90 лет начала Великой Депрессии
---
Дети в очереди за бесплатным супом у здания начальной школы в Белморе, 1934 г.
Исполнилось ровно 90 лет с "чёрного четверга", 24 октября 1929 года, дня обвала Нью-Йоркской фондовой биржи, который считается днём начала Великой Депрессии.
А вот известная цитата из романа Джона Стейнбека "Гроздья гнева" (1939), который отвечает на вопрос, почему так возмутила людей Великая Депрессия и почему они посчитали её началом конца капитализма.
"Запахом тления тянет по всему штату, и в этом сладковатом запахе — горе земли. Люди, умеющие прививать деревья, умеющие селекционировать, выводить всхожие и крупные семена, не знают, что надо сделать, чтобы голодные могли есть взращенное ими. Люди, создавшие новые плоды, не могут создать строй, при котором эти плоды нашли бы потребителя.
И поражение нависает над штатом, как тяжкое горе.
То, над чем трудились корни виноградных лоз и деревьев, надо уничтожать, чтобы цены не падали, — и это грустнее и горше всего. Апельсины целыми вагонами ссыпают на землю. Люди едут за несколько миль, чтобы подобрать выброшенные фрукты, но это совершенно недопустимо! Кто же будет платить за апельсины по двадцать центов дюжина, если можно съездить за город и получить их даром? И апельсинные горы заливают керосином из шланга, а те, кто это делает, ненавидят самих себя за такое преступление, ненавидят людей, которые приезжают подбирать фрукты. Миллионы голодных нуждаются во фруктах, а золотистые горы поливают керосином.
И над страной встает запах гниения.
Фотография Доротеи Ланж «Мать-переселенка», сделанная в марте 1936 года в Нипомо (Калифорния). Стала одним из символов Великой Депрессии. Снимок (в чёрно-белом варианте) называли «самым замечательным человеческим документом, когда-либо воплощённым в изображении». Женщина на фотографии — 32-летняя Флоренс Оуэнс Томпсон
Жгите кофе в пароходных топках. Жгите кукурузу вместо дров — она горит жарко. Сбрасывайте картофель в реки и ставьте охрану вдоль берега, не то голодные все выловят. Режьте свиней и зарывайте туши в землю, и пусть земля пропитается гнилью.
Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами. Это поражение, которое повергает в прах все наши успехи. Плодородная земля, прямые ряды деревьев, крепкие стволы и сочные фрукты. А дети, умирающие от пеллагры, должны умереть, потому что апельсины не приносят прибыли. И следователи должны выдавать справки: смерть в результате недоедания, потому что пища должна гнить, потому что её гноят намеренно.
Люди приходят с сетями вылавливать картофель из реки, но охрана гонит их прочь; они приезжают в дребезжащих автомобилях за выброшенными апельсинами, но керосин уже сделал своё дело. И они стоят в оцепенении и смотрят на проплывающий мимо картофель, слышат визг свиней, которых режут и засыпают известью в канавах, смотрят на апельсинные горы, по которым съезжают вниз оползни зловонной жижи; и в глазах людей поражение; в глазах голодных зреет гнев. В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго".
Уничтожение продуктов во время Великой Депрессии
Очередь за бесплатной тарелкой супа. Чикаго, 1931
"Владею тремя профессиями, говорю на трёх языках, три года воевал, у меня трое детей, я уже три месяца безработный, и ищу всего одну работу". США, 1930 год
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]