Советские крабы как спасение от голода
Советские крабы СНАТКА. Да-да, те самые, которые «так вкусны и нежны». Немногие сегодня знают, что этот бренд возник благодаря… голоду конца 1920-х. Это, конечно, был не голодомор, последовавший через 5 лет. Но тоже, как говорится, не подарок.
Лов краба японцами на Дальнем Востоке манил своими прибылями молодую советскую власть. Но руки дошли лишь к 1925 году. Именно тогда у нас делаются первые попытки создать крабоконсервную промышленность. Тогда же крабовые консервы через внешнеторговое АО «Амторг» отправляются в Америку. Всего в 1925 году было экспортировано чуть больше 700 ящиков этого деликатеса. На следующий год список адресатов расширился. Крабы были отправлены в Сан-Франциско, Шанхай, Тяньцзинь и через британское общество «Бекос» — в Лондон, а также на внутренний рынок – для советских трудящихся.
Собственно, с этими трудящимися-то и возникла заминка. Даже на первое краболовное судно невозможно было набрать рабочих. Если экипаж еще худо-бедно нашли, то желающих разбивать панцири и выковыривать оттуда крабовое мясо среди соотечественников не обнаружилось вовсе. Пришлось набрать рабочих в японском Хакодате.
Но неожиданно бизнес с крабом «пошел». Иностранцы (в первую очередь, американцы) с удовольствием заказывали новые партии. И вот тут-то проблема с кадрами встала во весь рост. Местные совсем не горели желанием вкалывать как японцы. Пришлось прибегнуть к тому, что с расцветом социализма получило название «лимитчики».
Впрочем, в реалиях начала 1930-х это были просто крестьяне из Центральной России и Украины, с ужасом бегущие от колхозов. Как известно, в это время коллективизация зашагала там настолько уверенно и широко, что перспектива неминуемого голода стала очевидной даже для неграмотных землепашцев.
Квалификация этой рабочей силы была та еще. Часто дело усугублялось хроническим недоеданием и дистрофией. Возможно именно тогда и родилась приписываемая японцам поговорка насчет наших, отечественных рук. Ну, вы помните: «зато дети у вас красивые».
В общем, именно этим голодным крестьянам мы и обязаны появлением брэнда CHATKA. Как обычно, консервные банки произвели одного размера, этикетку с названием «KAMCHATKA» - другого. Кто там из рабочих будет читать, да еще по-английски? Вот и наклеили бумагу «с нахлестом». Ну, так вышло.
Примерно об этом я и рассказываю в программе Сергея Доли:
Кстати, эти горе-работнички вообще чуть не загубили промысел. Из-за постоянного брака посыпались рекламации от потребителей в Америке. Но ко второй половине 1930-х советская власть уже окрепла. Жить стало лучше, жить стало веселее. Да и сами крабоконсервные предприятия набрались опыта. А несчастных доходяг-крестьян сменили румяные комсомольцы-добровольцы. Поскольку штат судов комплектовался отныне по комсомольским путевкам.
Взято: p-syutkin.livejournal.com