Салават Нафиков: «Наш турист находится в радиусе пятисот километров»
---
-Салават, ты директор санатория «Якты-куль» (UPD - председатель госкомитета республики Башкортостан по туризму). Когда ты начал работать, первым решением было уменьшить цены. Как это в итоге стало больше приносить денег?
-Опустил цены не я. Мы это решили коллегиально. За два год работы командой мы сделали вывод: цены необходимо опускать. Вопрос в том, сколько готов платить потребитель, больше получить от него невозможно. И когда проводили опрос в свое время, мы поняли, что цена должна быть такая. 1500 рублей в сутки – с такой суммой наша целевая аудитория – а это сельские пенсионеры – готова была расстаться.
фото Дим Тулунгужин
-Но как это помогло увеличить прибыль?
-Деньги, есть люди или нет , ты в любом случае тратишь. Лучше продать недорогие путевки, чем вообще не продать. Пустующие номера – потерянные деньги хоть в межсезонье, хоть летом.
-Можно такую штуку распространить на туризм? Если представить, что Башкирия – это большой незаполненный санаторий, как бы ты заполнил ее туристами?
- Это другая модель, так не работает
-Хорошо, спрошу по-другому: как заполнить туристами Башкирию?
-Они едут к нам, но едут сами по себе. Другой вопрос: как организовать доступность территории вообще – дороги, инфраструктура, цены. Все это – доступность. И важно – как заполнить. Мы почему-то не считаем своих внутренних, республиканских, туристов. Мало кто из нас бывал на Мурадымовском ущелье, или где протекает Кама. А там красиво. Внутренний туризм – еще одно направление. Моя мама ни разу не была в пещере Шульган-таш, на Иремеле. А ведь у нас даже нет такой статистики. Но это такой же туризм – те же деньги за размещение. Наши дети и есть будущие потребители, а они никак в этой системе не задействованы. Детские, юношеские походы все помнят. Цвет лодки на Белой… Это эмоции.
-Внутренний туризм?
-Да, и им в том числе должна заниматься республика. За детьми и подростками, будущими потребителями.
-Ты предлагаешь довольно нестандартную идею – начать с внутреннего туризма. А если мы говорим про российских туристов, как заманить их к нам?
-Не надо строить иллюзии, что вся Европа поедет смотреть Башкирию. Сколько не пиарься в Европе, они не поедут. Статистика такая – приезжают чаще в радиусе пятисот километров. Не поедет Калининград в Уфу, а Екатеринбург и Челябинск – поедут. Наш турист в радиусе от Башкирии 500-800 км. Вот наш туристический потенциал, объем рынка.
-Что им предложить? Из-за чего турист поедет?
-У нас уникальность в чем? Безопасный, настоящий, красивый Урал. Это очень просто. У нас есть все – горы, озера, реки, пещеры, конный туризм. А главное – это безопасный туризм и по природным, и человеческим факторам.
-А национальная изюминка?
-Нужно признать, что массовый турист не едет смотреть на индейцев, это дополнительная и важная опция, но это не самое главное. Основное – естественный природный ресурс.
- То чего нет в Татарстане и никогда не будет. И у нас не отнимут.
-Туризм в Башкирии не купят и не заберут, как забрали «Башнефть»: у нас его не отнимешь – гору не заберешь с собой. Поэтому вкладывать в туризм, развивать его выгодно.
-Если говорить о цифрах, в какой топ мы в перспективе войдем?
-Москва, Питер, Казань – истории с точки зрения потребителя понятные, сильно уговаривать себя ехать сюда не надо. Здесь, у нас, другие ценности – природа, горы, здесь себя нужно немного заставить, чтобы все это увидеть. Кайф пройти эти 25 километров, преодолеть себя, и вот ты, уставший и довольный, проходишь обратно 25 километров. И тогда ты поймешь, зачем нужны горы.
-Как ты оцениваешь инфраструктуру?
-До Иремеля со стороны Белорецка практически 50 км дороги надо бы сделать, чтобы туда пошел бизнес строить отели – самый простой пример. Как только появятся первые признаки присутствия бизнеса, турист пойдет на готовое. Сделать бы элементарные вещи: дорога, стоянка, электричество. Поток вырастет мгновенно. Но туристы выбирают тот же Тюлюк, где все уже работает. Из десяти туристов девять поднимаются со стороны Тюлюка, и один – с Белорецка. И все эти туристы оставляют деньги челябинцам. А это 30 тысяч в год – уже что-то. Это уже минимум 30 млн.
-Как сдвинуть этот вопрос с мертвой точки?
-У нас в республике туризм как экономическая отрасль, к сожалению, никогда не стояла в приоритете. Потому что туризм не приносил чистый денежный доход республике, и поэтому мы – регион-донор, нам нефтянка приносит деньги, а уж точно не туризм. Это отношение поменяется, когда глава сельского поселения, глава района увидит с этого туризма деньги в виде налогов, арендной платы, и тогда они начнут на местах двигать эту тему.
-Сначала инфраструктура, потом бизнес, потом туристы?
-Сначала всегда появляется идея. Потом она обосновывается в виде общественного обсуждения, и только после одобрения большинства идея превращается в конкретные решения и уже после всего этого туда приходит бизнес.
-Билет из соседнего Екатеринбурга в Уфу стоит больше десяти тысяч. А Екатеринбург входит в тот радиус, о котором ты говорил. Не каждый захочет ехать 10 часов на машине или автобусе. Изменится ли авиасообщение с Башкирией, если будет куда ехать?
-Советской системы авиаперевозок больше нет, а жаль. Есть замечательное выражение: «Километр дороги тебе ничего не даст, но километр взлетно-посадочной полосы откроет тебе весь мир». Малой авиации нет, самолеты два раза в день летали из Магнитогорска в Уфу, были рейсы из Белорецка, но все это резко закончилось. Нужно вновь развивать авиацию. 50 процентов рейсов должны выполняться через региональные аэропорты – кажется, именно такая цифра была озвучена в майских указах Владимира Путина. Есть еще крупный проект про трансформации РЖД.
-Какое у тебя любимое место в Башкирии?
-Конечно, «Якты-Куль». Там я родился, и где бы я не был, летом вспоминаю, как купаюсь, прохладу озера, зимой вдали от дома не хватает белого снега в горах, весной – ощущаю запах травы, детство, сенокос. Мое сердце там.
- Ваша самая характерная черта?
-Доброта.
-Качество, которое больше всего цените в мужчине?
-Честность.
-Женщине?
-Честность.
-В друзьях?
-Открытость.
-Что является твоим главным недостатком?
-Много беру на себя, тянуть тяжело.
-Любимое занятие?
-Беседовать.
-Какова твоя мечта о счастье?
-Получать кайф от сделанного.
-Самое большое несчастье?
-Утраты.
-В какой стране хотелось бы жить?
-Где все относятся друг к другу с уважением.
-Способность, которой бы хотели обладать?
Все предвидеть.
-Как бы вы хотели умереть?
-Быстро.
-Что бы вы спросили, увидев у бога?
-Какие у нас планы на сегодня?
-Опустил цены не я. Мы это решили коллегиально. За два год работы командой мы сделали вывод: цены необходимо опускать. Вопрос в том, сколько готов платить потребитель, больше получить от него невозможно. И когда проводили опрос в свое время, мы поняли, что цена должна быть такая. 1500 рублей в сутки – с такой суммой наша целевая аудитория – а это сельские пенсионеры – готова была расстаться.
фото Дим Тулунгужин
-Но как это помогло увеличить прибыль?
-Деньги, есть люди или нет , ты в любом случае тратишь. Лучше продать недорогие путевки, чем вообще не продать. Пустующие номера – потерянные деньги хоть в межсезонье, хоть летом.
-Можно такую штуку распространить на туризм? Если представить, что Башкирия – это большой незаполненный санаторий, как бы ты заполнил ее туристами?
- Это другая модель, так не работает
-Хорошо, спрошу по-другому: как заполнить туристами Башкирию?
-Они едут к нам, но едут сами по себе. Другой вопрос: как организовать доступность территории вообще – дороги, инфраструктура, цены. Все это – доступность. И важно – как заполнить. Мы почему-то не считаем своих внутренних, республиканских, туристов. Мало кто из нас бывал на Мурадымовском ущелье, или где протекает Кама. А там красиво. Внутренний туризм – еще одно направление. Моя мама ни разу не была в пещере Шульган-таш, на Иремеле. А ведь у нас даже нет такой статистики. Но это такой же туризм – те же деньги за размещение. Наши дети и есть будущие потребители, а они никак в этой системе не задействованы. Детские, юношеские походы все помнят. Цвет лодки на Белой… Это эмоции.
-Внутренний туризм?
-Да, и им в том числе должна заниматься республика. За детьми и подростками, будущими потребителями.
-Ты предлагаешь довольно нестандартную идею – начать с внутреннего туризма. А если мы говорим про российских туристов, как заманить их к нам?
-Не надо строить иллюзии, что вся Европа поедет смотреть Башкирию. Сколько не пиарься в Европе, они не поедут. Статистика такая – приезжают чаще в радиусе пятисот километров. Не поедет Калининград в Уфу, а Екатеринбург и Челябинск – поедут. Наш турист в радиусе от Башкирии 500-800 км. Вот наш туристический потенциал, объем рынка.
-Что им предложить? Из-за чего турист поедет?
-У нас уникальность в чем? Безопасный, настоящий, красивый Урал. Это очень просто. У нас есть все – горы, озера, реки, пещеры, конный туризм. А главное – это безопасный туризм и по природным, и человеческим факторам.
-А национальная изюминка?
-Нужно признать, что массовый турист не едет смотреть на индейцев, это дополнительная и важная опция, но это не самое главное. Основное – естественный природный ресурс.
- То чего нет в Татарстане и никогда не будет. И у нас не отнимут.
-Туризм в Башкирии не купят и не заберут, как забрали «Башнефть»: у нас его не отнимешь – гору не заберешь с собой. Поэтому вкладывать в туризм, развивать его выгодно.
-Если говорить о цифрах, в какой топ мы в перспективе войдем?
-Москва, Питер, Казань – истории с точки зрения потребителя понятные, сильно уговаривать себя ехать сюда не надо. Здесь, у нас, другие ценности – природа, горы, здесь себя нужно немного заставить, чтобы все это увидеть. Кайф пройти эти 25 километров, преодолеть себя, и вот ты, уставший и довольный, проходишь обратно 25 километров. И тогда ты поймешь, зачем нужны горы.
-Как ты оцениваешь инфраструктуру?
-До Иремеля со стороны Белорецка практически 50 км дороги надо бы сделать, чтобы туда пошел бизнес строить отели – самый простой пример. Как только появятся первые признаки присутствия бизнеса, турист пойдет на готовое. Сделать бы элементарные вещи: дорога, стоянка, электричество. Поток вырастет мгновенно. Но туристы выбирают тот же Тюлюк, где все уже работает. Из десяти туристов девять поднимаются со стороны Тюлюка, и один – с Белорецка. И все эти туристы оставляют деньги челябинцам. А это 30 тысяч в год – уже что-то. Это уже минимум 30 млн.
-Как сдвинуть этот вопрос с мертвой точки?
-У нас в республике туризм как экономическая отрасль, к сожалению, никогда не стояла в приоритете. Потому что туризм не приносил чистый денежный доход республике, и поэтому мы – регион-донор, нам нефтянка приносит деньги, а уж точно не туризм. Это отношение поменяется, когда глава сельского поселения, глава района увидит с этого туризма деньги в виде налогов, арендной платы, и тогда они начнут на местах двигать эту тему.
-Сначала инфраструктура, потом бизнес, потом туристы?
-Сначала всегда появляется идея. Потом она обосновывается в виде общественного обсуждения, и только после одобрения большинства идея превращается в конкретные решения и уже после всего этого туда приходит бизнес.
-Билет из соседнего Екатеринбурга в Уфу стоит больше десяти тысяч. А Екатеринбург входит в тот радиус, о котором ты говорил. Не каждый захочет ехать 10 часов на машине или автобусе. Изменится ли авиасообщение с Башкирией, если будет куда ехать?
-Советской системы авиаперевозок больше нет, а жаль. Есть замечательное выражение: «Километр дороги тебе ничего не даст, но километр взлетно-посадочной полосы откроет тебе весь мир». Малой авиации нет, самолеты два раза в день летали из Магнитогорска в Уфу, были рейсы из Белорецка, но все это резко закончилось. Нужно вновь развивать авиацию. 50 процентов рейсов должны выполняться через региональные аэропорты – кажется, именно такая цифра была озвучена в майских указах Владимира Путина. Есть еще крупный проект про трансформации РЖД.
-Какое у тебя любимое место в Башкирии?
-Конечно, «Якты-Куль». Там я родился, и где бы я не был, летом вспоминаю, как купаюсь, прохладу озера, зимой вдали от дома не хватает белого снега в горах, весной – ощущаю запах травы, детство, сенокос. Мое сердце там.
- Ваша самая характерная черта?
-Доброта.
-Качество, которое больше всего цените в мужчине?
-Честность.
-Женщине?
-Честность.
-В друзьях?
-Открытость.
-Что является твоим главным недостатком?
-Много беру на себя, тянуть тяжело.
-Любимое занятие?
-Беседовать.
-Какова твоя мечта о счастье?
-Получать кайф от сделанного.
-Самое большое несчастье?
-Утраты.
-В какой стране хотелось бы жить?
-Где все относятся друг к другу с уважением.
-Способность, которой бы хотели обладать?
Все предвидеть.
-Как бы вы хотели умереть?
-Быстро.
-Что бы вы спросили, увидев у бога?
-Какие у нас планы на сегодня?
Взято: rais.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]