Как в России каши полюбили
Каша – тема хоть и не самая популярная, но полезная и исконная. В общем-то, не лебеди и осетры, не кулебяки и поросята составляли основу русской кухни. А самая что ни на есть простая каша.
Впрочем, простая, да не очень. С кашей у нас вообще все не просто. Хотя с чем в нашей истории вообще просто, спрашиваю я себя, вздыхая. Но каша в этом ряду – не самая последняя загадка.
Вообще, каша – основной претендент на роль русского национального кушанья. Если в чем и была разнообразна русская кухня, так это в блюдах растительного происхождения. А это действительно главным образом каши, приготовленные из разнообразных сельскохозяйственных культур – овса, ржи, пшеницы, гречихи, ячменя и т. д.
«Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой и ключнику поручать, как челядь кормить в какой день: в скоромные дни хлеб решетный, щи каждый день да каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя ее, и крутая с салом…, а на ужин щи да молоко или каша; а в постные дни щи да житная каша, иногда с вареньем... По воскресеньям да праздникам к обеду какие-нибудь пироги, или густые каши, или овощи, или селедочная каша, и что Бог пошлет» (Домострой, 1550-е гг)Как вы видите из текста источника, каши делали и с добавлением более экзотических продуктов – ветчины, селедки и т. п. Полагаю, что даже в самых наших горячих фантазиях мы сегодня вряд ли сможем представить себе эту селедочную кашу. Вот об этом я и рассказываю в очередной серии нашего с Ольгой Сюткиной видео-проекта «Русская кухня: непридуманная история»:
Только не надо нам говорить: «Ну как так?» Ведь общеизвестно, что каша – древнейшее русское блюдо. Ведь еще летопись 1239 года сообщает, как Александр Невский «в Торопце ту кашу чинил, а в Новгороде – другую». Да и сам В. В. Похлебкин пишет: «В X–XIV веках каши приобрели значение массового ритуального блюда, которыми начиналось и завершалось любое крупное мероприятие… княжеская свадьба и т. п.».
Ну что здесь сказать? В какой-то степени, это так. Только есть тут некоторая тонкость, которую хотелось бы сразу объяснить. Действительно, в ранних русских летописях имеются упоминания о тех или иных продуктах, или, скажем точнее, встречаются слова, напоминающие сегодняшнему читателю названия блюд. А вы уверены, что, переписанные не один десяток раз с перерывами в сотни лет, эти документы несут первоначальный смысл? О каше (блюде) ли вообще идет речь или же о «массовом мероприятии» с учетом того, что в русском языке есть слова «однокашники», раньше употреблялось выражение «мы с ним в одной каше» (т.е. компании, артели). Очень жаль, но в данном случае лингвистические предположения в значительной степени выдаются за якобы исторические факты. Ну вот смотрите сами.
Что это за исходный документ, откуда взята цитата про кашу, и все ли с ним ясно и однозначно? На самом деле, это – «Повесть о житии Александра Невского», литературное произведение XIII века. Среди прочего в нем рассказывается и о состоявшейся в 1239 году в Торопце (где, собственно, и «чинили» ту самую кашу) свадьбе новгородского князя Александра Невского с Александрой, дочерью полоцкого князя Брячислава.
А теперь задумайтесь над тем, что там была за каша в исходном тексте, если сама «Повесть…» дошла до нас в различных редакциях XIII–XVIII веков. «История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным… На протяжении нескольких веков первая редакция неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями… и редакцией Софийской первой летописи». Вот такая вот достоверность текста получается. Это мы не к тому, что каш в XIII веке в Новгороде не было. Да были, конечно! Только рассуждать «со знанием дела», из чего там они готовились и как елись, – дело неблагодарное.
Тех же, кто смог досмотреть наше видео про историю в течение 5-6 минут, ждет сюрприз. Во второй половине мы приготовим для вас замечательную рисовую кашу в тыкве. Самый сезон ведь!
Тыква с рисовой кашей
Что нужно:
тыква
1 ст. круглозерного риса
2 ст. молока
соль и сахар по вкусу
2 ст. ложки сливочного масла
Что делать:
Сварить до полуготовности риса молочную кашу.
Посолить и по вкусу добавить сахара. По желанию можно добавить корицу, изюм, курагу.
Срезать с тыквы крышку и тщательно вычистить внутренности.
Духовку разогреть до 160 градусов.
Переложить кашу в тыкву, положить сливочное масло.
Закрыть крышечкой от тыквы и поставить в духовку.
Готовить до полной мягкости тыквы. Подавать кашу вместе с тыквенной мякотью.
Ну, а наслаждаясь этим блюдом, вспомните о долгой и нелегкой судьбе каши за нашим русским столом.
Взято: p-syutkin.livejournal.com