До Берлина в 41-м долетали сильнейшие
---
Экипаж полковника Преображенского
Мне кажется, что бомбежки Берлина в 1941-м – если и не самая сложная операция, то одна из наиболее впечатляющих, выполненных советскими бомбардировщиками в годы Великой Отечественной войны. Понятно, что она не имела большого военного эффекта, а налеты на Берлин выполнялись больше с политической целью, показать, что немцы в своей столице не могут спать спокойно. И не только потому что их бомбят англичане, советские самолеты тоже могут достать до Берлина.
Налеты проводились по-разному. Операция, которую проводили ВВС Балтфлота оказалась успешной. Напомню, что в остановке повышенной секретности самолеты 1-го минно-торпедного авиаполка были переброшены на аэродром Кагул, расположенный на острове Эзель. Это была самая западная точка, удерживавшаяся советскими войсками и с нее самолеты ДБ-ЗФ, которыми был укомплектован полк, могли достать до Берлина.
Налеты были подготовлены достаточно тщательно для сложной военной обстановки. Сначала были проведены разведывательные полеты и контрольные бомбардировки Свинемюнде. И только после этого тщательно отобранные, наиболее сильные экипажи, отправились в налет в ночь с 7 на 8 августа 1941 года. Всего в полет отправилось 15 экипажей. Командиром группы был комполка Евгений Преображенский.
Немцы настолько не ожидали налета, что приняли советские самолеты за свои и им удалось выйти на Берлин. Пять самолетов успешно отработали по хорошо освещенному городу. Остальные бомбили Штеттин и берлинские предместья. После первого налета все 15 самолетов успешно вернулись на аэродром базирования, совершив семичасовой полет. Само собой, военного урона налет особенно не нанес, но психологический эффект был сильным.
Успешными налеты на Берлин были не всегда.
Если бомбардировщики КБФ и в дальнейшем, вплоть до 5 сентября 1941 года продолжали совершать налеты, несмотря на все ухудшавшуюся обстановку и бомбили Берлин, пока советские войска удерживали Эзель, то бомбардировочная авиация ВВС РККА налет на Берлин провалила.
Для налетов на Берлин с аэродрома под Ленинградом была привлечена только что сформированная 81-я бомбардировочная дивизия. Ее вооружили новыми ТБ-7 и Ер-2. Дивизией командовал один из первых героев Советского Союза, опытнейший летчик Михаил Водопьянов. Вот только опытный летчик и талантливый организатор – это разные вещи.
Сталин лично отдал Водопьянову приказ:
««Т-щу Водопьянову
Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.08 на 10.08 или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налёт на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбёжки г. Кёнигсберг.
И. Сталин
8.08.41»
Вылет состоялся вечером 10 августа. Предварительных тренировок и разведки, как это сделали бомбардировщики КБФ Преображенского, не проводилось. Более того, о вылете из-за строжайшей секретности даже не оповестили собственные части ПВО. Это приведет к плачевным результатам для ряда экипажей.
После тщательного осмотра из имевшихся в наличии 12 ТБ-7 и 28 ЕР-2 для вылета отобрали 10 ТБ-7 и 16 Ер-2. Вечером начался взлет. Подняться в воздух смогли 10 самолетов. После того, как на ТБ-7 майора Егорова на взлете отказали два мотора и он потерпел катастрофу, присутствовавший на аэродроме главком ВВС Жигарев, взлет остальных бомбардировщиков отменил. На Берлин ушли 10 машин. Назад вернулись только 2.
Это был полный провал. Причем из 8 не вернувшихся машин, как минимум один самолет был сбит своими истребителями. А еще один повредили свои зенитчики и он окончательно разбился при посадке. Досталось и самолету, который вел Водопьянов. Его при наборе высоты атаковали И-16, но от них удалось уйти. Водопьянов долетел до Берлина, но на обратной дороге пришлось идти на вынужденную в Эстонии и потом выбираться к своим.
Результатом вылета 10 августа стало снятие Водопьянова с должности комдива. При этом звание комбрига, присвоенное ему ранее, оставили. Так и летал в дальнейшем комбриг Водопьянов рядовым летчиком. Кстати, нельзя не отнять того, что как рядовой летчик он был исключительно хорош. А комдивом стал Голованов, в дальнейшем ставший Главкомом авиации дальнего действия. И при нем уже не будет несогласованности с авиацией ПВО и КБФ. И вылеты будут организовываться куда более продуманно и тщательно.
Базировавшийся на Эзеле полк ВВС КБФ под командованием Преображенского до 5 сентября 1941 года совершил ещё 9 налетов на Берлин. В общей сложности было совершено 86 вылетов, из них 33 долетели до Берлина.
13 августа пять участников первого налета на Берлин: летчики полковник Преображенский, капитаны Гречишников, Плоткин, Ефремов и штурман флагманского экипажа Хохлов стали героями Советского Союза. Важность налетов отметили и денежной премией. За участие в вылете каждый член экипажа получал премию в 2000 рублей, тогда как за обычные вылеты на бомбардировки платили по 500.
В сентябре аэродром на острове Эзель пришлось эвакуировать. Немцы уже подходили к Ленинграду и удерживать аэродром в Прибалтике не было никакой возможности.
Стоит отметить, что о налетах на Берлин Валдисом Пельшем снят замечательный документальный фильм «Берлин 41-го. Долетали сильнейшие».
Настоятельно рекомендую его посмотреть. Тем более, что я его вставил в текст, чтобы вам не надо было его долго искать. Отличная работа, как и все документальные фильмы, которые в последние годы снимает бывший ведущий «Угадай мелодию».
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]