Как изначально должен был выглядеть Вий
09.10.2019 89 0 0 dubikvit

Как изначально должен был выглядеть Вий

---
0
В закладки
Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который


"Вий" называют первым советским фильмом ужасов. И действительно те сцены, где Панночка летает в гробу и другими путями пытается добраться до Хомы Брута, были действительно страшными. Вот только сцена, где появлялся главный ужас - собственно Вий, вызывает улыбку и недоумение. Но это не вина режиссёров, по их замыслу Вий был совершенно другим. Более того, если бы им дали снять то, что они задумали, то у нас был бы первый эротический фильм ужасов

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв

Но обо всём по порядку.

Идея экранизация повести Николая Васильевича Гоголя "Вий" принадлежала Пырьеву. Но из-за занятости он решил доверить режиссуру двум начинающим режиссёрам Константину Ершову и Георгию Кропачёву.

Первое что сделали молодые режиссёры, это стали искать эротические подтексты в повести Гоголя. К примеру, полёт ведьмы на Хоме, они интерпретировали как сексуальную метафору. "Панночка, легко ступая по земле, манит за собой Хому, снимая с себя одежду. Околдованный ею, он следует её примеру. Панночка зовёт Брута за собой, и он послушно идёт. Когда же они, наконец, приближаются друг к другу, Хома хватает её за волосы, и они поднимаются в небе". Начинающие режиссёры решили так интерпретировать полёт, описанный в повести. И что именно это имел в виду Гоголь.

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

Режиссёрские эскизы Георгия Кропачёва

"Они правы, надо только повнимательней вчитаться в Гоголя", - вспоминал Леонид Куравлёв.

И именно фильм с таким подтекстом молодые режиссёры и начали снимать. Вот воспоминания о съёмках этой сцены одного из режиссёров, Георгия Кропачёва

Кроме того, были отсняты хуторные сцены, где показаны мистические верования и традиции тех лет. Это были массовые сцены с песнями и плясками, с хороводами и гаданиями, празднованием Ивана Купала, в которых присутствовали обнажённые русалки.

Но Пырьев, просмотрев отснятые сцены, распорядился прекратить самовольничать и снимать именно то, что написано в повести, более сдержано, безо всяких эротических интерпретаций. Как молодые режиссёры не упрашивали дать им снять их видение, это было бесполезно. В итоге, только в конце этой сцены, можно с большим трудом предположить о каком-то сексуальном подтексте всего полёта.

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв

Как уже было сказано выше, Пырьеву категорически не понравился весь отснятый материал, и поэтому, чтобы спасти фильм, он решил приставить к молодым режиссёрам наставника, который бы следил за их рвением и направлял в нужное русло. Так на съёмочной площадке появился художественный руководитель, которым Пырьев выбрал прославленного режиссёра Александра Птушко, автора фильмов "Илья Муромец", "Садко", "Руслан и Людмила", которые вроде и сказки, но с претензией на сказки для взрослых, своего рода древнерусское фэнтези (хоть такого термина тогда ещё никто в СССР не знал). Птушко сразу заявил молодым режиссёрам, что никакая мистика, а тем более эротика его не интересует. И в фильме главное – зрелищность.

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

Леонид Куравлёв и Александр Птушко на съёмках фильма "Вий", © Мосфильм, 1967 год

Птушко, решил снимать то, что у него лучше всего получалось – зрелищную сказку. Он активно берётся за работу. Именно на этом этапе была заменена актриса, играющая главную роль – Панночку. Для тех сцен, что задумал Птушко, ему нужна была не просто актриса, а эквилибристка. Так на съёмочной площадке вместо уже утверждённой и начавшей сниматься Александры Завьяловой, появляется цирковая актриса Наталья Варлей (успевшая уже блеснуть в «Кавказской пленнице».

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв

Это, кстати не единственная версия замены Завьяловой на Варлей. Подробно об этом вы можете прочитать в материале Как Наталья Варлей Панночкой в фильме "Вий" стала. О том, что роль изначально принадлежала Завьяловой, говорит в фильме только один кадр, который не стали переснимать.

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв

Птушко, имевший опыт съёмок всевозможной нечисти в своих прежних фильмах, всё взял в свои руки. Именно с его подачи в фильме появились вороны (которых пришлось ловить всей съёмочной группе), чёрные кошки и упыри с вурдалаками. Ершов и Кропачёв хотели всё нечисть сделать более простонародной – с головами баранов, лошадей и другой живности.

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

Режиссёрские эскизы Георгия Кропачёва

Но для Птушко — это слишком просто. Он высмеивает идею о баранах и лошадях и принимает решение делать живых скелетов, многоглазых вурдалаков, трёхносых карликов, крылатых демонов и другую невиданную нечисть.

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв

Но главное чудище фильма – всё-таки Вий.

За его образ Ершов и Кропачёв боролись до конца. Ведь появление Вия они воспринимали как главную метафору фильма. Вот каким видели его молодые режиссёры

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

Режиссёрские эскизы Георгия Кропачёва

В Вия должен был превратиться сотник, отец Панночки, появившись в церкви из земли, пробитая пол.

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв

И именно такому персонажу должны были поднимать веки эта всевозможная нечисть. Убитый горем отец и самое страшное чудище – один и тот же персонаж. Этим режиссёры хотели показать, насколько относительны понятия добра и зла.

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

Режиссёрские эскизы Георгия Кропачёва

Но эта метафора не понравилась ни Пырьеву, ни Птушко. И в итоге Александр Птушко сам берётся за изготовление главного чудища фильма.

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

Александр Птушко за изготовлением костюма Вия", © Мосфильм, 1967 год

Костюм перешивали десятки раз. Итогом стал образ, который мы все видели в фильме: гипс, мешковина, паутина, корни деревьев в качестве рук и ёлочные игрушки вместо глаз.

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв

Этот костюм весил более центнера. Поэтому одевать в него пришлось настоящего атлета – силового акробата Николая Степанова.

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв

Вот только когда это чудище появляется в фильме, он, по мне, перестаёт быть страшным, а становится скорее смешным. Ведь этот Вий вызывает не ужас, а улыбку

Как изначально должен был выглядеть Вий Мосфильм, Кропачёв, Ершов, Птушко, Георгий, Георгия, Кропачёва, сцены, режиссёры, фильме, эскизы, только, именно, Режиссёрские, съёмочной, повести, молодые, более, фильма, который

© Мосфильм, 1967, Кадр из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв

Использованы кадры из х/ф "Вий", реж. К. Ершов и Георгий Кропачёв, Мосфильм, 1967 год;
фотографии со съёмочной площадки из архива Мосфильма;
режиссёрские эскизы Георгия Кропачёва;
а также фрагменты интервью Георгия Кропачёва
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]