Как электрик из Кировограда оказался владельцем уникальной коллекции
---
В конце 1993 года в небольшом областном центре Украины, Кировограде (г. Кропивницкий), умер 72-летний одинокий старик. Жил он замкнуто, общаясь мало даже с единственными родственниками — двумя племянниками, которые его и похоронили. Однако через несколько месяцев о нем заговорили все СМИ — не было, наверное, ни одного телевизионного канала, ни одной газеты, которые бы обошли эту тему.
И не удивительно — этот полунищий с виду старик, который много лет ходил в синем комбинезоне и кирзовых ботинках и жил в старом небольшом доме, бывший электрик треста столовых, питавшийся в этих самых столовых, оказался владельцем уникальной коллекции! По мнению специалистов, эта коллекция оказалась самой большой из известных частных коллекций в Европе.
Портрет Екатерины II в гетманской одежде. Художник из окружения М. Шибанова (?) Конец XVIII в.
Из коллекции А. Ильина
О самом коллекционере известно было мало, а шум, поднятый вокруг его коллекции, привел даже к тому, что была проведена эксгумация тела — возникли подозрения, что старик умер не своей смертью. Однако подозрения не подтвердились — причиной его смерти стал второй инфаркт.
За время, прошедшее со дня смерти Александра Ильина — так звали владельца коллекции — прошло уже немало лет, однако откуда у него появилось такое огромное количество произведений искусства и старинных книг, до сих пор неизвестно, а вся история за это время обросла множеством таинственных подробностей.
Как всплыла коллекция Ильина
В среде коллекционеров Александра Борисовича Ильина знали — он был отличным реставратором, причем разносторонним, достаточно известным среди коллекционеров всего СССР. Не имея высшего образования, он обладал энциклопедическими знаниями. Его знали в научных и музейных кругах.
Однако о том, что он сам является коллекционером, было известно не столь широко — в свой дом он почти никого не пускал. Те немногие, которые все-таки бывали в его доме, видели отдельные экспонаты, по которым невозможно было судить о действительных размерах его коллекции.
Всё началось с заурядного, на первый взгляд, события: в магазине «Букинист» появилась книга, которая принадлежала А. Ильину. Её увидел кто-то из тех коллекционеров, кто знал, что книга принадлежала Ильину, и поднял шум. Факт, что книга именно из его коллекции, сумели доказать, т.к. в краеведческом музее хранилась ксерокопия этой книги с характерными приметами.
Античная гончарная керамика из коллекции А. Ильина. II-IV в. н.э.
Это означало, что до истечения положенных шести месяцев после смерти владельца кто-то начал продавать экспонаты коллекции. Руководство областного краеведческого музея и областной библиотеки обратились с письмом к представителю Президента Украины, в котором выразили опасение, что коллекция, которая является национальным достоянием, может быть утрачена, т.к. разойдется по частным собраниям.
Кроме того, завещания Ильин не оставил, а племянники по закону наследниками не являлись, но на наследство пытались претендовать (правда, ни один адвокат не взялся за это дело, несмотря на баснословный гонорар в случае успеха).
Богоматерь Одигитрия. Конец XVI в. Из коллекции А. Ильина
Подлил масла в огонь тот факт, что вскоре после смерти Ильина на одном из западных аукционов за полмиллиона долларов была продана Библия Ивана Федорова. В Москве решили провести ревизию имевшихся в пределах бывшего СССР известных экземпляров этой книги — вспомнили и об Ильине, т.к. он был известен и высшему церковному руководству. Была ли проданная Библия из коллекции Ильина — неизвестно, однако это событие и настойчивость работников музея и библиотеки при поддержке обладминистрации подтолкнуло власти к решению этого вопроса.
Дело получилось громким — вопрос о передаче коллекции государству решался на уровне президента. В результате через несколько месяцев после смерти коллекционера суд принял решение об изъятии коллекции, которая до этого оставалась, можно сказать, бесхозной.
Дом А. Ильина оцепили, и созданная специальная комиссия в течение 6 дней проводила изъятие коллекции с одновременной описью изымаемого. То, в каком состоянии хранилась вся коллекция, повергло комиссию в ужас — уникальные экспонаты были покрыты толстым слоем пыли и плесенью.
По некоторым данным, было изъято приблизительно полмиллиона различных предметов, однако более достоверными кажутся такие цифры: 5 тыс. старинных книг и около 4 тыс. произведений искусства. Хотя, смотря как считать — один из коллекционеров, который был вхож в дом к Ильину, говорил, что видел у него больше чем полведра золотых монет. В коллекции оказались не просто уникальные экспонаты — некоторые из них считались специалистами вообще утраченными.
Откуда же у простого электрика с официальной зарплатой 120 советских рублей могла взяться такая коллекция? Наиболее вероятной сейчас считается такая версия.
«Кто был ничем — тот станет всем»
После революции 1917 года браки между представителями дворянского рода и простыми пролетариями стали если и не обычным, то вполне возможным делом. Вот и Наталья Александровна Римская-Корсакова — из тех самых потомственных дворян, которая окончила гимназию с золотой медалью, знала 4 языка, училась в Московском коммерческом институте на экономическом отделении, вышла замуж за Бориса Николаевича Ильина — сына мастерового с начальным образованием.
Семья Римских-Корсаковых еще в XIX в. начала собирать раритеты. Часть фамильной коллекции Наталье Александровне удалось спрятать.
Дом Александра Ильина
Во время гражданской войны Борис Николаевич под Рыбинском участвует в подавлении антисоветских восстаний, экспроприации имущества церквей и дворянских домов, а по окончании — приобретает профессию токаря. Оказавшись в Смоленске, он вступает там в брак с Натальей Александровной, которая работает счетоводом.
Борис Николаевич сумел сделать карьеру от рабочего до главного инженера. Занимался восстановлением и пуском заводов: сначала в Вязьме, потом — в Витебске (там они пережили голодный 1933 год, и многое из золота-серебра ушло за продукты в торгсин), дальше — в Одессе. После войны, которую они пережили в Рыбинске, Бориса Николаевича направили в Кировоград, где супруги и прожили до самой смерти.
Шкаф для посуды. Франция, середина XIX в. Из коллекции А. Ильина
Борис Николаевич оказался человеком с тонким вкусом, к фамильной коллекции жены отнесся весьма бережно и старался её постоянно пополнять, чему способствовали его разъезды по стране.
Их сын Александр, который родился в 1920 году, вырос среди уникальных, раритетных вещей, и это стало, хоть и неявным, делом его жизни. Он стал отличным реставратором.
После окончания школы он поездил по стране, а в 1941 году поступил в Московский институт. Когда началась война, по некоторым сведениям, достоверность которых не бесспорна, он получил «белый» билет в обмен на раритетную книгу — это был, возможно, единственный случай, когда он использовал экспонат коллекции в личных целях.
В 1944 году был арестован за групповую кражу с продовольственного склада. По законам военного времени за это грозил расстрел, однако он получил, на удивление, всего 3 года, а отсидел — всего 3 месяца. Это дало основание заподозрить его в сотрудничестве с НКВД, который формировал сеть информаторов в среде коллекционеров. Предполагается, что он стал тайным экспертом НКВД по поиску и экспертизе раритетов.
Серебряная кружка работы И. Равича. Из коллекции А. Ильина
Специалисты оценивали его как превосходного реставратора, причем одного из немногих во всем мире, которые умели делать всё — среди реставраторов существует узкая специализация.
В 1945 году в Киево-Печерскую Лавру на работу был принят реставратор А. Ильин. За свою работу он не брал денег, а просил в качестве оплаты книги из библиотеки. Позднее он рассказал одному из своих коллекционеров, с которым был ближе других, как под пиджаком выносил из Лавры книги.
Когда в 1961 году Лавру закрыли, он приехал к родителям в Кировоград. С собой из Лавры он увез 2 контейнера книг и церковной утвари. Говорил, что монахи сами его уговаривали всё забрать, чтобы безбожникам ничего не досталось.
В Кировограде он устроился на работу электриком с зарплатой 100 рублей в месяц. Жил очень скромно, только приобрел трофейный мотоцикл, на котором много ездил по районам — проверяя электрические счетчики, получал доступ в дома, где имел возможность видеть уникальные вещи, для приобретения которых всегда возил с собой крупную сумму денег.
Кроме того, он был отличным реставратором икон и переплетчиком книг: заказчики приезжали к нему со всего Союза. За работу он брал не деньги, а картины, книги, иконы и т.п. Умел «состарить» листы книг, подделать старину так, что даже специалисты не всегда замечали подделку. Иногда после реставрации возвращал владельцам очень качественные копии икон, а оригинал оставлял себе.
Китайская фарфоровая ваза. Из коллекции А. Ильина
Говорят, что раз в неделю по ночам к нему приезжала неприметная машина, что только усиливало подозрения насчет его причастности к КГБ. Кроме того, отсутствие внимания со стороны уголовного мира только подтверждало эти подозрения — ведь его сокровища практически не охранялись.
Рассказывают, что его обокрали единственный раз, причем, это были «гастролеры». Они взяли золото и прихватили книгу, польстившись на красивый переплет. Золотые вещи они продали, а насчет книги — а это было первое издание «Мертвых душ» — скупщики объяснили, что только Ильин может ее купить. И они предложили Ильину купить эту книгу. Во время передачи воры были арестованы. Книгу Ильин забрал, а от золота отказался.
Еще любопытный случай рассказал один историк. Он выменял у Ильина книгу Михаила Грушевского, труды которого были тогда запрещены. При этой сделке присутствовали только двое — он и Ильин. А ночью к нему явились представители органов и предупредили, что книгу он может читать сам, и ни в коем случае не должен пытаться распространять ее. Откуда книга у него появилась, вопросов не возникло.
Что же было в уникальной коллекции?
Экспонаты коллекции были переданы на хранение: книги — в областную научную библиотеку им. Д.И. Чижевского, остальные экспонаты — в областной краеведческий музей.
Полного перечня экспонатов коллекции нет, наверное, ни у кого, кроме комиссии, которая занималась ее изъятием, да и нет уверенности, что это — полный перечень.
Точная стоимость коллекции так и не прозвучала — по разным оценкам она может быть от 500 млн. до 1 млрд. долларов США.
Самое ценное в коллекции — это книги, которых насчитывается около 5000, и среди них:
— книга «Византийские эмали», изданная в 1892 году тиражом 200 экземпляров. Себестоимость книги составляла 12 тыс. серебряных рублей, что по стоимости соответствовало квартире в центре Берлина площадью 2000 кв.м. Сейчас оценивается в 100 тыс. долларов
— личная библия императрицы Екатерины;
— рукописи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
— полное собрание «першодруков» Ивана Федорова, многие из которых считались утраченными;
— четырехтомник «Великокняжеская, царская, императорская охота на Руси», который иллюстрировали Бенуа, Репин и другие известные художники. Каждый том оценивается в 50 тыс. долларов;
— уникальные рукописи Евангелия XIV века;
— книга с 84 гравюрами, каждая из которых оценена в 1500 долларов, общей стоимостью не менее 130 тыс.долл.;
и т.д.
Книги, вроде бы, доступны читателям библиотеки. В 2002 году обнаружилось, что из библиотеки пропало 43 книги из коллекции А.Ильина. В частности, были украдены «Устав Морской» и «Устав Воинский» Петра Первого, малоформатная Тора конца XVIII века, сборник гравюр Уильяма Хогарта, переписка Екатерины II с Вольтером, Библия Вольфа с рисунками Гюстава Доре. Пропавшие книги до настоящего момента не найдены. Местные коллекционеры прямо обвиняли в хищениях сотрудников городских музеев.
Среди остальных экспонатов, которые попали в областной краеведческий музей:
— портрет Екатерины II в одежде украинского гетмана кисти Дмитрия Левицкого (?), который считался пропавшим;
— серебряная кружка работы известного украинского мастера И. Равича. Есть версия, что эта кружка принадлежала или предназначалась Петру I. Подобных кубков в мире — всего два;
— вазы из венецианского стекла, в которое добавлялось золото (XIX в.);
— предметы работы К. Фаберже;
— уникальная бронзовая фигура Будды, вошедшая в энциклопедию литейного дела;
— икона Богоматери Охтырской (XVIII в.);
— храмовая икона Святой Праскевии.
В музее развернута экспозиция «Кунсткамера Александра Ильина», в которой представлена часть его коллекции.
В.Федоров. Портрет О.Ільїна. 1950-ті роки.
Картон, олія. Кіровоград.
Источники: newconcepts.club, Википедия и Избранное
В публикации использованы фотографии с сайта Кировоградской библиотеки им. Чижевского
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]