Хабаровский край. Новая экономическая программа
23.10.2019 26 852 0 +877 davydov-index

Хабаровский край. Новая экономическая программа

---
+877
В закладки
Хабаровский губернатор Сергей Фургал намерен к 2023 году увеличить доходы региона на 16% и, одновременно, уменьшить его расходы, пишет газета «Коммерсантъ». Снижать расходы предполагается в первую очередь за счет сокращения аппарата, а именно упразднения должности вице-губернатора, которая остается незанятой уже год, уточняет информационное агентство РИА Новости, а также за счет упразднения должностей помощников вице-губернатора.
Хабаровский край. Новая экономическая программа управления, будет, правительства, аппарата, вицегубернатора, нагрузка, губернатора, Хабаровского, расходы, именно, должна, налоговая, структуру, оптимизировать, систему, только, нагрузки, налоговой, системы, нужно

Кроме того, предполагается отказаться от ненужных государственных закупок, а вот расходы на социальную сферу, по словам губернатора, урезать не планируется. Увеличить же доходы предполагалось путем отмены налоговых льгот – например, для лесозаготовительных и золотодобывающих компаний. По мнению губернатора, тогда региону оставалось бы больше налогов.

Добавим, что Сергей Фургал может приостановить членство в ЛДПР на время пребывания на посту губернатора. Об этом журналистам газеты «Коммерсантъ» сообщил вице-спикер Госдумы, представитель ЛДПР Игорь Лебедев. Опрошенные изданием эксперты посчитали, что в результате губернатору будет легче взаимодействовать с элитами региона. По информации издания, Фургал уже приостановил членство в партии и активно ведет реформу управления в своем регионе. Так, по сообщению информационного агентства ТАСС, губернатор попросил депутатов Законодательной Думы региона поддержать идею возвращения прямых выборов руководителей районов.

О том, реально ли нарастить доходы на существенную величину, отменив налоговые льготы для лесозаготовителей и золотодобытчиков, а также о том, способно ли помочь в деле экономии сокращение аппарата управления и отказ от ряда госзакупок, рассказал Владимир Норин, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела Хабаровского государственного университета экономики и права.

«Начнем с сокращения аппарата губернатора Хабаровского края. Да, должность вице-губернатора уже давно свободна, и я оцениваю идею оптимизации управленческого аппарата положительно. Однако здесь есть одно «но»: на мой взгляд, вице-губернатор должен быть всего один. А не три, как сейчас. Пока ведь речь идет только о сокращении четвертого вице-губернатора за ненадобностью. Хотя, думаю, было бы достаточно оставить только первого вице-губернатора, который одновременно является руководителем аппарата (как сейчас у нас Владимир Хлапов).

Оптимизация управленческого аппарата – хорошая вещь, но как она будет проходить? Я пока не вижу системы в этом процессе. Сокращать управленческие расходы бюджета с целью экономии средств, наверное, нормально. А вот что нужно для более эффективной работы правительства Хабаровского края? Необходимо серьезно изучать систему управления, структуру управления; а система управления должна выстраиваться с учетом стратегии, в основе которой лежит целеполагание. А что хочет сделать губернатор? Какую стратегию он формирует для правительства, какие ставит цели?

Чего он хочет добиться? Только экономии средств – или повышения благосостояния жителей Хабаровского края? Если второго, то нужно, наряду с экономией, с отказом от нерационального использования бюджетных средств на управленческие расходы, выстраивать систему управления. Причем необходимо на научной основе подготовить под стратегию сначала структуру, а потом уже – систему управления, выстраивать управленческие связи.

Чтобы аппарат работал эффективно, он не должен быть громоздким. Но сокращение одной должности вице-губернатора не приведет к изменению эффективности работы правительства в целом. Необходимо посмотреть, повторю, есть у губернатора ли стратегия на пять лет пребывания в должности. В ходе предвыборной кампании им говорилось много интересного, но предвыборная кампания и деятельность губернатора – разные вещи. И я до сих пор не встречал в прессе описаний видения губернатором развития края. Не встречал его понимания того, в каком направлении надо двигаться.

Вообще говоря, чтобы оптимизировать деятельность бизнеса, нужно оптимизировать налоги. Но увеличение налогов – это не оптимизация. Повышать налоговую нагрузку на высокодоходный бизнес, наверное, нужно. Но эта нагрузка для лесозаготовителей, особенно для экспортеров леса, и так уже велика. На сегодняшний день она практически стопроцентная, если не ошибаюсь. Правда, лес еще экспортируется, его везут в Китай.

Мне представляется, что необходимо активизировать в крае глубокую лесопереработку. Но об этом только говорится не один десяток лет, однако ничего не делается. А именно тут надо смотреть, как можно перераспределить налоговую нагрузку. Возможно, стоит увеличить ее для лесозаготовителей и максимально снизить переработчиков. Но вот еще что следует иметь в виду: краевая налоговая нагрузка невелика, большой является федеральная налоговая нагрузка. А здесь краевые органы власти мало чем могут повлиять положение на лесозаготовителей и золотодобытчиков.

Я считаю, что увеличение налоговой нагрузки к серьезным изменениям в доходной части бюджета не приведет. Да и вообще увеличить на 16% доходную часть бюджета к 2023 году, думаю, нереально. Цифра как ориентир, может быть, и поставлена, но достигнуть ее вряд ли возможно, даже если и оптимизировать госзакупки. А как именно их собираются оптимизировать, вот вопрос! От чего будут отказываться? Ведь госзакупки – это и есть механизм минимизации нерациональных государственных расходов.

Если будут сокращать госзакупки, то на что? По социальным направлениям? Или на нужды госуправления? Кстати, помимо госуправления у нас есть еще органы муниципального управления, и там управленческие аппараты тоже раздуты до неприличия. Поэтому я не вижу большого смысла увеличивать налоговую нагрузку на предприятия, от которых доходная часть бюджета получает существенные поступления. Их и так уже поставили в сложное положение – у нас и НДС увеличен, и таможенные пошлины. То есть, налоговая нагрузка уже достаточно высокая, если брать по шкале Лаффера (Артур Лаффер исследовал, в частности, зависимость налоговых поступлений от совокупной налоговой нагрузки – прим. ред.).

Словом, то, что предполагается сделать, – это не оптимизация налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка должна быть оптимизирована и перераспределена, допустим, в пользу малого и среднего бизнеса в сельском в хозяйстве – чтобы стало можно производить больше. То есть для производителей сельхозпродукции со стороны правительства Хабаровского края должны не только даваться дотации и субвенции, но должна быть оптимизирована и налоговая нагрузка.

А вообще, конечно, я вижу большой резерв правительства Хабаровского края именно в оптимизации структуры и системы управления. Система управления будет эффективной лишь в том случае, если будет грамотно реализована политика изменения структуры правительства. Губернатор говорит, что у него проблемы с подбором кадров: мол, он объявляет конкурсы, а грамотных молодых и талантливых специалистов в крае не находится! Почему не находится? Потому что надо менять структуру управления. А для этого должны быть эффективные менеджеры, причем они должны быть еще и профессионалами.

Если этого нет, с чего надо начинать? С целеполагания, стратегии развития края, структуры и системы управления. Вот под них уже и надо будет выбирать людей. Когда все это будет оптимизировано, тогда не надо будет никаких фискальных инструментов в виде налоговой нагрузки – достаточно будет самой системы управления, чтобы все работало. Это не открытие – эта концепция буквально стара, как мир. Но на сегодня проблемы правительства края именно в этом – оно не может выстроить оптимальную организационную структуру и подобрать соответствующую систему управления.

Система управления должна быть ситуационной, потому что в настоящее время факторы так называемой внешней и внутренней среды края очень изменчивы, и необходимо очень быстро реагировать на их изменения. А у нас правительство региона инертно, оно с запозданием реагирует на вызовы, изменения, которые происходят в экономике, в социальной сфере. Отсюда и все проблемы», – сказал Владимир Норин.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]