60 лет назад. Канкан для Хрущёва в ответ на лунник
---
Американцы тоже старались показать свою страну советскому лидеру, что называется, лицом. Н.С. Хрущёв в Голливуде на съёмках фильма «Канкан». Сентябрь 1959 года
60 лет назад, 15-27 сентября 1959 года, на землю США впервые за 42 года существования советской власти ступил лидер СССР. Это был Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Советского правительства Никита Хрущёв. Советский Союз в этот момент переживал один из своих «звёздных часов» — после первых спутников, был новый триумф в космосе — лунник, ракета, которая доставила металлический вымпел с гербом СССР на поверхность Луны. Впервые в истории состоялся перелёт с одного космического тела на другое.
Сейчас эмоции тех дней уже позабыты, но вот как это было. Из книги «Лицом к лицу с Америкой» (о визите Хрущёва): «Одна из здешних радиостанций передавала сообщения о движении советского лунника через каждые пять минут. Затем через каждые три. И, наконец, диктор стал отсчитывать последние минуты… «До удара советской ракеты о Луну осталось четыре минуты… Три минуты… Две…» Ракета попала в цель!». Одна из американских газет после этого написала, что Хрущёв прибывает в США, «захватив с собой в чемодане Луну». Другая заметила, что Хрущёв вступает на американскую землю не только как «глава Советского правительства, но и как председатель правительства Луны».
Понятно, что Никита Сергеевич старался показать Советский Союз Америке с самой выгодной стороны. В Вашингтон он прилетел на новеньком серебристо-белом «ТУ-114» — самом большом пассажирском самолёте в мире. Сам лайнер был воплощением мощи: для него даже не подходили обычная взлётная дорожка и обычный трап. В первый же день визита, 15 сентября, Хрущёв в Белом доме вручил президенту США Дуайту Эйзенхауэру памятный дар — копию советского вымпела, доставленного в ракете на Луну.
Хозяин Белого дома Дуайт Эйзенхауэр взвесил на руке сверкающий отполированный «лунный шарик» из СССР
В тот же день прибытия Первый секретарь ЦК КПСС заявил:
— Мы не сомневаемся в том, что замечательные учёные, инженеры и рабочие Соединённых Штатов Америки, которые работают в области завоевания космоса, также доставят свой вымпел на Луну. Советский вымпел, как старожил Луны, будет приветствовать ваш вымпел, и они будут жить в мире и дружбе, как и мы с вами на Земле должны жить в мире и дружбе, как должны жить в мире и дружбе все народы, населяющие нашу общую мать-землю...
Америка тоже постаралась не ударить в грязь лицом перед высоким советским гостем. Его пригласили в Голливуд, где в это время шли съёмки фильма «Канкан».
Афиша кинофильма «Канкан»
Для показа гостю специально выбрали самый пикантный фрагмент будущей кинокартины. Большая книга «Лицом к лицу с Америкой», вышедшая в СССР под редакцией журналиста Алексея Аджубея, зятя Хрущёва, рассказывала об этом эпизоде так:
«Никиту Сергеевича и других советских гостей приглашают в один из павильонов студии, где им продемонстрировали съёмку нескольких эпизодов из фильма «Канкан». После небольшой сценки, в которой участвовали американец Фрэнк Синатра и французы Морис Шевалье и Луи Журден, зрителям был показан канкан. Но прежде, чем говорить о нём, хочется сказать, что та самая девушка, которая танцевала в этом канкане главную партию, известная американская актриса Шерли Маклейн, обратилась к Никите Сергеевичу с удивительно теплыми словами на русском языке: она приветствовала его здесь, в Голливуде, желала ему успеха во время поездки и говорила, что американские киноактёры были счастливы увидеть и услышать главу Советского правительства.
И той же девушке и её подругам пришлось исполнить для гостей низкопробный танец. Девушки кривлялись, падали на пол, дрыгали ногами. И всем, кто видел этот танец, было ясно, что актрисам стыдно и перед собой, и перед теми, кто видит их. Они танцевали, не понимая, кому и зачем пришло в голову заставить их делать это перед Никитой Сергеевичем Хрущёвым и перед другими советскими гостями. А Никита Сергеевич спокойно сидел в ложе для почётных зрителей и, когда девушки кончили танец, поаплодировал им.
Хрущёв и Ширли Маклейн
Только Никита Сергеевич распрощался с актёрами, как стая американских журналистов кинулась к нему. Тут-то и был задан тот главный вопрос, ради которого хозяева студии, очевидно, показывали канкан. Очень спокойно, прямо и остроумно Никита Сергеевич сказал несколько фраз, которые обошли потом многие газеты мира:
— Вы спрашиваете меня о канкане? С моей точки зрения, с точки зрения советских людей, это аморально. Хороших актёров заставляют делать плохие вещи на потеху пресыщенных, развращённых людей. У нас в Советском Союзе мы привыкли любоваться лицами актёров, а не их задами».
Эта тема потом всплывала не раз в репликах Хрущёва, особенно когда он был в боевом настроении. К примеру, на одной из последующих встреч он сказал:
— Но что поделаешь, у нас с вами разные понятия о свободе. Когда мы были в Голливуде, нам показали танец канкан. В этом танце девушкам приходится задирать юбки и показывать заднее место, и этот танец приходится исполнять хорошим, честным артисткам. Их заставляют приспосабливаться к вкусам развращённых людей. У вас это будут смотреть, а советские люди от этого зрелища отвернутся. Это порнография. Это культура пресыщенных и развращённых людей. Показ подобных фильмов у вас называется свободой. Нам такая «свобода» не подходит. Вам, очевидно, нравится «свобода» смотреть на заднее место. А мы предпочитаем свободу думать, мыслить, свободу творческого развития.
В общем, таким «несимметричным» оказался в тот момент ответ великой Америки на космический вызов СССР: в обмен на лунник — канкан. И очень символичным...
Любопытно также, что автор упомянутой книги и зять Никиты Сергеевича Алексей Аджубей по поводу этих его слов заметил тогда в частной беседе: «Знаешь, я не совсем согласен с Никитой Сергеевичем относительно канкана. Думаю, что у красивой женщины не только лицом можно любоваться…»
Однако, разумеется, темы хрущёвского визита 60-летней давности этими двумя яркими фактами отнюдь не исчерпываются. Но об этом — уже в других постах.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]