Двадцать первая "Бомба" для ЮАР
08.09.2019 408 0 0 foto-history

Двадцать первая "Бомба" для ЮАР

---
0
В закладки
Двадцать первая


После освобождения Мозамбика от колониального гнёта, по мудрым руководством марксистско-ленинского ФРЕЛИМ, страну начали массово покидать белые поселенцы, а с ними – капитал. Это здорово способствовало дружбе мозамбикских ребелов с Большим Красным Братом. Доходило до того, что многих бойцов ФРЕЛИМО приглашали в Советский Союз, где обучали военному и диверсионному делу, «правильной» пропаганде и многим другим интересным вещам. Существовал даже специальный «Центр по подготовке иностранных военнослужащих» близ Симферополя.

Двадцать первая

Самора Машел с советскими колхозниками.

Одной из примет нового времени стало советское оружие. Причём не только автоматы и РПГ, но и вполне современные по тем временам самолёты. В частности – МиГ-21.

На эти машины давно уже облизывались спецслужбы ЮАР. Южноафриканцы были наслышаны о прекрасных лётных и эксплуатационных качествах этой машины от североамериканских коллег. Несколько раз им даже приходилось встречаться с МиГ-21 в небе Анголы. Впечатления потом у ЮАРовцев были самые отвратительные.

Что характерно, в Мозамбике вскоре после установления диктатуры ФРЕЛИМО разразилась гражданская война. Самым крупным центром притяжения противников режима Машела стало т.н. «Национальное сопротивление» (РЕНАМО). Эти ребята, как ранее ФРЕЛИМО, имели разветвлённую сеть опорных пунктов за рубежом, в первую очередь – в Родезии. Да вот беда, Родезия исчезла с карты после провозглашения независимости Зимбабве, а президент Мугабе объявил о поддержке Машела и ФРЕЛИМО.

Вот тут-то южноафриканцы сделали господам оппозиционерам предложение, от которого невозможно было отказаться. В считанные недели на территории ЮАР разворачиваются базы РЕНАМО, склады и перевалочные пункты. А в Мозамбике активизируется напряжённая подпольная работа, в первую очередь – среди офицерского состава ВВС.

Как оказалось, недовольных было достаточно. На их фоне особенно выделялся 26-летний лейтенант Адриано Франсиско Бомба. До «революции» он успел окончить колледж и начать заниматься музыкой. В 1973 году Бомба организовал инструментальный ансамбль, дал несколько концертов, начал преподавать…

Двадцать первая

Февраль 1979 года. Токмак, не тот который в Украине, а немного дальше - в Киргизии. Наш герой — крайний слева.

Война перечеркнула его планы. И даже трёхгодичное пребывание в СССР, откуда он вернулся лётчиком-истребителем и алкоголиком, не заставило музыканта принять диктатуру Машела и его спецслужб.

Нет, серьёзно, мозамбикских лётчиков готовили в СССР. Да и не только их. Причём лейтенант Бомба запомнился инструкторам тем, что был наиболее способным из всего курса, всегда подтянутым и спокойным. Однако всячески сторонился любой «лишней» работы, не связанной напрямую с выполнением полётов. Не то, чтобы помочь при заправке – даже остекление фонаря кабины своего самолёта протереть не спешил.

Именно этого Адриано Бомбу избрали для выполнения рискованной миссии – перегнать в ЮАР истребитель МиГ-21. В разговоре с лётчиком южноафриканский агент, щедро подливая в стаканы имбирного пива, несколько раз проговорил: «Винче примейро!», т.е. «двадцать первый». Лейтенант согласно кивал.

Двадцать первая


И вот наступил «день Д» - среда, 8 июля 1981 года. Над Национальным парком Крюгера барражирует пара «миражей» ВВС ЮАР. Пилоты понимают, что выполняют не вполне обычное задание – ведь по средам они обычно занимаются наземными тренировками. Посему в этот день должны были выполняться только самые необходимые полёты. А тут – кружи, понимаешь, с самого утра…

Наконец, в 9:45 со стороны Мозамбика показался самолёт. Ведущий пары «миражей» доложил о появлении нарушителя и получил приказ эскортировать его до ближайшей авиабазы. Практически сразу после посадки был объявлено, что лейтенант Адриано Бомба решил дезертировать из ВВС Мозамбика. Вскоре появилась информация о том, что лётчик просит политического убежища в ЮАР. А его самолёт будет возвращён законным владельцам.

Двадцать первая

Бомба в стане капиталистов.

Но почему? Разве не для того требовался южноафриканцам МиГ-21, чтобы тщательно его изучить?

Да, именно для того. Однако, стоило иностранной машине появиться в поле зрения юаровских спецов, те сразу поняли, что сложная операция, потребовавшая многомесячной подготовки и грозившая привести к серьёзным международным осложнениям, провалена.

Да, на посадку заходил подержанный МиГ-17, давно уже снятый с вооружения на родине. Правда, на его фюзеляже красовались большие красные цифры: 21.

Двадцать первая

МиГ-17 с цифрой "21" на базе ВВС ЮАР.

В этой истории до сих пор больше вопросов, чем ответов. Например, почему такого неблагонадёжного персонажа направили обучаться в СССР? Умел ли Адриано Бомба вообще управлять истребителем МиГ-21? И главное – действительно ли Бомба собирался доставить в ЮАР новейший по местным меркам самолёт?
Ведь его брат тоже через несколько дней бежал из страны, попросил политического убежища, и родственники, что называется, воссоединились уже вне досягаемости спецслужб Мозамбика. Уж не перехитрил ли «музыкант» южноафриканскую разведку?

Источник
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]