Псков. Удивительная история иконы "Богородица Псково-Покровская"
Продолжая тему Покровского угла в Пскове, сегодня у нас рассказ об иконе "Богородица Псково-Покровская", которая как, я уже упоминала в публикации о церкви Покрова от Пролома, была написана в память о заступничестве за Псков Божьей Матери во время героической обороны города в 1581-1582 годах от войск польского короля Стефана Батория. Икона уникальна тем, что помимо Богородицы и сомна псковских святых, на иконе изображен фрагмент Пскова XVI века, являющийся одним из самых ранних изображений нашего города.
Судьба иконы "Богородица Псково-Покровская" очень драматична. Созданная в конце XVI века, она находилась в Покровском храме, для которого была написана, вплоть до 1920-х годов. Потом, в соответствии с веяниями времени, оказалась в Псковском музее, что спасло ее от уничтожения. В 1944 году икона была вывезена немецко-фашистскими оккупантами в Германию. Вплоть до 1970 года ее судьба была не известна, и в принципе икона считалась безвозвратно утраченной, когда вдруг была обнаружена на выставке в Мюнхене в качестве одного из экспонатов. Начавшиеся тогда же переговоры с владельцами иконы, которая находилась в в частной коллекции, ни к каким результатам не привели. Но чудотворная икона "Богородица Псково-Покровская" спустя три десятка лет все-таки вернулась в Псков. Но это если в двух словах. А подробности - под катом...
И здесь я хочу процитировать (с небольшими сокращениями) публикацию ПАИ, подготовленную на основе материалов, предоставленных Наталией Михайловной Ткачевой, заведующей реставрационным отделом Псковского музея-заповедника. Н.М.Ткачева принимала активное участие в деле возвращения иконы "Богородица Псково-Покровская" в Псков.
.....Основой для создания иконы "Богородица Псково-Покровская" послужило "Сказание о видении Дорофея", повествующее о чудесном явлении Богородицы и святых старцу Дорофею, монаху Покровского монастыря, во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. "Сказание" - самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова. В устном варианте оно стало широко известным уже в дни обороны.
На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печорский монастыри. В соответствии с текстом "Сказания" изображены: Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, изображен и сам старец Дорофей.
В пространных текстах "Легенд" описывается явление Богородицы, моление святых о заступничестве и повеление Богородицы воеводам и псковскому священству, которое должен поведать им Дорофей. На иконе композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня - центр происходящего, самое важное место обороны. В память о днях осады монастырь стали называть Покровским от Пролома. Войскам Батория удалось пробить брешь - "пролом" в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город. Псковская икона была создана для увековечения и прославления небесного заступничества Богородицы, подвига псковичей, памяти защитников города, героически погибших во время осады.
В 1601 г. был учрежден Крестный ход в память о событиях 1581 г., он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили новую храмовую икону, почитавшийся чудотворным образ Богородицы Псково-Покровской - сакральный образ Пскова.
Сложна и обособленна ее иконография, ей нет аналогов.... В 1944 г. немцами икона "Богородица Псково-Печорская" была вывезена из церкви.... Композиция иконы заключает в себе самое раннее изображение Пскова - бесценный, неисчерпаемый источник для изучения архитектуры и топографии древнего города.
В течение десятков лет после окончания Второй Мировой Войны псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы. В Пскове считали, что она погибла во время войны. А икона, никем не понятая, не "прочитанная" на протяжении всего этого времени "услаждала" взоры нескольких человек, считавших псковскую святыню своей собственностью.
В 1970 г. неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка "Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert", на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene со странным названием "Pskov (Pleskau) und seine Umgebung" (Псков Плескау и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: "перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова". Это и была "Богородица Псково-Покровская".
Известный московский художник-реставратор и искусствовед Савелий Ямщиков, выдающийся знаток искусства Древней Руси, узнал икону и сразу же обратился к научному руководителю выставки и редактору каталога Хайнцу Скробухе (Heinz Skrobucha). Начались предварительные переговоры, коллекционер был, кажется, согласен на обмен, о чем Ямщиков проинформировал псковские власти. Но что-то застопорилось на местном уровне, да и могло ли быть иначе? Для разграбленного, опустошенного оккупантами Пскова, потерявшего почти половину богатейшего собрания музея, библиотеку педагогического института, тысячи томов областной библиотеки, многочисленные архивные документы и т.д. выменивать свое достояние у тех, кто его похитил, было просто немыслимо.
Инициативе реставратора не суждено было тогда завершиться успехом. Но именно он нашел икону и сделал все от него зависящее для ее возвращения. С 1970 г. местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале 1990-х гг. Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941 - 44 гг. оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона "Богородица Псково-Покровская".
Ждали псковские археологи, архитекторы, реставраторы... В Псковском музее ждали вместе с прихожанами ц. Рождества и Покрова Богородицы бывшего Покровского монастыря. Казалось, не случайно этот храм, из которого происходит икона, сейчас находится в совместном использовании музея и общины: возвращенная в музей, откуда она была вывезена, икона вернулась бы и в храм, для которого была написана. Надежда то появлялась, то исчезала... Так продолжалось несколько лет. Вдруг после долгого ожидания просочилась информация, что германские власти выкупили икону из частной коллекции. И опять затишье, полное тревожного ожидания. И вдруг, как гром среди ясного неба, - телеграмма из Германии, где прозвучали слова о том, что икона, названная почему-то "Псково-Печерская" должна быть возвращена "на свое место в Печерский монастырь", находящийся в 70 километрах от Пскова.
Однако, икона никогда не имела никакого отношения к Печерскому монастырю, она никогда не находилась ни в каком другом храме, кроме того, для которого была написана - Покрова Богородицы от Пролома, а после закрытия храма была передана в Псковский музей и никогда до 1944г. не покидала Псков.....
Во время визита президента России Владимира Путина в ФРГ в 2000 году власти этой страны передали ему икону "Богородица Псково-Покровская", вывезенную из Псковского Государственного музея в Германию во время оккупации Пскова в 1941-1944 гг. Президент дал обещание, что икона будет передана церкви и возвратится на родную землю, в Псков....
Икона "Богородица Псково-Покровская" вернулась в Псков 7 сентября 2001 года и была установлена в Троицком соборе, где она находится по сей день. А в храме Покрова и Рождества от Пролома находится современный список с древней иконы.
Вот такая история....