История электронной почты: от первых писем и до наших дней
---
Не встречали ни одного современного человека, который не пользовался бы электронной почтой. В этом нет ничего удивительного, ведь к ней давно привязаны аккаунты в социальных сетях и некоторых мессенджерах, сервисы для планирования работы и не только. Активная переписка с помощью неё в последние годы ушла на второй план, но каждый из нас проверяет входящие как минимум один раз в день — мало ли, вдруг туда попал очередной спам со скидками и распродажами.
Сомневаемся, что листая новые письма в своём ящике, вы задумываетесь, как появилась электронная почта. Мы тоже не думали об этом, пока не узнали, что ей начали пользоваться ещё до появления интернета. Это и побудило разобраться в её истории.
Как появилась электронная почта, и кто придумал символ «@»
История электронной почты начинается во времена, когда протокол контроля передачи данных по имени TCP ещё не был разработан, а размышления о ПК у себя дома можно было встретить только на страницах фантастических книжек. Это были 70-е годы XX века, когда самой большой сетью считали ARPANET. Тогда каждый компьютер занимал площадь приличной комнаты, стоил неприлично дорого, и им пользовалось сразу несколько человек. Первая электронная почта работала именно между ними.
Вот так работали в ARPANET. Источник: computerhistory.org
В 1965 году сотрудники Массачусетского технологического института создали приложение под названием MAIL, которое работало на базе операционной системы CTSS. С помощью него пользователи большого компьютера, который называли мейнфреймом, могли обмениваться друг с другом небольшими сообщениями в рамках одного устройства. Они хранились в специальном файле под названием MAIL BOX или «Почтовый ящик» — его считают «дедушкой» современных почтовых ящиков.
Получается, интернета ещё не было, а электронная почта уже существовала. Именно этот момент многие считают её рождением — к их числу примыкаем и мы. Но другие уверены, что она появилась на целых шесть лет позже.
В 1971 году разработчик Рэй Томлинсон написал приложение, которое умело посылать сообщения на удалённый компьютер с помощью протокола CypNet, который ранее использовали для передачи файлов. Они попадали в тот же «Почтовый ящик».
Почти сразу после запуска приложения Рэй разработал систему почтовой организации. Каждому из пользователей компьютера присваивался свой адрес, который состоял из его имени и названия компьютера, которые разделялись заветным знаком «@». «Собачкой» заменили английский предлог «at» или «на». Адрес nick@mainframe говорил, что условный Коля работает на компьютере с названием «Мейнфрейм». До сегодняшнего дня этот принцип практически не изменился.
Рэй Томлинсон. Источник: institutodeestrategia.com
Говорят, что Томлинсон специально искал символ, который редко используется в программировании, дабы не запутывать пользователей. Графический интерфейс или GUI тогда не использовался, поэтому вопрос был актуальным.
Интересный факт: в разных странах символ «@» называют по-разному. У нас это «собачка», в Италии — улитка, а вот в Нидерландах и вовсе — обезьяний хвост. Самое поэтичное название придумали жители Казахстана, которые величают его ухом Луны.
К 1972 году Томлинсон неслабо развил свой вариант электронной почты, сделав его более простым для использования. Немногим позже он же лёг в основу ещё более прокачанного приложения Лоуренса Робертса, который добавил в него немало фишек. Пользователи получили возможность сортировать письма и создавать для них отдельные списки. В эпоху нейронных сетей это не выглядит достижением, но тогда это было очень важно и даже считалось настоящим прорывом.
Лоуренс Робертс. Источник: timetoast.com
Через пару лет электронная почта служила для передачи 75% абсолютно все данных в ARPANET. А в 1975 году даже появилась первая почтовая рассылка — самой популярной тогда считалась тема научной фантастики. В этом же году талантливый программист Джон Виттал разработал программу MSG, которая предоставляла пользователям все существующие функции для работы с письмами и электронную почту стали использовать на государственном уровне.
20 сентября 1987 года — знаменательная дата. Именно в этот день на базе протокола CSNET установили электронно-почтовую связь между Китаем и Германией. Да, именно в этот день было отправлено первое международное сообщение.
В 1988 году участники FidoNet получили возможность обмениваться электронными сообщениями с пользователями других сетей. А в 1994 году впервые заговорили о засилье рекламных писем, которые задолго до этого начали называть спамом.
Когда появилась рекламная рассылка, и откуда взялся «спам»
С рекламной рассылкой, которая появилась в 90-х годах, знаком любой пользователь электронной почты. Что там говорить, даже Apple не забывает напомнить о себе рекламным письмом во входящих, поэтому этим не брезгуют и другие компании.
Свинина SPAM от Hormel Foods. Источник: fortune.com
Со спамом сталкивался каждый пользователь всемирной паутины, но вот само слово «спам» не имеет абсолютно никакого отношения к современным технологиям. Этот термин родом из 1936 года, когда компания Hormel Foods выпустила консервированную свинину с таким названием — SPAM. Продукт был достаточно вкусным и дешёвым, но рекламировался настолько активно, что успел набить оскомину абсолютно всем и точно каждому. Вот он спам в чистом виде, зацените фрагмент из рекламы:
«Spam, Spam, Spam, Spam
Hormel’s new miracle meat in a can
Tastes fine, saves time
If you want something grand, ask for SPAM»
После того, как в 1969 году дикую рекламу свинины высмеяли в шоу «Летающий цирк Монти Пайтона», слово стали использовать как имя нарицательное для чрезмерно навязчивой рекламы. А в конце 80-х некий Дейв Родес настолько назойливо рассылал электронные сообщения с просьбой присоединиться к своей финансовой пирамиде, что получатели его писем сравнивали это с маркетологами известных консервов. Именно после этого инцидента словом «спам» стали называть надоедливые рекламные письма.
Самыми популярными темами у спам-рассылок стали письма счастья, распространение вирусов и реклама незаконной или некачественной продукции. Базы данных адресов электронной почты спамеры всегда либо покупали в готовом виде, либо собирали самостоятельно на площадках объявлений и форумах. Именно поэтому все современные почтовые сервисы оснащены специальными фильтрами, которые позволяют сразу сгружать нежелательную рекламу в отдельные папки, чтобы она не мешала.
В законодательстве некоторых стран есть специальные регулирующие статьи, которые защищают их жителей от спама. Вот, например, граждане Германии имеют полное право подать в суд на спамера и получить денежную компенсацию, сумма которой зависит от того, является автор назойливой рассылки физическим или юридическим лицом. Максимальная планка обозначена в 50 тысяч евро, но в некоторых случаях она может подниматься ещё выше — достойное «вознаграждение» за «труды».
Помимо отдельных правовых актов, которые меняются в зависимости от страны, есть также и ряд общих техник борьбы со спамом — например, принцип OPT-IN. Согласно нему рассылка может признаваться законной только в том случае, если получатель самостоятельно на неё согласился. То есть, к примеру, если вы регистрируетесь на сайте, и где-то внизу мелким шрифтом написано, что совершая это, вы даёте согласие на получение писем, это не является законным.
Другой принцип под названием OPT-OUT гласит, что пользователь должен иметь возможность в любой момент отказаться от надоедливой рассылки. Именно поэтому в большинстве спам-писем можно увидеть ссылку для отписки.
Есть и общие правила релевантности контента: заголовок письма должен соответствовать его теме, и, если письмо рекламное, об этом должно сообщаться сразу. Однако многие спамеры всё равно обходят данные принципы и забивают наши почтовые ящики.
Как электронная почта работает в современном интернете
Физические почтовые отделения обрабатывают как входящую, так и исходящую почту — в этом их главное отличие от электронных. Последние разделяют их на два направления, которые идут по протоколам POP3 или IMAP и SMTP соответственно.
SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) — специальный протокол, который используется для отправки почты. Он проверяет конфигурацию сообщения и передаёт его. После этого проверяет результат — доставлено письмо или нет.
POP3 (Post Office Protocol 3) и IMAP (Internet Message Access Protocol) — пара протоколов, которые используются для приёма электронной почты. Первый даёт возможность скачать свои письма, а второй просто открывает доступ к ним онлайн.
Протоколы входящих писем получают их через почтовые сервера — MDA. Они защищены логином и паролем учётной записи — сюда сообщения попадают через SMTP и специальных агентов MTA. Возможно, в будущем мы расскажем про них более подробно.
Spark — вероятно, лучший клиент для электронной почты. Источник: wccftech.com
Ещё в переписке могут принимать участие MUA — это специальные клиенты электронной почты, которые вы используете на своих компьютерах, смартфонах и других устройствах. Они работают через POP3 и IMAP, а также SMTP. Сегодня они настраиваются для работы с конкретным ящиком практически автоматом. А вот раньше мы вынуждены были вписывать все реквизиты вручную и долго мучались с протоколами для входящей и исходящей почты.
Куда катится электронная почта, и что с ней будет дальше
Сейчас цифровые почтовые ящики хранят всю важную информацию о нас: квитанции об оплате, авиабилеты, рабочие письма и истории интернет-покупок. Регистрация на большинстве сайтов всё ещё проходит именно через электронную почту.
В следующем году электронная почта фактически будет отмечать свой 55-й день рождения, и многие говорят, что её время уже прошло. Однако даже несмотря на растущую популярность различных мессенджеров и социальных сетей, она всё ещё популярна. Специалисты говорят о грядущем витке развития электронной почты, связанном с использованием искусственного интеллекта. С помощью него информация будет сортироваться ещё более гибко и удобно.
Кстати, впервые умная сортировка появилась в Gmail, затем в «Яндекс», а летом 2018 года её добавили даже в Mail.Ru. Умные ответы тоже могут быть достаточно интересными и полезными. В будущем они будут создаваться с помощью нейросетей, которые смогут анализировать полученные сообщения и подбирать для них наиболее подходящие ответы. В 2017 году умные ответы были добавлены в функциональный набор Gmail.
Почтовый клиент Inbox, от которого отказалась Google. Источник: theverge.com
Большим преимуществом почтовых сервисов перед мессенджерами является открытый протокол. Вы не можете отправить сообщение из Telegram своему другу в Viber, а вот с Gmail на Яндекс — раз плюнуть. А ещё очень круто, что отправитель электронного письма не ждёт от вас мгновенного ответа и не видит, онлайн вы или нет. Также в письмах обычно излагают информацию чётко по делу, что лишает вас бесполезных минут переписки — это деловой инструмент для взрослых и занятых.
Источник - trashbox.ru
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]