ТПМК Robbins для скальных пород
09.08.2019 44 0 0 russos

ТПМК Robbins для скальных пород

---
0
В закладки
С днем строителя, друзья! Сегодня я подготовил интересный материал про необычный ТПМК который работал в нашей стране. Сначала хотел написать сводный пост про щиты в Москве, то их и так много (что-то около 15 сейчас в работе, не считал точно). К этому мы привыкли и этим нас не удивить. А вот уникальная машина для скальных пород — это экзотика у нас.

В посте про Ирганайскую ГЭС я обещал рассказать про уникальный тоннелепроходческий комплекс фирмы Robbins для скальных пород с помощью которого была построена первая нитка деривационного тоннеля длиной 5213 м и диаметром 7,5 м. После чего строительство было остановлено, хотя щитовой комплекс успели смонтировать, но на этом строительство было отложено. И, скорее всего, вторая очередь станции не будет введена в строй. ТПМК благополучно так и стоит уже более 20 лет, правда, немного разукомплектованный.

Но сначала несколько слов о «The Robbins Company». Эта компания была основана в США в 1952 году Джеймсом Роббинсом. Вскоре молодая компания разработала и изготовила первую в мире тоннельную буровую машину (ТБМ) предназначенную для бурения полным сечением тоннелей в крепких породах. Роббинс создал эту машину для компании Mitry Constructors, которая работала над гидротехническим проектом рядом с городом Пирр, Южная Дакота, США.

ТБМ — дословный перевод английского термина TBM — Tunnel boring machine. У нас это называется ТПМК — тоннелепроходческий механизированный комплекс.

ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


Компания Роббинс изобрела также ТБМ открытого типа и ТБМ с двумя оболочками (телескопную ТБМ). Компания получила широкую известность за свои успешные машины открытого типа. Компания принесла много нового в технологию тоннелестроения, вот некоторые из их:

— Первая открытая ТБМ (ТБМ с главной балкой);
— Первое успешное применение дисковых шарошек для бурения крепких пород;
— Первая конструкция плавающего захвата, позволяющая непрерывное управление ТБМ;
— Первая ТБМ с двумя оболочками (телескопная ТБМ);
— Первый привод режущей головки с частотным регулированием;
— Первые 19-дюймовые шарошки;
— Первая система крепления шарошек с клиновидным замком;
— Первая успешная режущая головка для бурения скальных пород шнековыми буровыми машинами.

К слову у нас работали еще два комплекса для скальных пород на проходке дренажной штольни Северомуйского тоннеля. Помимо традиционного буровзрывного способа её проходили механизированными тоннелепроходческими комплексами диаметрами 4,5 и 5,6 м фирм Robbins (США) и Wirth (Германия). Один щит так зажало при проходке, что пришлось строить обходную штольню и пробираться к ротору с боку, чтобы его освободить. Вирт, отработав на БАМе, поехал в Екатеринбург строить метро, но судьба этой машины после завершения перегонного тоннеля мне не знакома. А комплекс фирмы Robbins, думаю, после проходки штольни нигде больше не использовали и там его порезали.

К сожалению, в нашей стране тоннелепроходческие комплексы фирмы Robbins не очень распространены. Я смог насчитать только шесть машин (хотя очень не уверен в точности). Из них пять работает на строительстве Московского метро. Но это стандартные машины с грунтопригрузом. Но есть еще одна очень уникальная машина для нашей страны — это комплекс для скальных пород, так называемая «MAIN BEAM TBM» или ТПМК с главной балкой. Давайте посмотрим на это произведение инженерного искусства, которое находится на строительной площадке Ирганайской ГЭС в Дагестане.

Большое спасибо за помощь в поиске материала специалистам The Robbins Company: главному инженеру Dennis Ofiara и менеджеру по качеству и директору по безопасности Robert Moffat.

1. Сначала общая схема деривации на Ирганайской ГЭС. Две нитки тоннелей на ней хорошо видны. Построена, соотвественно, только нижняя. Проходка осуществлялась от строительной площадки, которая расположена около здания ГЭС (на фото справа). Щит выходил в демонтажную камеру, которая находится примерно в 200 метрах от оголовка водоприемника. Соотвественно эти 200 метров шли навстречу с помощью буровзрывного способа. Построена ли вторая демонтажная камера — никто сказать так и не смог, но тоннель к ней для второй нитки пройти успели. Как мне сказали, когда стало понятно, что второй нитки не будет, то построенные выработки забутили. так же мне не очень понятно, зачем так далеко надо было делать камеру, но могу предположить, что из-за геологии.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


2. Монтажная площадка щитового комплекса.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


3. Часть технологических тележек не смонтировали, так как длина площадки не позволяет этого сделать. Они стоят рядом — ждут. Интересная деталь, слева от отдельно стоящей тележки виден транспортер в бок. На начальном этапе проходки породу предполагали выдавать в сторону, лишь потом переключив выдачу в вагонетку, которая находится на путях под тележкой.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


4. На тележках почти не сохранилось оборудования и сказать, что где было почти невозможно.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


5. Портал тоннеля. Из-за короткой длины площадки пришлось пройти немного на руках и сделать внутри что-то типа монтажной камеры, куда задвинули щит, собранный на поверхности. Также особенность передвижения этого щита (об этом ниже) требует наличия что-то, куда можно упереться распорными башмаками и оттолкнуться.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


6. Вот наш герой! Robbins TBM MB-272-247. MB — Main Beam, 272 — модель, а 247 — серийный номер. Вес комплекса чуть менее 600 тонн.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


Это прекрасное видео показывает принцип работы ТПМК с главной балкой. Собственно такую конструкции и придумали в компании Robbins.

7. Собственно, главная балка, вид снизу. По бокам виднеются распорные башмаки.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


8. «Бочонки» — гидромоторы привода ротора. На круглую рейку с зубчиками крепится буровая установка для анкеров и рука для установки сетки для набрызгбетона. Буровая есть, а вот руки нет. Поэтому сказать точно, была она или нет — не могу.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


9. Ротор. На нем установлено 59 шарошек размером 17 дюймов.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


10. В музее гидроэнергетики Русгидро нашлась такая фотография, подписанная как монтаж проходческого комплекса на Ирганайской ГЭС.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


11. Опорные выдвижные «ноги» на которые опирается главная балка, чтобы продвинуть вперед тележку с распорными башмаками.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


12. Пара цилиндров с помощью которого щит отталкивается от распорных башмаков, которые распираются в породу.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


13. Участок тоннеля, пройденный для того, чтобы смонтировать комплекс.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


14. Распорный башмак.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


15. Вид в сторону забоя. Диаметр щита 8,5 метра. Тут явно больше, но это призабойная часть, нужная для того, чтобы ввести ротор в забой.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


16. Оболочка щита. Она на домкратах и может расширятся, чтобы брать на себя давление горное давление. Сразу после неё установлена буровая, которая делает анкеры. На фото она заметна справа внизу.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


17. Распорный башмак. За счет отклонения влево/вправо главной балки и поднятием её выше/ниже осуществляется ведение щита по трассе.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


18. Вертикальное устройство справа — буровая для анкеров.
ТПМК Robbins для скальных пород Robbins, тоннеля, пород, комплекс, очень, чтобы, которая, нитки, скальных, Первая, проходки, после, главной, комплекса, нашей, помощью, почти, шарошек, фирмы, балкой


Проект был начат в 1989 году в очень сложный период для нашей страны. Остановлен в 1995, после проходки первой нитки деривационного тоннеля. Щит смонтировали для проходки второй нитки, но скоро стало понятно, что достраивать не будут. С щита демонтировано почти все электрооборудование и кабельная сеть. По сути остался только металлический остов. Для меня осталась загадкой, почему его не порезали.

Огромное спасибо пресс-службе компании РусГидро и Дагестанскому филиалу за гостеприимство!
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
принесенные ветром
Cameron Robbins. Рисунки, сделанные ветром via
Сбойка на станции «Стромынка»
Московский метрострой завершил проходку правого перегонного тоннеля от промежуточной камеры (около стадиона «Металлург») на перегоне между станциями «Рубцовская» —
Агата. Второй пуск ТПМК!
5 апреля началась проходка второго вентиляционного тоннеля левой ветки в электродепо «Лихоборы». ТПМК японской корпорации IHI с именем «Агата» развернули в специальной
Сбойка «Агаты»
19 марта специалисты Московского метростроя завершили проходку первого вентиляционного тоннеля левой ветки в электродепо «Лихоборы». Впервые в практике Мосметростроя
Пятый китайский щит в работе
На юго-западном участке БКЛ строительство трёх станций метро и перегонов между ними отдано китайской компании CRCC (China Railway Construction Corporation). В прошлом
Уникальный старт «Елены»
Началась проходка ТПМК «Herrenknecht S-771» с именем «Елена» из уникального котлована в сторону станции «Савеловская» Большой кольцевой линии (БКЛ) столичного
Виват «Виктория!»
В среду, 12 декабря, тоннелепроходческий комплекс (ТПМК) Herrenknecht S-517 (имя «Виктория») диаметром 10 метров завершил проходку двухпутного тоннеля на участке
Ничего необычного, просто новый щит в работе!
В Москве запустили уже четырнадцатый ТПМК в работу. Может и пятнадцатый, правда, не уследишь просто. Но, тем не не менее, тоннелепроходческий щит начал прокладывать
Одиннадцатая проходка Валерии
Единственный в России ТПМК Herrenknecht S-453 (S-290) с гидропригрузом диаметром 6 метров приступил к проходке левого перегонного тоннеля от промежуточной камеры на
Щитовая лихорадка
За последние недели три случилась щитовая лихорадка. Сразу финишировали или стартовали несколько щитов, причем там, где и не ждешь вроде. Давайте сначала посмотрим на
10-метровый двухпутный тоннель в Москве — видео!
Дима chistoprudov и фотоагенство «Восток» сделали видео 360 градусов с работы Виктории — десятиметрового ТПМК на строительстве перегонного тоннеля от станции «Окская» до
ТПМК «Лилия» завершила первую часть проходки
На прошлой неделе 10-метровый ТПМК «Лилия» (Herrenknecht S-956) завершил проходку перегонного тоннеля от монтажной камеры около станции «Косино» до станции
Виктория — новый ТПМК диаметром 10 метров для Кожуховской линии.
В этом месяце завершились пуско-наладочные работы по ТПМК фирмы Herrenknecht S -517 Виктория с грунтопригрузом, который уже ведет проходку в направлении станции
Великая монтажная камера на ТПК!
Пять щитов из одной камеры! Такого на моей памяти не было. Да и в истории метростроения я такого тоже не помню. На стадионе Металлург Московский метрострой соорудил
ТПМК «Анастасия» снова в работе!
На прошлой неделе Московский метрострой начал проходку левого перегонного тоннеля от монтажной камеры около стадиона «Металург» до станции «Лефортово» Коллективу
Солнцевский радиус — всесоюзная стройка!
В прошлый раз я вам показал материал о первом пусковом участке Солнцевского радиуса от станции «Парк Победы» до станции «Раменки». Потом мыс вами смотрели как
Текущие работы на станции «Нижняя Масловка»
В субботу Ингеоком и МИП Строй-1 завершили проходку правого перегонного тоннеля от станции «Петровский парк» до станции «Нижняя Масловка». Щит Robbins «Елена» прошел под
Финиш «Татьяны» на КСЛ!
Позавчера тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Herrenknecht «Татьяна» завершил проходку правого перегонного тоннеля от от станции «Очаково» («Озерная»)
ТПМК Herrenknecht едет транзитом через камеру съездов
Московский метрострой проводит сейчас весьма уникальную операцию на севере Люблинского участка по передвижке ТПМК из тоннеля через камеру съездов к месту будущего старта
Щитовая проходка от станции «Говорово» до станции «Очаково»
«Тоннель-2001» Московского метростроя ведет сложную проходку перегонного тоннеля между станциями «Говорово» и «Очаково» Солнцевского радиуса соотвественно