Дьявольский ветер
14.09.2019 24 0 0 masterok

Дьявольский ветер

---
0
В закладки
Дьявольский ветер восстания, в Индии, сипаев, Верещагина, казнь, когда, самого, только, англичанами, казни, чтобы, пленных, намдхари, сектой, случае, в будущей, такой, именно, сипаев», жизни


Очень хорошо помню эту картину в школьном учебнике истории на страницах, посвящённых усмирению британскими колонизаторами восстания сипаев в Индии (1857-59). Этот же сюжет должны помнить и те, кто смотрел советский фильм «Капитан Немо» по мотивам произведений Жюля Верна. Там один британский офицер разъясняет другому причины именно такой казни пленных сипаев: по их верованиям, при ней невозможно возродиться в будущей жизни. Страх перед смертью не одного лишь тела, но и всей души, парализует их сопротивление.

А вот оказывается, что оригинал картины просто исчез с выставки при невыясненных обстоятельствах. По другой версии картина была куплена на аукционе в Нью-Йорке и с тех пор находится, вероятно, в чьей-то неизвестной частной коллекции. В любом случае мы сейчас имеем только копии.

Немного подробнее про сюжет:

«Дьявольский ветер»
Расстрел из пушки назывался иначе «дьявольским ветром». Он упоминался в ряде художественных произведений про пиратов, рассказывавших о более ранних временах. Но все эти повествования были сочинены позднее восстания сипаев. Так что «дьявольский ветер» в них является анахронизмом, навеянным событиями в Индии середины XIX века.

Известны два вида «дьявольского ветра»: когда из пушки выстреливалось ядро и когда приговорённый убивался холостым зарядом пороха. В первом случае смерть наступала почти мгновенно, во втором — казнённый с перебитым позвоночником и развороченными внутренностями мог ещё какое-то время агонизировать. В обоих случаях тело казнённого представляло собой кровавое месиво с отделёнными от туловища конечностями, а то и головой. При казни с помощью ядра головы гарантированно отрываются от тела и, по описанию русского художника Василия Верещагина, «спирально летят кверху».

Тот же Верещагин лично не присутствовал при таких казнях, а изучал их, что называется, «по источникам», когда в 1884 году написал свою картину, где изображён этот вид казни. Картина эта называется по-разному («Казнь англичанами пленных сипаев», «Подавление англичанами восстания сипаев» и т.д.).

Любопытно, что, по утверждениям специалистов, на ней изображены расстрелы не после восстания сипаев, а при расправе с сикхской сектой намдхари в 1872 году. Об этом говорит облачение изображённых жертв в предписанные этой сектой белые одежды. По воспоминаниям самого Верещагина, когда он выставлял свои картины, в том числе эту, на выставке в Лондоне, то многие британцы категорически отрицали, что они применяли в Индии эту варварскую казнь. В то же время один отставной британский генерал лично хвастался перед русским художником, будто это он сам придумал такую казнь, и она была внедрена колониальными властями по его рекомендациям.

Дьявольский ветер восстания, в Индии, сипаев, Верещагина, казнь, когда, самого, только, англичанами, казни, чтобы, пленных, намдхари, сектой, случае, в будущей, такой, именно, сипаев», жизни

Фото из Третьяковской галереи

Верещагин присочинил

Верещагин считал, что такая казнь вселяет в индийцев максимально возможный страх. По его мнению, индийца, особенно из высшей касты, приводит в неописуемый ужас перспектива быть смешанным при погребении с телами людей из низших каст:
«Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца… Тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса! Говорю это очень серьезно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне».

Это объяснение, которое, как нетрудно заметить, легло в обоснование такой казни сценаристом советского фильма про принца Даккара—капитана Немо, не может быть принято по следующим причинам.

Во-первых, только парии считаются в Индии неприкасаемыми для высших каст, и весь произведённый словами Верещагина гротеск про религиозные обычаи — просто непонимание тонкостей или сознательное преувеличение, рассчитанное на улов простодушной публики.

Во-вторых, перерождение после смерти индусу гарантированно. Но даже если бы такой образ смерти как-то негативно влиял на последующую реинкарнацию, то следовало бы ожидать, что, наоборот, стремление его избежать придавало бы сил для сопротивления, и эффект от этой казни был бы обратным.

В-третьих, что немаловажно, уже упомянутая секта намдхари, которая как раз и изображена на картине Верещагина, состояла именно из бывших париев, а представителей высших варн в ней не было в помине.

Расстрелы из пушек практиковались индусами до прихода колонизаторов

Есть свидетельства, что данный вид казни не был введён англичанами в Индии, но лишь позаимствован ими у самих индийцев. Он был впервые применён ещё в 1526 году при завоевании Индии войском султана Бабура, основавшего династию Великих Моголов. В дальнейшем сами индийцы неоднократно казнили так своих врагов: как пленных в войнах, так и государственных преступников, заговорщиков и т.д.

От индийцев эти казни переняли первые европейские колонизаторы Индостана: португальцы и французы. Первое применение расстрела из пушек в колониях британской Отс-Индской компании относится к 1761 году. Таким образом, во время подавления восстания сипаев данная казнь не была изобретена. Она лишь стала, благодаря своему массовому применению (из-за масштаба самого восстания), широко известной, главным образом — европейской публике, ранее ничего о ней не знавшей.

О том же, почему сами индусы придумали эту казнь как самую страшную, можно сделать такое предположение. В средневековой Европе самой ужасной казнью считалось сожжение живьём на костре. Но в Индии это не казнь, а обряд добровольного ухода из жизни, практикуемый вдовами и некоторыми йогами, чтобы добиться блаженства в будущей жизни. Известно, когда женщины и дети целого средневекового индийского города подвергали себя коллективному самосожжению, чтобы не достаться в добычу победителю. Сожжение не могло восприниматься в Индии как средство устрашения.

Зато индийцы в XVI веке впервые познакомились с огнестрельным оружием и были шокированы его смертоносным воздействием. Смерть, наступавшая в результате мгновенного разрывания тела на куски, представлялась, видимо, самой ужасной из всех возможных.

Вот вам подробнее история "Сипаи против Империи"
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Темный, Дролл и Дьявольский Мир иллюстратора Сакияма
Сакияма - 28-летний иллюстратор и художник из Токио. На своей странице в Твиттере она рассказывает о своей деятельности как "извергающей" творения. Временами мрачные и
"Пираты Тихого океана". Фильм, которого не было
Многие зрители помнят, что во времена громкого триумфа фильма "Пираты XX века", на экранах страны шёл другой фильм с похожим названием - "Пираты Тихого океана". Это была
уходи с баркаса
Из одного издания в другое гуляет миф о трагической судьбе полотна Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами», 1884 год. Якобы англичанам очень не
Питер Джексон не подвел?
Очень ждал это кино. Сюжет - ровно то, что мне нравится. Бюджет - сто миллионов. Прежние фильмы режиссера - на уровне. Трейлр - впечатляет. Завтра пойду посмотрю. Так
Ангелы карающие
Славные фэнтезийные творения Карлоса Кеведо, внештатного художника, иллюстратора и дизайнера из Колумбии. Карлос Кеведо умело смешивает фотографии, цифровую живопись и
И снова Zoom!
И снова Zoom!
И снова Zoom!
20.10.18 ---
Ох, как же долго я не постил граффити! Очень соскучился по этой теме и планирую исправиться. Сегодня немного погулял по Москве, поснимал стрит-арт. Среди всего прочего,
Совпадение? Не думаю. 10 кадров из кино, в точности повторивших картины известных художников
«Завидую тебе, вот есть же у тебя столько времени», — чаще всего именно такие комментарии встречаются к подборкам работ писателя и режиссера Вугара Эфенди. Дело в том,
Эпические цифровые перерисовки самых известных произведений в истории и современной поп-культуре
Автор этих забавных коллажей веселый художник Хаяти с Кипра. Очень много его работ разлетелись по сети как вирус). Но вот и новые, они такие же остроумные, как и те, что
Лучший советский фантастический фильм. Финал
Вот и пришло время финала. На протяжении восьми туров вы выбирали из восьмидесяти советских фильмов те, что, по вашему мнению, могут побороться за звание "Лучшая
Лучший советский фантастический фильм. Третий тур
Третий этап зрительского голосования за лучший фильм в жанре фантастика, снятый во времена СССР. В этом туре экранизации Владимира Обручева, Михаила Булгакова, Кира
Почему Станислав Говорухин снял "В поисках капитана Гранта"
Телевизионный фильм "В поисках капитана Гранта" является второй отечественной экранизацией знаменитого романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта". Первая - замечательный
Проклятые картины, приносящие одни несчастья
Истории этих картин заставит вас содрогнуться. Большинство этих произведений искусства висят в галереях или спрятаны от глаз людей, чтобы не навлечь беду на остальных.
Чего боится Британия. Тайна, которую англичане скрывают
Это сейчас британцы, возможно, что даже искренне, возмущаются покушением на жизнь российского перебежчика. Ах какое варварство и попрание всех прав и свобод. Вот только
6 советских фильмов ужаса
Да, вы не ошиблись. Хоть в советском кинематографе такого жанра как ужастик, как бы и не было официально, некоторые фильмы к нему можно смело относить. Причем это
Дьявольский череп. Он на вас смотрит
Художник Greg (ака Suitswon ) создал этот череп в Гринпоинте, Нью - Йорке, гигантские дыры работают отлично , как огромные глазницы. Дьявольский череп….. Впечатление и
Обнаженные тела на фоне самых дорогих произведений искусства
Нью-йоркский художник Трина Мерри (Trina Merry) вписала обнаженные тела в сюжет самых дорогих произведений искусства. Роспись одной модели занимает от 3 до 18 часов.
Михаил Козаков мог сыграть в экранизации книги Жюля Верна. Фотопробы
Очень интересно было читать ваши варианты. Фотопроба действительно интересная. И персонаж напомнил вам различных литературных героев, шагнувших из приключенческих книг
Рецензия на фильм "Хитмэн: Агент 47"
Хитмэн: Агент 47. 2015. Фантастический боевик. В годы существования СССР советский ученый-генетик создал в пробирке универсальных киллеров, которым неведом страх и