Умирающие города Армении - Ахтала
---
Есть мнение, что умирающие шахтерские города это большая драма и несчастье для государства и его жителей. Я с этим не согласен. Повидав десятки ghost towns (города-призраки) в самых разных странах мира, прихожу к выводу, что это закономерный ход истории. Такие города создавались под строительство завода, либо шахты. Потом ресурс был исчерпан и смысл функционирования города в том месте пропал. Другое дело, что в цивилизованном государстве существуют программы реабилитации для жителей таких мест: строятся новые предприятия, государство субсидирует развитие там туризма, сферы услуг. В самом крайнем случае людям помогают переехать в другое место, где есть работа и перспективы. К сожалению, в странах бывшего СССР все намного сложнее. Осколкам империи, таким как например Армения, очень сложно "залечивать раны" советской плановой экономики и помочь жителям таких городов. Сегодня мы посмотрим шахтерский город Ахтала, что на крайнем севере Армении и рядом с грузинской границей.
В советское время в Армении функционировало 3 канатные дороги в качестве общественного транспорта: в Ереване, Алаверди и Ахтале. Все они не работают в наши дни. Первой закрыли ахталинскую канатку, в 1998 году ввиду закрытия предприятия. Ереванская канатка закрылась в 2004 году, сразу после аварии приведшей к гибели трех человек. Дольше всех работала канатка в Алаверди, вплоть до 2015 года, связывая верхнюю (жилую) часть города и металлургический комбинат внизу в ущелье. Печальнее всего дела обстоят в Ахтале, маленьком городке, созданном исключительно для обслуживания металлургического предприятия. Ничего другого там нет. Даже великолепный Ахталинский монастырь по-соседству, который посещают каждый день сотни туристов, не приносит городу никакой экономической выгоды. В восьмидесятых население Ахталы достигло 5 тысяч жителей, сегодня же снизилось до тысячи и продолжает сокращаться.
Вид с верхней станции канатки в жилой части Ахталы на нижнюю часть, где железнодорожная станция и завод -
Природа здесь божественная -
Вид от станции близ железной дороги вверх, где расположен город -
Печаль запустения и разрухи -
Одинокий вагончик висит без дела вот уже почти 20 лет -
Внутри станции канатной дороги -
Речка Дебед -
В Ахтале сегодня не работает ровным счетом ничего. Все эти постройки были завязаны с металлургией (сюда доставляли руду и перегружали в вагоны), но ни завод, ни шахты не работают в наши дни -
Ахтала имела две части. Одна малая, внизу, возле станции. Тут выстроили несколько "хрущовок" для проживания работников обслуживавших железнодорожную станцию и отвечавших за погрузку руды в вагоны. Кстати, в горе на заднем плане виднеется одна из шахт, сегодня не работающая -
С максимальным приближением шахта выглядит так, точнее вход в нее и соответствующая инфраструктура подъема руды -
Сегодня делать в Ахтале абсолютно нечего. Кроме живописного ущелья и соседства с древним храмом здесь ничего нет -
Вид из храма на Ахталу, что на противоположной стороне ущелья -
Если абстрагироваться от ощущения безнадёги и очевидной тотальной безработицы, то мне Ахтала понравилась. Маленький, зеленый и дружелюбный городок. Основная часть его жителей - пенсионеры и молодежь, естественно, Ахталу покидает в поисках работы и учебы. Но сюда с удовольствием привозят внуков на каникулы. Здесь приятный парк и на удивление много детских площадок -
Всего пара магазинов и почта и все это расположено в одном здании -
Как уже говорилось, город покинули до 80% его жителей. Продать квартиру не представляется возможным, она попросту никому не нужна. Местные мужики, с которыми я разговорился, рассказали, что если сегодня кто-то даст им 5 тысяч долларов за трехкомнатную квартиру, они будут счастливы. На эти деньги они смогут перебраться в Ереван и снять там жилье, подрабатывая таксистом. А еще лучше переехать в Россию.
В информации по городу Ахтале пишут, что в нем есть больница. Не верьте. Больница давно заброшена -
Средний срез жителей Ахталы, наверху бабушка с костылями, внизу печальный дедушка -
Прямо под ними магазин -
Давно неработающий фонтанчик для питьевой воды -
А вот детские площадки достаточно новые -
Пятилетке ударный труд...
В качестве резюме повторюсь, что такие городки создавались для функционирования шахт и металлургического комбината. Больше добывать и перерабатывать нечего. Все это очевидно и логично. Значит нужно создавать в таких городах какую-то другую сферу деятельности для его жителей. В Ахтале замечательная природа и древний Ахталинский монастырь, так надо в этом направлении работать. Рядом проходит главная трасса Ереван - Тбилиси, там идет мощный поток туристов. Почему не сделать так, чтобы часть этих туристов заехала в Ахталу? Чтобы эти туристы поели в ресторане, переночевали в отеле (в Ахтале нет ни одной гостиницы и ни одного кафе, или ресторана), поднялись в горы, сплавились по бурной речке?
В советское время в Армении функционировало 3 канатные дороги в качестве общественного транспорта: в Ереване, Алаверди и Ахтале. Все они не работают в наши дни. Первой закрыли ахталинскую канатку, в 1998 году ввиду закрытия предприятия. Ереванская канатка закрылась в 2004 году, сразу после аварии приведшей к гибели трех человек. Дольше всех работала канатка в Алаверди, вплоть до 2015 года, связывая верхнюю (жилую) часть города и металлургический комбинат внизу в ущелье. Печальнее всего дела обстоят в Ахтале, маленьком городке, созданном исключительно для обслуживания металлургического предприятия. Ничего другого там нет. Даже великолепный Ахталинский монастырь по-соседству, который посещают каждый день сотни туристов, не приносит городу никакой экономической выгоды. В восьмидесятых население Ахталы достигло 5 тысяч жителей, сегодня же снизилось до тысячи и продолжает сокращаться.
Вид с верхней станции канатки в жилой части Ахталы на нижнюю часть, где железнодорожная станция и завод -
Природа здесь божественная -
Вид от станции близ железной дороги вверх, где расположен город -
Печаль запустения и разрухи -
Одинокий вагончик висит без дела вот уже почти 20 лет -
Внутри станции канатной дороги -
Речка Дебед -
В Ахтале сегодня не работает ровным счетом ничего. Все эти постройки были завязаны с металлургией (сюда доставляли руду и перегружали в вагоны), но ни завод, ни шахты не работают в наши дни -
Ахтала имела две части. Одна малая, внизу, возле станции. Тут выстроили несколько "хрущовок" для проживания работников обслуживавших железнодорожную станцию и отвечавших за погрузку руды в вагоны. Кстати, в горе на заднем плане виднеется одна из шахт, сегодня не работающая -
С максимальным приближением шахта выглядит так, точнее вход в нее и соответствующая инфраструктура подъема руды -
Сегодня делать в Ахтале абсолютно нечего. Кроме живописного ущелья и соседства с древним храмом здесь ничего нет -
Вид из храма на Ахталу, что на противоположной стороне ущелья -
Если абстрагироваться от ощущения безнадёги и очевидной тотальной безработицы, то мне Ахтала понравилась. Маленький, зеленый и дружелюбный городок. Основная часть его жителей - пенсионеры и молодежь, естественно, Ахталу покидает в поисках работы и учебы. Но сюда с удовольствием привозят внуков на каникулы. Здесь приятный парк и на удивление много детских площадок -
Всего пара магазинов и почта и все это расположено в одном здании -
Как уже говорилось, город покинули до 80% его жителей. Продать квартиру не представляется возможным, она попросту никому не нужна. Местные мужики, с которыми я разговорился, рассказали, что если сегодня кто-то даст им 5 тысяч долларов за трехкомнатную квартиру, они будут счастливы. На эти деньги они смогут перебраться в Ереван и снять там жилье, подрабатывая таксистом. А еще лучше переехать в Россию.
В информации по городу Ахтале пишут, что в нем есть больница. Не верьте. Больница давно заброшена -
Средний срез жителей Ахталы, наверху бабушка с костылями, внизу печальный дедушка -
Прямо под ними магазин -
Давно неработающий фонтанчик для питьевой воды -
А вот детские площадки достаточно новые -
Пятилетке ударный труд...
В качестве резюме повторюсь, что такие городки создавались для функционирования шахт и металлургического комбината. Больше добывать и перерабатывать нечего. Все это очевидно и логично. Значит нужно создавать в таких городах какую-то другую сферу деятельности для его жителей. В Ахтале замечательная природа и древний Ахталинский монастырь, так надо в этом направлении работать. Рядом проходит главная трасса Ереван - Тбилиси, там идет мощный поток туристов. Почему не сделать так, чтобы часть этих туристов заехала в Ахталу? Чтобы эти туристы поели в ресторане, переночевали в отеле (в Ахтале нет ни одной гостиницы и ни одного кафе, или ресторана), поднялись в горы, сплавились по бурной речке?
Взято: puerrtto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]