Матату: маршрутка по-кенийски
17.08.2016 1 102 0 0 varlamov

Матату: маршрутка по-кенийски

---
0
В закладки


Что такое кенийская маршрутка? Представьте себе провинциального пацана, который вместо "Приоры" купил автобус и получил карт-бланш на его тюнинг. Щедро приправьте растафарианскими мотивами, добавьте полную горсть африканского распиздяйства – это и будет матату.

С той лишь оговоркой, что для Кении это ключевой вид общественного транспорта. До 1999 года он вообще был единственным в Найроби, да и во всей стране. Потом ситуация начала выправляться, но до сих пор эти маршрутки играют огромную роль. Матату насколько важны для кенийцев, что их специально показывают туристам как часть кенийской культуры. Так что неудивительно, что это слово созвучно с "акуна матата", самым известным выражением на суахили.

Кстати, само слово "matatu" можно перевести с суахили как "трёшка". Почему именно "трёшка", точно никто не знает. Одни говорят, что в 60-е годы стандартная плата за проезд была три цента. По другой версии, это благодаря изначальной компоновке пассажирских сидений в три ряда. Третьи вообще считают, что число 3 тут ни при чём, и связывают матату со словом "общий". По их мнению, "матату" – это нечто слэнговое, и переводится примерно как "общага". Есть даже явно притянутая за уши версия о том, что это просто "такси".

Согласно последним опросам, 70% тех жителей Кении, что используют общественный транспорт, предпочитают передвигаться именно на матату.


В 2014 году в Кении насчитывалось 20 000 матату, хотя в 1993-м их было в два раза больше.


Столичные маршрутки отличаются от деревенских тем, что обычно это небольшие автобусы. В провинции чаще ездят грузовички-пикапы, и народ набивается прямо в кузов.


В Найроби же матату может представлять собой 14-местный микроавтобус (типа нашей "Газели", только японский; в Москве тоже такие раньше ходили!).


Или автобус малого класса (от 25 до 32 посадочных мест).


На рубеже 90-х и нулевых в Кении начался передел собственности: банды стали делить между собой автобусы и маршруты. В тот период ездить в матату было просто опасно: пассажиров никто толком не защищал. Местные газеты писали, что кражи, избиения, изнасилования, похищения и убийства в матату были обычным явлением.


Постепенно власти разобрались с всплеском насилия, распределив все маршрутки по 600 объединениям, известным как SACCO. Все SACCO должны иметь государственную регистрацию. Соответственно, взносы от владельцев автобусов получают уже не бандиты, а государство.


В 2003 году власти попытались отрегулировать маршруточный рынок. Прежде всего они ограничили количество пассажиров в автобусе (раньше их могло быть столько, сколько кондуктор пустит в салон). Кроме того, все матату были оснащены устройствами ограничения скорости, а водителей заставили нанести на корпуса автобусов жёлтые полосы, обозначающие пассажирское транспортное средство.


Основная задача водителя – как можно быстрее добраться от одной конечной до другой, минуя пробки. Всё дело в том, что владелец автобуса платит водителю за количество поездок. Поэтому езда по встречке или по обочине тут никакое не нарушение правил, а норма. Как в Дагестане.


В матату, кстати, есть кондуктор, который собирает со всех плату за проезд. Он не только забирает деньги и раздаёт сдачу, но ещё и объявляет остановки особым способом: стучит по крыше маршрутки или свистит. Причём это скорее сигнал для водителя, чем для пассажиров. Остаётся только гадать, почему водители сами не видят остановок.


Помимо этого, кондуктор на конечных остановках работает зазывалой: выкрикивает место назначения и стоимость проезда, пытаясь как можно скорее набрать пассажиров. В Москве тоже кое-где сохранились такие кусочки Африки, где трудятся маршруточные зазывалы )


Говорить внутри матату бывает сложно, потому что из динамиков постоянно орёт музыка – зачастую это рэгги. Кроме того, обычно открыты окна, что добавляет дорожного шума.


Почти все новые или относительно новые матату – праворульные "Исудзу". Кстати, в Кении левостороннее движение. Но правила всё равно никто не соблюдает, так что разницы особой нет.


В пределах Найроби стоимость проезда обычно не превышает 100 шиллингов (62 рубля), но всё зависит от расстояния. Сверху на табличке цены.


Украшение микроавтобуса – особый ритуал.


Водители свято верят, что крутой дизайн маршрутки позволит привлечь им больше клиентов.


Если автобус раскрашен достаточно ярко, и его легко запомнить, то он становится известен в городе, а значит, пассажиры всегда готовы на нём прокатиться.


Для этого матату даже дают имена, будто кораблям. Вот Roc-A-Fella.


Знакомьтесь, Streetblock.


Star Boy


Star Bus. Ну и так далее.


В Найроби существует особый рынок художников, которые покрывают матату граффити и наклейками – этим заняты около 1000 человек.


Оформители вдохновляются спортом, музыкой, телешоу и вообще всеми проявлениями массовой культуры.


Среди водителей и владельцев матату много любителей футбола. Вот вам клубный автобус "Арсенала" с Арсеном Венгером.


А хотите – вот "Манчестер Юнайтед".


Тематический нью-йоркский матату


Спецслужбы и спорт. Спорт и спецслужбы.


Помимо граффити, тюнинг автобуса обычно включает в себя установку плазменных экранов, чтобы было где крутить модные клипы в HD, и больших динамиков под сиденья, чтобы пассажирам было не так скучно на них сидеть. А в тёмное время суток водитель включает все светодиодные лампочки, и кенийская маршрутка превращается в музыкальный автомат или новогоднюю ёлку. А ещё некоторые матату уже оснащены Wi-Fi! Это привлекает модных молодых ребят со смартфонами.


Между прочим, тюнинг матату – удовольствие не из дешёвых. Оформление и доработка автобуса может обойтись в 1,3 млн шиллингов – это 13 000 долларов. Огромные деньги для Кении!


Лет 10 назад все слишком вычурно украшенные матату перевели на работу в тёмное время суток, иначе транспортное средство могла арестовать полиция. Теперь же запреты на оформление сняты. Ну или про ограничения просто все забыли.


В Найроби проводят ежегодную церемонию Нганья – это конкурс на лучший матату. Помимо лучшего оформления, участники соревнуются в таких номинациях, как безопасность, лучший водитель и лучший кондуктор, а также самый удобный маршрут.


Остановка матату


Ещё один тип остановки


Пешеходный переход возле остановки )


Мататувокзал!










Парковка


Местные эвакуаторы


Их тоже стараются украсить.


В 2010-м году власти Кении объявили, что намерены постепенно отказаться от микроавтобусов и пересадить водителей на более вместительные автобусы.




Но об отказе от матату речи пока не идёт.


Последние дни в Африке: Бурунди, Кения и ОАЭ (Дни 8, 9, 10)


Бурунди: страна зашуганных распиздяев (День 7)


Кигали, Руанда (День 6)



Дар-эс-Салам, Танзания: велосипеды и трущобы (День 5)

Дар-эс-Салам, Танзания: самый крупный и богатый город (День 4)

Кенийские шлюхи



Найроби, Кения (День 3)


Из Дубая в Найроби! (День 2)

Улетел в Африку! (День 1)
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]