уверены 6,4% опрошенных, 17% винят в этом постоянные изменения правил, 25,6% жалуются на растущие затраты при ведении бизнеса.
Эксперт Алексей Тимченко считает, что идея о едином порядке выдачи сертификатов, разрешений, лицензий и иных разрешительных документов для бизнеса хороша:
Однако, чтобы она адекватно работала, необходимо детализировать этот процесс на уровне соответствующих подзаконных нормативных правовых актов министерств и ведомств, которые, собственно, и занимаются такими административными процедурами. По-видимому, самый оптимальный путь — разработка на уровне Минэкономразвития единого типового административного регламента, в котором бы предусматривались все аспекты соответствующего процесса. Также нужно сводить разрешительные процедуры к режиму «одного окна», когда предприниматели не будут бегать по разным инстанциям и искать там решение своих вопросов.
Эксперт Сергей Авишев приветствует данное решение:
Общие правила по выдаче разрешений на различные виды предпринимательской деятельности, предложенные в проекте закона «Об основах разрешительной деятельности», на мой взгляд, являются серьезным шагом правительства по установлению для бизнеса единых правил игры. Подобные новеллы, направленные на упорядочивание и установление открытости разрешительных процедур, являются назревшей необходимостью, так как на сегодняшний день разрешения оформляются более чем на 500 видов предпринимательской деятельности.
Их изложат в законе «Об основах разрешительной деятельности», с проектом которого ознакомились «Ведомости». Подлинность документа изданию подтвердил представитель Минэкономразвития.
По словам вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Варварина, в настоящее время разрешения на ведение бизнеса оформляются более чем на 500 видов деятельности. Однако регулируются процедуры по-разному, часто ведомственными актами. В такой ситуации нагрузка на бизнес увеличивается, добавил ответственный секретарь комитета по контрольно-надзорной деятельности «Деловой России» Илья Борзик.
Замглавы Минэкономразвития Савва Шипов также отметил, что общие правила дадут бизнесу четкое понимание, как получать разрешения, и гарантируют прозрачность процедур. По его словам, законопроект закрепляет также общие правила приостановления и прекращения разрешений. Сейчас максимальный срок не установлен, в документе предполагается закрепить его 60 днями.
Главный эксперт департамента законотворческой деятельности Торгово-промышленной палаты РФ Алексей Переседов обратил внимание на то, что приостановка разрешения на два месяца может парализовать работу некоторых малых и средних предприятий и даже привести к их банкротству.
Это связано с тем, что согласно действующему законодательству, лицензия в случае ее приостановления возобновляется после того, как устранены все нарушения, а время на их устранение отводит ведомство, выдавшее разрешение, что создает дополнительные сложности. По мнению Переседова, срок приостановки и прекращения разрешений необходимо сократить до 30 дней.
Данные о выданных разрешениях планируется хранить в электронных реестрах, доступ к которым будет открытым и бесплатным; если деятельность связана с безопасностью и обороной, будут выдаваться печатные документы, уточняет представитель Минэкономразвития.
В то же время у бизнеса есть серьезные претензии к предлагаемым изменениям. Так, конкретные процедуры будут определены в отраслевых законах, однако для лицензирования, аккредитации и сертификации специальное регулирование сохранится.
Кроме того, на 35 видов контроля и видов деятельности, для которых требуется получать разрешения, законопроект не распространяется вовсе. Среди них экспортный контроль, тарифы, работа естественных монополий.
Также в нынешней редакции законопроекта список разрешений открытый, что создает неопределенность. Член совета «Опоры России» Дмитрий Несветов добавил, что условия выдачи разрешений «все время меняются», и бизнесу необходимо тратить время и деньги, чтобы подстраиваться под них.
Как сообщал «Давыдов.Индекс», ранее представители российского бизнес-сообщества сообщили об ухудшении ситуации с защитой своих прав и интересов. Согласно результатам исследования, негативной называют ситуацию 66% бизнесменов: из них 50% считают, что их право защищены недостаточно, 16% — что совершенно незащищены.
49% опрошенных считают, что за последний год ситуация ухудшилась, 47% заявили об увеличении административной нагрузки на их бизнес. По сравнению с 2018 годом, последний показатель вырос на 6 п.п. В том, что ситуация ухудшилась из-за действий чиновников, уверены 6,4% опрошенных, 17% винят в этом постоянные изменения правил, 25,6% жалуются на растущие затраты при ведении бизнеса.
Эксперт Алексей Тимченко считает, что идея о едином порядке выдачи сертификатов, разрешений, лицензий и иных разрешительных документов для бизнеса хороша:
Однако, чтобы она адекватно работала, необходимо детализировать этот процесс на уровне соответствующих подзаконных нормативных правовых актов министерств и ведомств, которые, собственно, и занимаются такими административными процедурами. По-видимому, самый оптимальный путь — разработка на уровне Минэкономразвития единого типового административного регламента, в котором бы предусматривались все аспекты соответствующего процесса. Также нужно сводить разрешительные процедуры к режиму «одного окна», когда предприниматели не будут бегать по разным инстанциям и искать там решение своих вопросов.
Эксперт Сергей Авишев приветствует данное решение:
Общие правила по выдаче разрешений на различные виды предпринимательской деятельности, предложенные в проекте закона «Об основах разрешительной деятельности», на мой взгляд, являются серьезным шагом правительства по установлению для бизнеса единых правил игры. Подобные новеллы, направленные на упорядочивание и установление открытости разрешительных процедур, являются назревшей необходимостью, так как на сегодняшний день разрешения оформляются более чем на 500 видов предпринимательской деятельности.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]