Тарковский. Развенчание мифа.
27.08.2019 350 0 0 maxim-nm

Тарковский. Развенчание мифа.

---
0
В закладки
Тарковский. Развенчание мифа. Тарковский, фильм, Тарковского, фильмы, чтобы, артхаус, самом, который, больше, Подписывайтесь, кадры, более, друзья, нужно, позже, очень, потому, только, взгляд, фильма


Так, друзья — сегодня будет пост, который возможно не понравится тем читателям блога, кто увлекается киноискусством и ценит так называемый "советский артхаус". Такие кинолюбители говорят так — "да, искусство в СССР было посредственным и вторичным — но вот артхаус был самым настоящим!" И считают при этом Тарковского чуть ли не контркультурным гением и нон-конформистом — ах, он посмел пойти против советской системы, против соцреализма!

Друзья — на самом деле Тарковский был таким же плодом советской системы, как и остальные режиссёры. Скажу на первый взгляд парадоксальную вещь — Тарковский был даже большим совком, чем Рязанов и Гайдай — те как могли троллили совок (и за это мы до сих пор любим их фильмы), а Тарковский просто стоял себе в стороне. Подумайте над этим, и вы поймёте, что я прав.

Итак, в сегодняшнем посте — разбиаремся с Тарковским и развенчиваем миф о нём как о "гениальном режиссёре". Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)

Голый король советского постмодернизма.

Тарковский. Развенчание мифа. Тарковский, фильм, Тарковского, фильмы, чтобы, артхаус, самом, который, больше, Подписывайтесь, кадры, более, друзья, нужно, позже, очень, потому, только, взгляд, фильма


Начну сразу с главного — лично для меня фильмы Тарковского представляются совершеннейшей и в большой степени случайной нудятиной, в которой отсутствует главный показатель настоящего артхауса — новый взгляд на привычные вещи. С этой точки зрения фильм "Матрица", несмотря на всю голливудскую обёртку, является намного большим артхаусом, чем любой фильм Тарковского — так как расшатывает то самое "привычное" впечатление о мире и привносит какой-то новый взгляд на вещи. Ещё более артхаусным является забытый сейчас фильм "Тёмный город", снятый в 1998 году — который создатели "Матрицы" явно пересматривали много раз и практически покадрово пересняли многие сцены оттуда.

А что мы видим у Тарковского? А видим мы типичный постмодернизм с главным и типичным признаком постмодернизма — он всегда подаётся с таким видом, словно его создатель — гений, плюс постмодернистское творчество никогда не имеет чётких критериев оценки — и поэтому автор всегда может сказать "вам не нравится мой фильм не потому, что он плохой, а потому что вы дурак!".

Давайте теперь разберём конкретные примеры того, что там наснимал Тарковский, я возьму сейчас для примера два фильма — "Солярис" и "Сталкер". В основе обеих романов, послуживших основами фильмов нашего голого короля, лежат гениальные сюжеты, не встречавшиеся доселе в мировой литературе — они говорят прежде всего о невозможности контакта с внеземной цивилизацией. "Они" — не враги и не друзья, не зелёные человечки, которые прилетают захватить наши хрущёвки или подарить нам лазерные пистолеты — они просто другие.

Тарковский. Развенчание мифа. Тарковский, фильм, Тарковского, фильмы, чтобы, артхаус, самом, который, больше, Подписывайтесь, кадры, более, друзья, нужно, позже, очень, потому, только, взгляд, фильма


В "Солярисе" Станислава Лема контакт с внеземной цивилизацией ограничивается изучением возможностей разумного океана (который и есть единственное мыслящее существо на планете) и контакты с которым невозможны в принципе. У Стругацких же в "Пикнике на обочине" (этот роман стал основой фильма "Сталкер") они лишь вообще косвенно подразумеваются — некая высокоразвитая цивилизация зачем-то останавливалась на Земле, разбросав повсюду свой мусор — который породил Зону с её аномалиями и артефактами. После чего они улетели — скорее всего, даже не поняв, что побывали на обитаемой планете и оставив нас копаться в этом мусоре. Этакий "Пикник на обочине Вселенной".

Тарковский же в обеих случаях снял какую-то невероятно слабую, затянутую сюжетно и невыносимо скучную муть, под которую в самый раз хорошо спать днём после обеда в дождливый осенний день — там нет громкой музыки и резких звуков. Давайте будем честными — чтобы снять подобные ленты, не нужно быть интеллектуальным светочем (каким были создатели обеих романов) и даже просто талантливым режиссёром — подобную ленту снимет любой студент 3-4 курса института кинематографии.

И это не только моё мнение — Сам Станислав Лем принимал участие в работе над сюжетом фильма "Солярис" и в конце-концов страшно разругался с Тарковским, сказал ему "вы дурак" и улетел к себе обратно в Краков. По рассказам Лема, Тарковский с ослиным упрямством не желал прислушиваться к доводам разума и продолжал снимать свою унылую муть, очень далёкую от блестящего романа.

Как снималась вся эта муть.

Тарковский. Развенчание мифа. Тарковский, фильм, Тарковского, фильмы, чтобы, артхаус, самом, который, больше, Подписывайтесь, кадры, более, друзья, нужно, позже, очень, потому, только, взгляд, фильма


Теперь немного подробностей о том, как снимался весь этот совдеповский "артхаус" (иначе как в кавычки я взять это слово не могу). Типичный совок прослеживается на всех этапах создания фильмов нашего доморощенного гения. Вот только несколколько примеров — затянутые планы и общий длиннющий хронометраж фильмов "гения" был таковым не только из-за гениальных задумок, но и потому, что такие фильмы имели более высокие тарифные ставки итоговой оплаты труда режиссёра. Именно поэтому, кстати, в те же брежневские годы появилось столько бездарных огромных памятников в память о войне в стиле "вырублены топором из куска гранита" — чем больше был размер памятника, тем больше денег получал архитектор.

Другой пример совка в картинах "мастера" — это наличие в кадрах долго бегающих куда-то собак. Ценители голого короля находили в этом какие-то глубинные смыслы, но ларчик открывался просто — если в картине участвовали животные, то советский кинематограф выделял для их съемок гораздо больше дефицитной плёнки. В итоге "сверхурочную" плёнку использовали для съемки обычных актёров (чтобы сделать больше дублей), а собаку снимали с 1-2 раза и потом предъявляли цензорам — вот, видите, плёнка потрачена не зря, нам были так нужны эти кадры!

Тарковский. Развенчание мифа. Тарковский, фильм, Тарковского, фильмы, чтобы, артхаус, самом, который, больше, Подписывайтесь, кадры, более, друзья, нужно, позже, очень, потому, только, взгляд, фильма


Типичным совком Тарковский был и в том, что ничего не жалел для "поставленной цели". К примеру, в "Андрее Рублёве" нужно было показать кадры бегущей в огне коровы — и корову действительно сожгли на съёмках заживо. Какое-то время журналистам отвечали, что это мол было какое-то там покрывало на корове, но позже в одном из интервью 1990 года помощник Брежнева Самотейкин рассказал, что корову действительно сожгли на самом деле, и он прилагал усилия, чтобы "замять" эту историю.

А ещё у Тарковского были кадры, когда в фильме реально убивают лошадь, рассекая ей шею ударом ножа, после чего лошадь в агонии бросилась на камеру... И тот же Самотейкти рассказывал, как живых лошадей сбрасывали с колокольни — "гению" это было нужно для того, чтобы видите ли "передать колорит эпохи" — позже эти кадры включать в итоговый хронометраж Ленты Тарковскому отсоветовали.

Я думаю — очень хоршо, что Тарковскому не дали снимать фильм о репрессиях и расстрелах 1937 года или о средневековой Инквизиции — кто знает, до чего бы он додумался в плане поиска "реалистичной передачи колорита"...

Как всё было на самом деле?

Тарковский. Развенчание мифа. Тарковский, фильм, Тарковского, фильмы, чтобы, артхаус, самом, который, больше, Подписывайтесь, кадры, более, друзья, нужно, позже, очень, потому, только, взгляд, фильма


А теперь давайте подумаем, как всё было и кому был нужен Тарковский, ведь никакие "артхаусы" в СССР не могли появиться без согласования с единственно верным курсом партии. Свой первый фильм Тарковский снимает в 1956 году — как раз в год развенчания культа личности Сталина и началом хрущёвской "оттепели" — а позже, в шестидесятые годы, практически каждые два года выпускает новый фильм — причём последущие картиры "мастера" сильно отличаются от его первых, ещё вполне "соцреалистчиеских" работ.

Это было тесно связано с массовой десталинизацией, которая шла в СССР — если вы обратите внимание, то стилистически 1960-е годы в СССР очень сильно отличаются от 1950-х годов — стала появляться абсолютно другая архитектура, новая (более похожая на западную) музыка, открытые кафе-"стекляшки", новые шрифты и прочее такое.  Снимались также и новые, более приближённые к западным фильмы.

Как всё было на самом деле? Скорее всего, где-то в самом начале 1960-х годов в правительственных кругах посмотрели новые европейские фильмы и решили — "СССР нельзя ни в чём оставать от Запада, нам тоже нужен свой артхаус!" Но артхаус, так сказать, контролируемый и безопасный — чтобы никто, не дай бог, не догадался, что живёт в совковой матрице, а смотрел на горящих коров и разгуливающих по помойкам собак и думал "даа, вот это что-то новое, наверное я чег-то не понимаю!".

Именно так и родился феномен Тарковского, о котором я могу сказать сегодня — вы посмотрите на него, король-то голый.

Такие дела.

А что думаете о Тарковском вы?

Напишите в комментариях, интересно.

Подписывайтесь на мой канал в telegram
Подписывайтесь на меня в facebook
На ютуб-канал тоже подписывайтесь:)
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

________________________________________________________

Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про развенчание мифа о Тарковском, нажав на кнопочку ниже:
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]