Пора менять технологии образования с традиционных на цифровые
Очень похоже на то, что буквально совсем скоро учиться в институтах России будут совсем не так, как я учился. Что у нас было самое главное? Сдать сессию. Обидно то, что после пяти лет обучения никто даже не посмотрел на оценки по предметам, при приеме на работу (на работы). При этом еще учась в институте у нас ходила тогда всем известная поговорка — «устроился на работу — забудь все, чему тебя учили в институте».
Сейчас и учебные заведения и работодатели для поисков сотрудников уходят «в цифру». А ведь цифровое образование это не электронная доска, электронное расписание или онлайн дневник в интернете — это целая цифровая образовательная среда, которую сейчас создают в России.
Фото 2.
В начале октября я посетил Международную конференцию по новым образовательным технологиям #EdCrunch2019. На этой конференции уже не первый год специалисты «сверяют часы», как идет в России модернизация образования. Почему это важно? Потому что в мире происходит цифровая трансформация начального, среднего и высшего образования. Основная концепция этой трансформации — это реализация индивидуальных траекторий обучения в процессе получения знаний.
EdCrunch-2019 – глобальная конференция о цифровых инновациях в образовании, которая собирает на одной площадке разработчиков образовательных сервисов и приложений, преподавателей, методистов, управленцев в образовании, частные фонды, инвесторов и экспериментаторов.
В этот раз шикарным было открытие:
Фото 3.
Среди представительных гостей форма были Марина Боровская, заместитель министра науки и высшего образования России, Дмитрий Песков, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития, Аркадий Дворкович, председатель Фонда «Сколково», Марина Ракова, заместитель министра просвещения РФ, Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»
Фото 4.
Вообще на этой конференция, которая проходит уже шестой год подряд, выступили почти 300 спикеров со всего мира. Вот девчонки раздают аппараты для синхронного перевода:
Фото 5.
Мне например было интересно послушать Паси Сальберга, разработчика политики в области образования в Финляндии. Он выступил с докладом «Чему можно научиться у финской системы образования?»»
Фото 6.
Не удивительно, что этот доклад собрал много слушателей. За последнюю треть ХХ века финнам удалось сделать из посредственной школьной системы одну из лучших в мире, привлечь к профессии молодежь и создать по всей стране школы, где дети не зубрят ответы на вопросы стандартных тестов, а учатся с радостью. К каждому школьнику стараются найти индивидуальный подход, каждый учитель стремится работать творчески, а директора школ и вышестоящее начальство этому не препятствуют, а способствуют. Это будущее современного образования.
Фото 7.
Не мог я пройти мимо пресс-конференции «Цифровой университет»: кадры для технологического прорыва», на которой как мне кажется рассказывали про очень важные вещи, касающиеся настоящего и будущего высшего образования в России. Ведь сейчас всем университетам брошен вызов временем — смогут ли они изменить систему подготовки кадров в соответствии с запросами стремительно меняющегося рынка труда?
Например заместитель министра науки и высшего образования России Марина Боровская говорила о важности того, насколько преподаватель сможет эффективно использовать массив существующих информационных систем для передачи студентам знаний, компетенций, навыков и квалификаций. Ведь это сделать нужно с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Фото 8.
Специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков озвучил самый главный вызов, который стоит перед нашими университетами. По его мнению надо обращать внимание на то, как учебный процесс влияет на качество итогового образовательного результата. Эффективность процесса обучения будет характеризоваться повышением мотивации студентов и преподавателей.
«Образование сегодня получает доступ к огромному количеству технологий, которые позволяют оценивать эффективность каждой индивидуальной образовательной траектории» — вот его слова.
Фото 9.
Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова сделала важное замечание на этой пресс-конференции. А ведь она права в том, что сегодня невозможно получить образование один раз и на всю жизнь. И именно поэтому на первое место выходят такие качества учащихся как способность к самообразованию и самообучению. И задача университета – предоставить студентам все возможности для развития необходимых навыков и компетенций. Хотя вот я сейчас вспоминаю слова умных людей, которые мне еще в 90-е говорили, что самое главное, чему ты должен научиться в институте — это научиться учиться самостоятельно. Вот так-то.
Фото 10.
Что это все значит? Во время учебного процесса студент должен сам быть заинтересован в получении знаний. И тут даже не важна форма — это может быть хоть на лекциях, хоть на онлайн-курсах. Однако с помощью преподавателя, как наставника, студент должен понимать, видеть и следовать тому пути в образовании, который именно ему нужен, полезен и перспективен. Как вы могли заметить, тут заметно меняется и роль преподавателя в этом процессе.
При этом работодатель в данной схеме должен тоже непосредственно участвовать и влиять на формирование образовательных программ. Требования рынка меняются значительно быстрее, чем образовательные программы и по этому без реакции и рычагов воздействия работодателя опять будет теряться актуальность результата. И вот как раз при приеме на работу работодатель и будет оценивать квалификацию будущего специалиста по списку и оценкам освоенных им онлайн-курсов, которые создавались в том числе и по прямому его заказу.
Такие онлайн-курсы в первую очередь нужны для переобучения или повышения квалификации уже работающих или потенциальных сотрудников. Тут открываются большие возможности и для резюме нового вида — с указанием самостоятельно освоенных курсов, в которых заинтересован работодатель.
Вот и получается, что эта цепочка цифровой среды связывает с наиболее эффективным результатом студента, преподавателя и работодателя.
Фото 11.
Нравится кому-то или нет, но все это — современные реалии, от которых невозможно отмахнуться. Дети сейчас задают вопросы «почему трава зеленая и небо голубое» не родителям, а «Алисе» и «Сири». Вот она объективная реальность. Ее надо признать и перестраивать обучение по-новому.
При этом надо понимать, что университеты не собираются отказываться от привычного многим формата обучения. Лекции и другие аудиторные занятия никуда не пропадут. Сейчас наибольшее распространение получила технология смешанного обучения — это когда в онлайн-формате изучается лишь часть учебной программы.
Есть множество технических способов, для того, чтобы даже при онлайн обучении контролировать глубину изучения материала. Да, вот как раз предлагая студенту что-то изучать онлайн его одновременно учат учиться самому, уметь управлять своим временем.
Но студент не остается один на один со сложностями. Сложные и непонятные моменты разбираются общими усилиями учащихся и преподавателей. Для этого можно использовать и современные коммуникационные технологии видеосвязи. При этом за успехами студента следит наставник-тьютор. В этом ценность такой формы обучения. В дальнейшем , окончив ВУЗ, бывший студент будет способен к саморазвитию, изучая все более сложные и сложные вопросы самостоятельно и с помощью тех же онлайн-курсов.
Фото 12.
Когда я рассказываю про подобные мероприятия в России многие «кривят лицо», мол это только слова и что что толку? Именно в этом случае процесс начался не вчера. Работа над цифровой образовательной средой в России ведется уже достаточно продолжительное время. Уже несколько лет работает портал-агрегатор https://online.edu.ru/ru/ на котором собраны проверенные специалистами БЕСПЛАТНЫЕ онлайн-курсы для обучения, размещенные на почти 40 различных образовательных платформах, а самих курсов уже более тысячи.
Т.е. все то, про что я говорил выше уже работает и многие высшие учебные заведения этим пользуются в своем учебном процессе. Более того, количество курсов все время пополняется, так как теперь уже и преподаватели включились в процесс создания курсов для онлайн обучения.
Фото 13.
В чем фишка online.edu.ru ?
Во-первых, после регистрации пользователь получает доступ к онлайн-курсам, содержащимся в реестре Ресурса. Это исключает необходимость регистрироваться на многочисленных образовательных онлайн-платформах.
Во-вторых, профиль пользователя на платформе играет роль цифрового портфолио. Личный кабинет пользователя — это своего рода хранилище цифровых сертификатов об окончании онлайн-курсов. Есть так же функционал обмена информацией о результатах обучения. Результаты обучения можно предоставлять работодателю и быть в выигрышной позиции при приеме на работу. Работодатель тоже имеет личный кабинет на портале и может оценивать качество и содержание онлайн-курсов.
В-третьих, важным направлением реализации проекта «Современная цифровая образовательная среда» является многоступенчатая оценка качества онлайн- курсов, доступных на площадке. Она предусматривает как экспертную, так и пользовательскую оценку содержания курсов. Таким образом, реализован механизм ранжирования курсов по оценкам экспертов и отзывам пользователей.
Фото 14.
Все же наверное нужно упомянуть об одном моменте, чтобы избежать недопонимания. Онлайн-курсы никогда не заменят преподавателя. Современная цифровая образовательная среда должна повысить качество, а главное доступность образования. С помощью современных технологий можно сделать доступными лекции профессоров самых известных и знаменитых университетов России для студентов и людей любого возраста, живущих в самых отдаленных местах нашей страны.
Если кто то хочет подробней узнать об этом проекте, то вот ссылка на информационный сайт, где вы найдете ответ на все вопросы — http://neorusedu.ru/
Так что система российского образования не стоит на месте и студенты сегодняшнего дня точно уже учатся не так, как я учился в свое время.
Фото 15.
Взято: masterok.livejournal.com