Нет никакого бунта, зато есть тирания!
---
Фото: Laurel Chor/Getty Images and Anthony Wallace/AFP/Getty Images
С начала июня в Гонконге продолжаются протесты населения. В ленте новостей то и дело возникают сообщения о том, что протестующие опять что-то учинили, полиция как-то на это отреагировала, власти сделали какое-то очередное заявление... Скажу честно: следить за этим в режиме нон-стоп довольно сложно, и на какое-то время Гонконг выпал из зоны моего внимания.
Тем не менее, протесты и не думают утихать. Всё ровно наоборот.
Вчера, например, протестующие призвали к массовой забастовке и пытались помешать людям выйти на работу, блокировали метро и дороги. Расчёт властей на то, что протесты сами собой утихнут, а скоро уже и в школу/университет пора, пока не срабатывает. Так же, как не работают резиновые пули и слезоточивый газ. Протест радикализируется. Вчера в китайских новостях был сюжет о том, как протестующие в Гонконге надругались над флагом КНР. Пекин начинает нервничать и требует навести порядок. Официальные китайские СМИ и околопекинские каналы говорят о "слабости" гонконгской полиции. Китайские военные уже заявили, что готовы вмешаться, чтобы навести порядок, если потребуется. В СМИ то и дело "утекают" видео, на которых видно, как некие китайские военные или полицейские куда-то перемещают технику и тренируются разгонять уличные демонстрации. Гонконгские власти говорят о том, что сложилась "очень опасная ситуация"...
В общем, обстановка там накаляется.
Давайте сделаем шаг назад и попробуем понять, как развивались протесты, чего хотят протестующие и чего ждать дальше.
Я сделал для вас небольшой таймлайн протестов:
Первая половина 2019 года. Власти готовят закон об экстрадиции, который позволит выдавать граждан Гонконга, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, в КНР, на Тайвань и в Макао. Закон вносят на рассмотрение местного парламента.
9 июня. Первая крупная акция – почти миллион человек марширует по улицам города, требуя отказаться от принятия закона об экстрадиции.
Фото: VINCENT THIAN/ASSOCIATED PRESS
12 июня. Протестующие собираются у здания парламента Гонконга. Полиция применяет слезоточивый газ и дубинки. Действия протестующих квалифицируются как "бунт".
15 июня. Второе чтение законопроекта переносится на неопределённый срок.
16 июня. Крупнейшая протестная акция – почти два миллиона человек выходят на марш протеста, требуя не "перенести рассмотрение", а отозвать законопроект.
18 июня. Глава Гонконга Кэрри Лэм извиняется за то, что власти не смогли убедить публику в необходимости закона и форсировали его принятие.
Глава Гонконга Кэрри Лэм
Фото: KIN CHEUNG/ASSOCIATED PRESS
30 июня. Первая акция сторонников правительства. На неё выходит около 170 тысяч человек.
1 июля. Протестующие врываются в здание парламента Гонконга, разносят зал заседаний, закрашивают слова "Китайская Народная Республика" на гербе Гонконга (на нём написано "Китайская Народная Республика, специальный административный район Гонконг"). Там же вывешивают баннер "Нет никакого бунта, зато есть тирания". Протестующие успевают покинуть здание парламента до прихода полицейского подкрепления.
Протестующие в захваченном здании парламента
Фото: VIVEK PRAKASH/AGENCE FRANCE-PRESSE/GETTY IMAGES
4 июля. Полиция начинает арестовывать протестующих, в том числе тех, кто захватывал здание парламента.
9 июля. Глава Гонконга Кэрри Лэм заявляет, что "закон мёртв". Однако что такое "мёртв", никто не знает, такого понятия не существует. Протестующие требуют отзыва законопроекта из парламента.
20 июля. Вторая крупная акция сторонников правительства собирает около 300 тысяч участников.
21 июля. Люди в белых одеждах нападают на протестующих (протестующие ходят в чёрном) и избивают их палками. Как потом выясняется, люди в белом (по крайней мере, некоторые из них) – члены гонконгских триад.
27 июля. Протесты перерастают в прямые драки с полицией. Полиция активно использует слезоточивый газ, резиновые пули и дубинки.
Фото: ANTHONY KWAN/GETTY IMAGES
1 августа. Гонконгский гарнизон Народно-освободительной армии Китая публикует видео, на котором солдаты отрабатывают действия для подавления уличных протестов. В ходе видео солдаты в мегафон говорят: "За все последствия вы сами несёте ответственность".
5 августа. Протестующие призывают к массовой забастовке. Блокируют дороги и метро. Некоторые дороги даже пытаются сломать экскаваторами.
Demonstrators damaging a road in Hong Kong in revelry. Under “One country, two systems”, Hong Kong has a high-degree of autonomy, and the central government can't intervene directly. With weak HK police, the international financial center is becoming a paradise for saboteurs. pic.twitter.com/6gOJrFcZve
— Hu Xijin 胡锡进 (@HuXijin_GT) 5 августа 2019 г.В городе драки между протестующими и сторонниками правительства.
Протестующие поймали и избили предполагаемого члена триад, но потом оказали ему первую помощь
Некоторые полицейские участки забросали коктейлями Молотова. Глава Гонконга говорит о том, что "ситуация стала очень опасной"...
Если помните, в 2014 году в Гонконге тоже были протестные акции, которые длились почти 2 месяца и стали известны как Революция зонтиков. Тогда протестующие (в основном это были студенты и молодёжь) требовали отказаться от необходимости согласовывать кандидатов на пост главы города в Пекине. У протестов были формальные лидеры (вы ещё помните Джошуа Вонга?). В 2014-м политические требования так и остались загончиком "для своих" и не были поддержаны широкими слоями общества. Тактика властей на выматывание протестов сработала, а когда обстановка устаканилась, лидеров протеста по одному арестовали и дали им небольшие, но реальные сроки.
В этот раз всё по-другому.
Во-первых, лидеров протеста больше нет. Люди координируются через мессенджеры, часто действуют спонтанно, их действия не согласованы между собой. Помните, как это было у Ленина? "Идти порознь, бить вместе!" Акции стали непредсказуемыми, они вспыхивают в разных частях Гонконга (аэропорт, метро, удалённые районы, торговые центры, туннель, самый центр города), часто к удивлению властей, которые оказываются к ним не готовы.
Во-вторых, в этот раз протесты охватили очень широкие группы населения, причём разных возрастов: тут и студенты, и сотрудники компаний, и чиновники, и стар и млад. Один марш из двух миллионов человек чего стоил, особенно с учётом того, что население Гонконга – 7 миллионов!
Фото: TYRONE SIU/REUTERS
В-третьих, протестующие научены опытом провала протестов 2014 года. Всё чаще звучит мнение, что нельзя дать властям вымотать протест, потому что потом будут искать и наказывать каждого по отдельности. Кроме того, радикализация протеста заставляет людей опасаться, что наказание будет суровым. Кстати, за два месяца протестов задержано 420 человек. Это при том, что столкновения и общественные беспорядки вполне реальные.
Чего сейчас добиваются протестующие?
Сказать довольно сложно. Некоторые выделяют пять основных требований:
Отозвать из парламента законопроект об экстрадиции из Гонконга.
Отказаться от квалификации протестов 12 июня как "бунта".
Отпустить всех задержанных в ходе двухмесячной протестной акции.
Создать комиссию по расследованию превышения полномочий сотрудниками полиции в ходе разгона протестов.
Распустить парламент и назначить перевыборы, в ходе которых обеспечить допуск всех кандидатов.
Однако в целом сложилась просто общая атмосфера недовольства, которая включает в себя недовольство высокими ценами, наплывом мигрантов из континентального Китая, ростом конкуренции за рабочие места и места в вузах, ростом роли китайского языка (!) и даже недовольство падением нравов (например, некоторым гонконгцам не нравится, как перестали соблюдать правило стояния в очередях!). Проведённые исследования показывают, что Гонконг – один из самых неулыбчивых городов мира, он опережает даже таких чемпионов по серьёзности лиц, как россияне.
Что будет дальше?
Разрулить обстановку становится всё сложнее. Всё возрастающая радикализация протеста отрезает пути к отступлению. Власти Гонконга выглядят растерянными и, похоже, не могут найти правильных слов, чтобы обратиться к протестующим. При этом они боятся пойти им на уступки, поскольку это может быть расценено в Пекине как слабость, а власти Гонконга вряд ли хотели бы выглядеть в глазах Пекина слабаками, которые не справились с ситуацией.
Пекин тоже оказался в непростой ситуации. В этом году отмечается 70-летие со дня образования Китайской Народной Республики, которая была провозглашена в 1949-м. В начале года председатель КНР Си Цзиньпин собрал заседание, в ходе которого потребовал в этот важнейший год обеспечить социальную стабильность, избегать "чёрных лебедей" и "серых носорогов" (по теории американского писателя Нассима Талеба, "чёрные лебеди" – это непредсказуемые угрозы, а "серые носороги" – это ожидаемые проблемы, к которым оказались не готовы).
Японские журналисты ещё в начале года обратили внимание на то, что годы, заканчивающиеся на девятку, традиционно приносят Китаю сложнейшие испытания: в 1949 году образована КНР, в 1959 после противостояния с китайской армией Далай-лама был вынужден бежать из Тибета, в 1969 произошёл советско-китайский вооружённый конфликт на Даманском острове, в 1979 началась китайско-вьетнамская война, в 1989 состоялись протесты на площади Тяньаньмэнь, в 1999 в Пекине состоялись протесты секты "Фалуньгун", а американцы долбанули по посольству КНР в Белграде, в 2009 были протесты в Синьцзяне, а в 2019...
Видимо, в 2019 – торговая война с США и протесты в Гонконге.
Ожидалось, что в ближайшее время Пекин сделает очередное заявление по ситуации в Гонконге, в котором предложит "что-то новенькое". Многие даже гадали, не будет ли объявлено о силовом решении проблемы. Тем более что в китайских СМИ о ситуации в Гонконге почти ничего не рассказывают, и у многих в континентальном Китае складывается впечатление, что эти гонконгцы просто бесятся с жиру и хотят отделиться от КНР.
Сегодня состоялась пресс-конференция канцелярии по делам Гонконга и Макао при Госсовете КНР. Её представитель поддержал Кэрри Лэм, похвалил полицейских, сказал, что за протестами стоят США, и заявил, что закон надо обеспечить "самыми серьёзными мерами". На прямой вопрос о том, будет ли Китай вводить в Гонконг войска, он ответил, что гонконгская полиция способна обеспечить порядок самостоятельно, но призвал не принимать сдержанность Пекина за слабость. Так что армию для подавления протестов пока всё же привлекать не будут.
Фото: ISAAC LAWRENCE/AGENCE FRANCE-PRESSE/GETTY IMAGES
Тут надо понимать вот что: Гонконг имеет ценность для КНР как крупнейший финансовый хаб, где действует английское право, где устоялись традиции демократии и свободы слова. Гонконг – один из основных источников инвестиций в Китай, а также точка выхода китайских инвестиций за рубеж. Ценность Гонконга как раз и состоит в том, чтобы быть городом, открытым внешнему миру. Здесь куча иностранных компаний, зарубежных СМИ, свобода слова. Силовое решение проблемы протестов превратит Гонконг в... обычный китайский город, что лишит его шарма и магии!
Однако 1 октября, когда будет отмечаться день образования КНР, всё ближе. Входить в праздник с протестными настроениями в Гонконге Пекин тоже вряд ли хочет. Вместо того, чтобы рассказывать об успехах Китая, мировые СМИ будут говорить только о протестах.
В общем, в Гонконге сложилась ситуация, при которой региональные власти оказались неспособны справиться с протестами и боятся пойти их лидерам на уступки, чтобы не показаться "слабаками". У силовиков традиционно только одно решение: всех избить дубинками и посадить. Гонконгцы, наученные тем, что власти потом могут разобраться с каждым по отдельности, пытаются в этот раз добиться своего, но это предполагает радикализацию протеста, что убирает пути к отступлению. Круг замкнулся.
Фото: JUSTIN CHIN/BLOOMBERG NEWS
Каким он будет, Прекрасный Гонконг Будущего? Время покажет, но времени на принятие решений остается всё меньше...
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]