"Битва за Рим" - фантастическая сказка лжеисториков
---
В детстве я очень любил фильм "Битва за Рим" румыно-итало-германского производства.
История противостояния Остготского королевства и могущественной Византийской империи в VI веке, показанная на большом экране, вызывала огромный интерес у зрителей в СССР, особенно у подростков. И хотя кино было достаточно старым, аж 1968 года выпуска, в 80-е годы на него, как и на "Клеопатру" со "Спартаком", выстраивались большие очереди. Эта была возможность хоть как-то приобщиться к Всемирной истории, а лично я после просмотра этой кинопродукции тердо решил поступать на исторический.
Фильм был снят по мотивам книги Ф. Дана "Падение империи", а сам роман написан на основе трудов готского летописца Иордана.
Каково же было моё удивление, когда приблизительно ⅓ показанного в фильме оказалась либо наглой ложью, либо полуправдой.
Фильм повествует о том, как часть Римской аристократов во главе с префектом города Цетегом организует и осуществляет заговор по свержению власти остготов, захвативших Италию и ограничивших права коренного населения. Римский политик пытается натравить на новую слабовольную королеву готов Амаламунту её сестру Матасунту, а затем и императора Юстиниана.
В результате одна из сестёр убивает другую, сварив ее заживо в кипятке. Королева Матасунта берет в соправители простого воина Витигеса, вынудив его бросить свою семью.
А далее буйная фантазия сценариста переносит нас в Вечный город, где Цетег создаёт собственную небольшую армию по образцу легионов периода расцвета Рима I-II веков. Ему на помощь спешит византийское войско под командованием самого Велизария - победителя персов и вандалов. А король Витигес с "гадюкой" Матасунтой начинают осаду Рима. Коварство Матасунты и военная хитрость Цетега приводят к гибели Витигеса и смерти Велизария. Но королеву-изменницу тоже настигнет возмездие. Знатный гот Тея вонзает ей в спину кинжал.
Готы разбиты, византийцы приняты в римскую армию. Перфект Рима становится халифом на час.
Вот тут-то на сцену выходят главные герои: новый готский король-красавец Тотила (влюблённый в дочку Цетега) и Византийский царедворец и полководец карлик Нарзес.
Зажатый между готской и византийской армиями, Цетег вынужденно выливается в войско Нарзеса. Развязка наступает в 552 году, когда в решающей битве при Тагинэ Тотила терпит поражение и погибает. Его возлюбленная Юлия гибнет от руки собственного отца Цетега (по роковой ошибке). Тому тоже ничего не остаётся, как покончить жизнь самоубийством. Таким же способом сводит счёты с жизнью помогавшая римлянину императрица Феодора. Короче, все умерли…
А довольный Нарзес преподносит императору Юстиниану Италию на "блюдечке с голубой каемочкой" и остатки племени готов милостиво отпускает на свою Северную родину.
Красиво, не правда ли?
Вот тут-то самое время повнимательнее присмотреться к этому псевдоисторическому "шедевру". Причём на мелкие "ляпы", коих в картине десятки, обращать внимания не буду. Остановлюсь на главном.
Готские королевы из рода Амалов не были сёстрами. Амаласунта, задушенная в бане горячим паром была матерью Матасунты (!). А убийство несчастной женщины организовал её родственник Теодат, на короткое время захвативший остготский трон.
"Мужественный" король готов Витигес был настолько "благороден", что после поражения от Велизария под стенами Рима и Равенной в 540г., сдался на милость победителя вместе с женой красавицей. Получил он от Юстиниана звание патриция империи и большое поместье. И жили Витигес с Матасунтой долго и счастливо в полном согласии.
Если облик Цетега напоминает статую классического римского аристократа времен Августа, то форма его преторианцев (это в раннем то средневековье!) копирует снаряжение легионеров эпохи Траяна. Вызывает это грустную снисходительную улыбку.
А не до смеха мне стало при просмотре батальных сцен. Мелькание в кадре пары сотен "ряженных" статистов никак не тянуло на реконструкцию исторических сражений. Видимо сказалась скудность бюджета.
Гибель Велизария под стенами Рима это вообще перл и книги и фильма. Зачем было из самого знаменитого полководца делать дебила, да ещё убивать его - для меня загадка. Жив он, жив!
Нарзес из евнуха превращен в карлика, что, согласитесь, не одно и тоже.
Это конечно далеко не все претензии к авторам фильма. Но все же хочется сказать им спасибо за детские впечатления и попытку перенести зрителя в VI век на поле "Битвы за Рим".
Г. Малыгин
История противостояния Остготского королевства и могущественной Византийской империи в VI веке, показанная на большом экране, вызывала огромный интерес у зрителей в СССР, особенно у подростков. И хотя кино было достаточно старым, аж 1968 года выпуска, в 80-е годы на него, как и на "Клеопатру" со "Спартаком", выстраивались большие очереди. Эта была возможность хоть как-то приобщиться к Всемирной истории, а лично я после просмотра этой кинопродукции тердо решил поступать на исторический.
Фильм был снят по мотивам книги Ф. Дана "Падение империи", а сам роман написан на основе трудов готского летописца Иордана.
Каково же было моё удивление, когда приблизительно ⅓ показанного в фильме оказалась либо наглой ложью, либо полуправдой.
Фильм повествует о том, как часть Римской аристократов во главе с префектом города Цетегом организует и осуществляет заговор по свержению власти остготов, захвативших Италию и ограничивших права коренного населения. Римский политик пытается натравить на новую слабовольную королеву готов Амаламунту её сестру Матасунту, а затем и императора Юстиниана.
В результате одна из сестёр убивает другую, сварив ее заживо в кипятке. Королева Матасунта берет в соправители простого воина Витигеса, вынудив его бросить свою семью.
А далее буйная фантазия сценариста переносит нас в Вечный город, где Цетег создаёт собственную небольшую армию по образцу легионов периода расцвета Рима I-II веков. Ему на помощь спешит византийское войско под командованием самого Велизария - победителя персов и вандалов. А король Витигес с "гадюкой" Матасунтой начинают осаду Рима. Коварство Матасунты и военная хитрость Цетега приводят к гибели Витигеса и смерти Велизария. Но королеву-изменницу тоже настигнет возмездие. Знатный гот Тея вонзает ей в спину кинжал.
Готы разбиты, византийцы приняты в римскую армию. Перфект Рима становится халифом на час.
Вот тут-то на сцену выходят главные герои: новый готский король-красавец Тотила (влюблённый в дочку Цетега) и Византийский царедворец и полководец карлик Нарзес.
Зажатый между готской и византийской армиями, Цетег вынужденно выливается в войско Нарзеса. Развязка наступает в 552 году, когда в решающей битве при Тагинэ Тотила терпит поражение и погибает. Его возлюбленная Юлия гибнет от руки собственного отца Цетега (по роковой ошибке). Тому тоже ничего не остаётся, как покончить жизнь самоубийством. Таким же способом сводит счёты с жизнью помогавшая римлянину императрица Феодора. Короче, все умерли…
А довольный Нарзес преподносит императору Юстиниану Италию на "блюдечке с голубой каемочкой" и остатки племени готов милостиво отпускает на свою Северную родину.
Красиво, не правда ли?
Вот тут-то самое время повнимательнее присмотреться к этому псевдоисторическому "шедевру". Причём на мелкие "ляпы", коих в картине десятки, обращать внимания не буду. Остановлюсь на главном.
Готские королевы из рода Амалов не были сёстрами. Амаласунта, задушенная в бане горячим паром была матерью Матасунты (!). А убийство несчастной женщины организовал её родственник Теодат, на короткое время захвативший остготский трон.
"Мужественный" король готов Витигес был настолько "благороден", что после поражения от Велизария под стенами Рима и Равенной в 540г., сдался на милость победителя вместе с женой красавицей. Получил он от Юстиниана звание патриция империи и большое поместье. И жили Витигес с Матасунтой долго и счастливо в полном согласии.
Если облик Цетега напоминает статую классического римского аристократа времен Августа, то форма его преторианцев (это в раннем то средневековье!) копирует снаряжение легионеров эпохи Траяна. Вызывает это грустную снисходительную улыбку.
А не до смеха мне стало при просмотре батальных сцен. Мелькание в кадре пары сотен "ряженных" статистов никак не тянуло на реконструкцию исторических сражений. Видимо сказалась скудность бюджета.
Гибель Велизария под стенами Рима это вообще перл и книги и фильма. Зачем было из самого знаменитого полководца делать дебила, да ещё убивать его - для меня загадка. Жив он, жив!
Нарзес из евнуха превращен в карлика, что, согласитесь, не одно и тоже.
Это конечно далеко не все претензии к авторам фильма. Но все же хочется сказать им спасибо за детские впечатления и попытку перенести зрителя в VI век на поле "Битвы за Рим".
Г. Малыгин
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]