Москва, как она есть. Улица Малая Бронная(часть 2)
---
3 года назад я уже писал про эту улицу, это одна из моих любимых улиц в Москве, вот тут можете почитать предыдущий пост, почему решил еще один написать? Все просто, начал я с середины улицы. Сегодня будет пост про начало улицы.
Напомню, что улица Малая Бронная - Первоначально называлась Воскресенская ул. по церкви Воскресения Словущего (построена в 1-й половине XVII в., разрушена в 1935 г.). Получила название по Бронной слободе, находившейся здесь в XVI—XVII вв. В слободе изготовляли броню — панцири и кольчуги.
Read the post in English
1970 годы
На переднем плане скамейка Воланда, Берлиоза и Бездомного из романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".
На заглавном фото доходный дом А. И. Мозжухина - памятник архитектуры. Построен в 1887 г.
Здание, выделяющееся белой отделкой на фоне обнаженного красного кирпича. Это было целое направление в архитектуре тех лет, ратовавшее за сохранение естественного цвета и фактуры кирпича.
Здесь в детские годы жила актриса А. Г. Коонен. В этом доме также снимался фильм "Самая обаятельная и привлекательная".
1983 год. Кадр из фильма "Талисман"
Пятиэтажный четырёхподъедный кирпичный жилой дом. Вообще он конечно относится больше к Спиридоньевский переулку, но пусть будет. Построен в 1867 году.
В строении, находящемся ВО ДВОРЕ дома № 12, в 1906 - 1908 гг. жила семья Маяковских, уехавшая из Грузии после безвременной и неожиданной смерти отца, заразившегося от укола пальца булавкой. Сестра В. В. Маяковского вспоминала: "Мы сняли квартиру с центральным отоплением (больше всего боялись замерзнуть)... Это был обычный дом-коробка, во дворе, удобный для эксплуатации. Двор разделялся на ряд узких коридоров, покрытых асфальтом". Возможно, что впечатление от жизни в этих ущельях домов отразилось в стихотворении В. В. Маяковского "Я":
Кричу кирпичу,
слов исступленных вонзаю кинжал
в неба распухшего мякоть...
Жили Маяковские трудно, сняли три комнаты, чтобы одну сдавать жильцам, подрабатывали, выжигая и раскрашивая деревянные яйца для кондитерских магазинов.
1981 год
"Клубный дом на Малой Бронной, 26 — это претенциозный проект, предусматривающий реконструкцию здания с учетом современных инженерных технологий, сохраняя при этом исторический фасад. Здание поистине можно считать живым памятником русской архитектуры, благодаря его аутентичному экстерьеру, так хорошо передающему шарм бывшей купеческо-боярской Москвы. Сочетание огненно-алого кирпича и белой окантовки окон величественно выделяет здание на фоне остальных построек. Помимо прекрасно сохранившейся архитектуры, в доме живет своя удивительная история, некогда в нем проживали уважаемые купцы, дворяне, а позже высокопочтенные представители светского общества 19 века.
Его знаковое расположение говорит само за себя, спустя века дом гордо стоит на пьедестале уже новой Бронной Слободы, но как и прежде лицезреет тихую рябь Патриарших прудов, открывающуюся из окон." (цитата)
В этом здании с 1938 года размещалась редакция журнала "Уголь".
Зима 79го
Уродливый жилой дом без истории
Семиэтажное кирпичное здание в стиле модерна с большими окнами и эркерными балконами.
Одно из самых, а вернее сказать будет самое красивое здание этой улицы.
Современное владение находится на территории бывшего урочища Козье Болото, известного ещё в XIV в. В XVII в. в этом районе располагалась Патриаршая слобода «на Козьем Болоте», в просторечии местность именовалась Козихой. Водоём, располагающийся к западу от современного квартала, был вычищен и обустроен в конце XVII в. и получил название Патриарший пруд.
Благодаря влажной почве в этой местности издавна развивалось огородничество. Ещё в конце XVIII в. часто встречались пустыри с огородами.
Во 2-й половине XVIII в. современный участок входил в единое владение, занимающее всю южную половину квартала.
В 1793–1826 гг. хозяином земли являлся полковник Н. И. Сабуров. На плане 1824 г. практически незастроенная земля Сабурова значится как «низкое место». Во владении располагалась лишь одноэтажная «нежилая ветхая кладовая».
В 1826 г. землю полковника Сабурова на аукционном торге купил губернский секретарь Г. М. Чемерсов. В конце 1820-х – начале 1830-х гг. Чемерсов распродал 5 участков, сохранив за собой лишь одно владение (Малая Бронная ул., 24).
В начале 1830-х гг. владение было застроено деревянными зданиями: по красной линии Спиридоньевского пер. появился небольшой одноэтажный жилой дом, в глубине участка — одноэтажные службы, формирующие хозяйственный двор.
В конце 1840-х гг. коллежская асессорша Н. Н. Дмитриевская реконструировала главный жилой дом с расширением объёма с юго-запада, был перестроен хозяйственный двор. По Малой Бронной ул. был построен второй жилой дом с антресолями. Эта объёмно-планировочная структура небольшого домовладения с деревянной одноэтажной дискретной застройкой, характерная для первой половины XIX в., просуществовала до середины 1890-х гг.
В 1896 г. новые владелицы земли, дочь коллежского секретаря М. К. Емельянова и московская мещанка М. А. Носова, возвели в западной угловой части надела трёхэтажный каменный жилой доходный дом по красной линии Малой Бронной ул. (современное строение 2) и одноэтажный каменный служебный корпус в северном углу (архитектор В. С. Критский).
В конце XIX – начале ХХ в. деревянный дом с антресолями по контракту с Городской управой сдавался хозяевами под Городской родильный приют.
В 1912 г. владение купил личный почётный гражданин купец И. Б. Скурятников, который в 1913 г. заказал архитектору С. К. Вульфсону проект реконструкции домовладения. В южной угловой части, на пересечении Малой Бронной ул. со Спиридоньевским пер. был выстроен шестиэтажный доходный дом (современное строение 1). Одновременно перестроен служебный корпус постройки 1896 г. (разобрана часть объёма, надстроен 2-й этаж).
На первом этаже нового дома (современное строение 1) размещались кондитерская Куприянова, аптекарский магазин, косметическая лаборатория и вязальная мастерская Соболева. Квартиры в обоих домах сдавались в наём. В служебном корпусе располагались дворницкая и квартира управляющего.
В начале 2010-х гг. была найдена историческая вывеска 1920-х гг. Угловая аптека, торгующая здесь пилюльками без перерыва с 1914 г., оказывается, всё это время прятала роскошную нэповскую вывеску под слоями штукатурки. На эркере, нависающем прямо над модным перекрёстком, написано «Аптека», на боковых гранях эркера — № 56 и обрывок надписи про центральные кооперативы.
1973 год
АрхНадзор организовал реставрацию вывески силами ГосНИИ реставрации, а также получил разрешение от Департамента культурного наследия на сохранение вывески.
С 11 декабря 2017 г. — выявленный объект культурного наследия.
С 11 декабря 2018 г. — объект культурного наследия регионального значения.
В 1905 году тут были баррикады
Жилой дом Госстраха
Памятник архитектуры, построен в 1926 –1927 гг.
Своим экспериментальным характером дом Госстраха, так же как и более поздний дом Наркомфина, обязан тому обстоятельству, что нарком финансов Н. А. Милютин был автором схем социалистического расселения, а М. Я. Гинзбург был в это время главой жилищной секции Стройкома и работал в то время над проблемой жилого дома нового социального типа, сочетающего индивидуальные квартиры с общественными помещениями по типу дома-комунны. В четырех этажах дома Госстраха располагались 2–3-комнатные квартиры с кухнями, ванными комнатами и туалетами. Пятый этаж занимали 12 комнат общежития с большой кухней и двумя ваннами на всех. В первом этаже размещался магазин, а в подвале — прачечная и сарайчики для каждой квартиры. Сушить белье можно было в надстройке на крыше, из которой был выход в солярий с цветником, железобетонными скамьями и навесом. Позднейшее возведение 6-го этажа утяжелило объем дома и лишило его характерной для 1920-х годов эксплуатируемой кровли. Скругленные тянутые ограждения балконов и кровли, надстройка в виде капитанской рубки, придававшие зданию сходство с пароходом, свидетельствуют об увлечении Гинзбурга идеями Ле Корбюзье, более полно реализованными в доме Наркомфина.
В доме, выстроенном Народным комиссариатом финансов, была и квартира самого комиссара — Н. П. Брюханова, расстрелянного в 1943 г.; тут же квартировал предыдущий нарком — Н. А. Милютин, умерший своей смертью на год раньше его. Здесь была и квартира писателя С. М. Третьякова, также репрессированного заодно с создателями коммунистического государства.
Вот такая она Малая Бронная
1972
2018
Гуляйте чаще по Москве.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]