Как сотовые операторы зарабатывают на подписках
31.07.2019 227 0 0 masterok

Как сотовые операторы зарабатывают на подписках

---
0
В закладки

Как сотовые операторы зарабатывают на подписках Daily, Storm, когда, которые, можно, абонентов, чтобы, операторы, оператор, деньги, только, контентуслуг, рынка, компании, подписки, операторов, агрегаторов, рынок, словам, через

Около 30 миллиардов рублей в год — это объем рынка контент-услуг в России. Эти деньги делят между собой сотовые операторы (в основном «Билайн» и «МегаФон») и компании, которые подписывают абонентов на десятки бесполезных сервисов — от гороскопов до порно. Способов «навесить» сервис много: это и прозрачные баннеры, и обманные надписи, и автоматические подписки. Даже в компаниях, зарабатывающих на контенте, называют свой рынок насквозь коррупционным, возможность получать прибыль на нем есть только у тех, кто близок к операторам.

Вот как это происходит…

«Вы активировали подписку на номере XXXX, абонентская плата 30 рублей за один день. Сервис предоставляет ООО «#####», 8-800-XXX-XX-XX. Для отключения услуги отправьте бесплатно СТОП на XXXX», — такие сообщения периодически получают абоненты «Билайн». Чаще всего ближе к концу квартала — в марте, июне, сентябре и декабре.

У многих подобные уведомления вызывают искреннее удивление — они ведь не подписывались ни на какие услуги.

Звонки в службу поддержки не помогают — операторы традиционно заверяют пострадавших, что те сами виноваты: ходили по интернету, перешли по какой-нибудь ссылке и не заметили, как подписались. Абонентам предлагают поступить в точности с инструкциями в сообщениями — связаться с компанией, которая предоставляет услугу. Это не сложно, ведь телефонный номер указан в СМС.
Там с вами будут разговаривать строго по инструкции.

По ней, например, запрещено связывать абонентов с руководством и сообщать полный список сайтов, с которыми работает компания.

В ответ на претензию вам предложат отписаться от услуг и заверят, что случайно ничего не происходит: «Вы сами зашли и подписались. Возможно, рекламу какую-то нажали».

Если повезет, оператор назовет сайты, на которых вы якобы побывали. Причем службы поддержки (они все как под копирку называют себя службами поддержки абонентов) нисколько не смущает, что адреса странные — из числа тех, что в браузере разумный человек набирать не будет.
Например, 14.vkvid.club или 20.videolike.pw.

Как сотовые операторы зарабатывают на подписках Daily, Storm, когда, которые, можно, абонентов, чтобы, операторы, оператор, деньги, только, контентуслуг, рынка, компании, подписки, операторов, агрегаторов, рынок, словам, через

Рассказы о том, что вы на этих сайтах не были, никого не убедят. Операторы привыкли к гневным отзывам — ведь не только люди регулярно и якобы добровольно подписываются на сайты с приколами, узбекским YouTube и низкопробным силиконовым порно. Домашняя техника, шлагбаумы и GPS-трекеры тоже «самостоятельно заходят на сайты» и «кликают на какие-то баннеры».

«Гири», горящие показатели и нейтральное МВД

В начале десятилетия, когда рынок подписок в России только набирал обороты, создатель сайта об интернет-бизнесе Roem.ru Юрий Синодов, занимался расследованием схем работы контент-провайдеров.

Он согласился рассказать Daily Storm о том, как сейчас взаимодействуют сотовые операторы и их партнеры из «служб поддержки абонентов».

— На контент-услугах зарабатывают трое партнеров: сотовые операторы, агрегаторы и более мелкие компании, которые продают вторым свои «сервисы». Последним достается самая малая часть денег абонентов, потому что их услуги (видеоролики, игры и т.д. — примеч. Daily Storm) либо крайнего низкого качества, либо их даже не существует.

— О каких бюджетах может идти речь? Насколько масштабна эта история?

— По моим прикидкам, некоторое время назад общая выручка операторов состояла примерно процентов на 20 из таких доходов.

За исключением «Теле2». У них были белые сервисы. Мошеннические транзакции возникали нечасто, и за них были серьезные штрафы. Потом подобных «услуг» начало уменьшаться и у «МегаФона» с «МТС». У последних в Москве практически не осталось «мошеннических подписок». Но в регионах они сохранились: просто в столице люди более чувствительно к подобным вещам относятся, и поэтому они в какой-то момент все это задушили.

— Почему не везде?

— У операторов очень критичное отношение к тому, насколько они могут поднимать цены на свои тарифы. Поэтому они предпочитают выкатить низкий тариф, а потом недобранные деньги получить за счет того, что подписной отдел придумает, как заработать на подписках. Эти люди до сих пор никуда не ушли и прекрасно себя чувствуют. Хотя доля платных подписок в структуре доходов операторов уменьшилась, за счет того, что мобильный рынок вырос (у многих не одна симка — в модеме, в планшете), бюджеты контент-услуг по-прежнему велики, и сама схема осталась прежней: «оператор — агрегатор — мелкий сервис». При этом есть определенное количество людей, которые подписываются на эти «идиотские» сервисы самостоятельно. Но пропорция между ними, и теми, кто подписывается не по своей воле, перекошена в сторону тех, кто не знал. Но говорить о том, что на платной подписке сидят только те, кого обманули, нельзя.

Как сотовые операторы зарабатывают на подписках Daily, Storm, когда, которые, можно, абонентов, чтобы, операторы, оператор, деньги, только, контентуслуг, рынка, компании, подписки, операторов, агрегаторов, рынок, словам, через
<— А кто договаривается об автоматических подписках (когда абонента подписали без его ведома)? Агрегаторы с операторами сотовой связи?— Есть критерии по тому, насколько можно жестить. Операторы должны следить за тем, чтобы не было уж очень много обращений. Надо все-таки соблюдать политес, но бывают периоды, когда показатели «горят»: под Новый год и в конце кварталов зачастую ситуация с подписками ухудшается (эту информацию нам подтвердил один из участников рынка контент-услуг, просивший не называтьего имени — примеч. Daily Storm). Потому что это быстрый способ показать деньги на счетах и контроль ослабляется. Об этом знают все: и операторы, и агрегаторы, и сервисы.— Как создаются и работают сайты, на которые через агрегаторы оформляются подписки? У многих такие названия, что их страшно вбивать в адресную строку.— Есть куча рекламных сеток, которые достаточно фривольно относятся к тому, какой код через них рекламируют. Туда можно залить рекламный код, который срабатывает как нажатие и генерация подписки. Еще есть некоторая градация. Где-то для подписки достаточно кнопку нажать, это очень блатной вариант. Где-то и кнопку нажать, и ввести код из СМС. Это так называемая «гиря» — если тебе ее навесили, то у тебя доход падает просто на порядок. Навешивает гирю оператор — он может это сделать агрегатору, а тот своим партнерам, которые очень сильно жестят, чтобы оставались в рамках. Был случай, когда «МТС» решил вычистить крупного агрегатора, сделал чудовищные штрафы, и мошенничество снизилось на процентов 50. Там людей делили на тех, лояльность которых была нужна оператору, и на тех, которых можно доить, и очень жестко боролись за запрет на подписки для определенных клиентов. То есть «гирю» можно навесить и на конкретного клиента. Тогда у некоторых абонентов сервис будет работать через нажатие, а у некоторых — через СМС с паролем.— То есть все (операторы, агрегаторы, сервисы) варятся в одном котле и всем выгодно, чтобы ситуация оставалась стабильной. А есть у этой системы большой внешний враг?— Если вы жалуетесь в МВД, то как только разбирательство доходит до оператора, то тот возвращает все деньги. Деньги возвращаются,и дело закрывается за отсутствием состава преступления.В МВД не рассматривают происходящее как хищение миллионов, хотя стоило бы. Если жалуешься в Роспотребнадзор и ФАС, то приходит документ-отбивка, мол, теперь, чтобы рассмотреть жалобу, нужно выполнить ряд пунктов, но они трудновыполнимы. Единственная структура, что может помочь – это суд. Если грамотно составить иск, то можно добиться того, что тебе вернут деньги. Но и все.
Как сотовые операторы зарабатывают на подписках Daily, Storm, когда, которые, можно, абонентов, чтобы, операторы, оператор, деньги, только, контентуслуг, рынка, компании, подписки, операторов, агрегаторов, рынок, словам, через

У нас в стране не так называемых кумулятивных исков: в Штатах есть такой институт, когда один кто-то подает в интересах неопределенного круга лиц, и другие люди, попавшие в аналогичную ситуацию, могут легко к нему присоединиться.

Деньги на двоих

Эксперт права в области телекоммуникаций Антон Богатов рассказал Daily Storm, что операторы пользуются лазейкой в Гражданском кодексе: по общему правилу, когда вы молчите, это не означает, что вы соглашаетесь на что-либо, только «если иное не предусмотрено соглашением сторон». Операторы пользуются этой возможностью.

— Они любят говорить, что пользователь подписался на какие-то контентные услуги. Услуги эти оказывает не оператор, а сторонние организации. Но соглашение между ними иначе как договором о совместной деятельности не назвать. По нему стороны делят выручку в каких-то пропорциях, причем иной раз оператору достается большая часть. И оператор заинтересован в том, чтобы выручка росла. По сути, это договор совместной деятельности.

По словам Антона Богатова, есть три вида подписок. Первый — когда человек добровольно нажимает на кнопку. Второй — когда абоненту на несколько месяцев предоставляется бесплатная услуга, за которую потом начинают взимать деньги. Третий — откровенное мошенничество, когда человека подписывают без его ведома.

— В моей практике был случай, когда человеку купили сим-карту для того, чтобы управлять шлагбаумом во дворе, но шлагбаум неожиданно подписался на кучу контентных услуг, — вспоминает Антон Богатов. — Оператор говорит: «Вы же нажимали на кнопки!» Кто? Шлагбаум? Гражданских дел на эту тему нет, а если и есть, то немного: дело в том, что суммы-то маленькие.

Собеседник Daily Storm из компании, предлагающей услуги спутникового мониторинга за транспортом, подтвердил, что их GPS-трекеры тоже регулярно подписывались на услуги.

— У нас корпоративное соглашение с «МегаФоном», — рассказал он. — И получилась интересная ситуация. Сначала они снимали с нас деньги за пользование услугами. Затем проводили какой-то факт-чекинг и значительную часть средств возвращали назад.

Так повторялось из месяца в месяц. Потом нам это надоело: взяли детализации, изучили и просто попросили поставить лимит на расходы в 1000 рублей в месяц. После этого стали тратить на трекеры в пять раз меньше.

Один из участников рынка контент-услуг объяснил, что это стандартная практика для «МегаФона», когда возникают претензии по подпискам: компания предпочитает возвращать деньги тем, кто возмутился.

Как сотовые операторы зарабатывают на подписках Daily, Storm, когда, которые, можно, абонентов, чтобы, операторы, оператор, деньги, только, контентуслуг, рынка, компании, подписки, операторов, агрегаторов, рынок, словам, через

— По идее, этим должна прокуратура заниматься, это ее функция — защита интересов неопределенного круга лиц, — считает Антон Богатов. — Точно так же и с контент-услугами. Если выяснится, что оператор совместно с контентщиком придумал систему по подписке людей, которые этой услугой не пользуются и не собирались, то это мошенничество — статья 159 УК РФ. Но если я подам заявление о преступлении, то сумма маленькая — дело не будет возбуждено.

А прокуратура может посчитать с другой стороны — сколько всего действий такого рода было совершено, и там порог будет уже выше. Почему этим прокуратура не занимается, для меня загадка.

По словам аналитика Telecom Daily Ильи Шатилина, большинство контент-провайдеров создаются сотовыми операторами в качестве средства дополнительного дохода.

— Они регистрируются на непонятных лиц и потом каким-то образом получают от операторов карт-бланш, для того чтобы продавать всякие подписки и прочие штуки. Этот бизнес процветает, и выручка разделяется, условно говоря, между оператором и контент-провайдером 50 на 50. И оператор получает прибыль, и менеджер, который это придумал. Фактически многие такие компании аффилированы с операторами.

Илья Шатилин считает, что почти все российские операторы занимаются подобным бизнесом: потому что только около 5% абонентов жалуются на некорректные списания, остальные их не обнаруживают, либо обнаруживают слишком поздно и просто отключаются, но не требуют вернуть деньги. 

— Это все работает, потому что они знают, что людям лень заморачиваться. При этом я не видел, чтобы операторы отдельной строкой выделяли у себя в отчетности подписочный контент.
Это палево. Любой журналист увидит и напишет, что оператор за 2018 год заработал 600 миллионов рублей на обмане абонентов. Поэтому все размазывается как дополнительные услуги. А среди них есть и полезные, такие как оплата парковки по СМС. Но в отчетах все перемешано.

Взгляд изнутри

Daily Storm удалось поговорить не только с экспертами, которые со стороны наблюдают за деятельностью агрегаторов и сотовых операторов, но и с теми людьми, кто лично варился в этой кухне.
Одни уже ушли из контента, когда, по их словам, рынок стал совсем коррупционным. Другие пробуют выживать и зарабатывать.

— В 2000-е рынок контент-услуг в России был устроен иначе, — рассказывает Daily Storm владелец одной из компаний, работавших в этой сфере. Он попросил не называть в материале свое имя. — Прежде всего, качество подписок было другим: настоящие игры от крупных производителей вроде Electronic Arts. Сотовые операторы платили партнерам достаточно, чтобы те могли договариваться о нормальном контенте с обладателями лицензий.

Как сотовые операторы зарабатывают на подписках Daily, Storm, когда, которые, можно, абонентов, чтобы, операторы, оператор, деньги, только, контентуслуг, рынка, компании, подписки, операторов, агрегаторов, рынок, словам, через

По его словам, все изменилось примерно в 2011 году. Причем инициаторами перемен были сотовые компании.

— Во-первых, уменьшились отчисления. Агрегаторы стали получать меньший процент от той суммы, которую платят абоненты, когда подписываются на ту или иную услугу. И это повлекло за собой все остальное. Компании не смогли покупать нормальный дорогой контент, который можно продать абонентам. Многие ушли с рынка. Другие стали хитрить с подписками и обманом подписывать абонентов на сайты с низкопробными видео, порно и не нужными никому играми.

Как объясняет источник Daily Storm, эти изменения дали сотовым компаниям простор для манипуляций. Для дружественных агрегаторов создавались благоприятные условия для работы.
С другими обходились жестче.

По его словам (их полностью подтвердил представитель еще одной компании), наивысший уровень благоприятствования — это прозрачный баннер. Когда пользователь оказывается на сайте, с которым работает агрегатор, абоненту достаточно дотронуться до любой точки экрана смартфона, чтобы оформить подписку.
Следующий уровень — баннеры для оформления подписки с надписями «смотреть», «продолжить» и так далее.
Главное, что не «подписаться». Это на уровень ниже. Тяжелее всего, когда от агрегатора требуют делать подтверждение подписки через СМС.

— Сначала привилегированных партнеров было два: «Темафон» у «Билайна» и «Ай-Куб» у «МегаФона», — продолжает собеседник Daily Storm. Его информацию нам подтвердили еще два источника на рынке.

Обе эти компании были косвенными участниками скандала со структурами «ВымпелКома» в Испании (ниже мы подробно расскажем об этом деле), освещая который, испанская пресса связала «Темафон» с Ваге Енгибаряном (близкий к «Альфа-Групп» и Михаилу Фридману бизнесмен), а «Ай-Куб» — с Александром Колокольцевым, сыном главы МВД России.

Но в 2015 году «Ай-Куб» прекратил работу. И с «МегаФоном», и в принципе.

— С того момента о присутствии на рынке Александра Колокольцева не было уже никаких разговоров, — говорит источник Daily Storm. — Видимо, нашел другую прибыльную сферу.

Место главного партнера «МегаФона» недолго оставалось вакантным. В освободившуюся нишу пришла татарстанская компания «Информпартнер» (рассказ о ней и комментарии основателя этой фирмы тоже можно прочитать ниже).

Как сотовые операторы зарабатывают на подписках Daily, Storm, когда, которые, можно, абонентов, чтобы, операторы, оператор, деньги, только, контентуслуг, рынка, компании, подписки, операторов, агрегаторов, рынок, словам, через

Все участники рынка, которые согласились общаться с Daily Storm, сходятся на том, что без связей с топ-менеджментом сотовой компании занять доминирующее положение невозможно. Однако ни одну из фамилий среди руководства «МегаФона» они назвать не смогли. Два человека предположили, что «Информпартнер» может быть связан с экс-главой Минсвязи (2012-2018) уроженцем Казани Николаем Никифоровым (о том, как семья бывшего министра «пересекалась» с создателями «Информпартнера», также можно прочесть в главе, посвященной этой компании).

— Незадолго до этого — в 2014 году — случилось повторение событий 2011-го, когда поменялись правила игры и процент некачественного контента увеличился. Дума приняла закон, по которому абонента можно подписать на контент, только убедившись, что он этого хочет. Подразумевалось SMS-подтверждение. После принятия закона объем рынка контента резко упал, но потом все вернулось. Но для кого-то эти жесткие правила заработали, а для кого-то нет.

Чтобы продемонстрировать разницу в подходах, один из собеседников Daily Storm продемонстрировал файл с таблицей индексов, которые иллюстрируют все нюансы взаимодействия агрегатора с оператором. Среди прочих есть показатель жалоб абонентов. Если их количество превышает допустимый порог, оператор штрафует агрегатора и на первый раз лишает на четыре дня возможности подписывать абонентов. Если история повторяется несколько раз, то совсем разрывает отношения с агрегатором. И опять же штрафует.

— «Информпартнер» сам рассылает подобные сводки агрегаторам.

Не оператор, а он.

Лучше всего схему взаимоотношений на рынке контент-услуг, которая действует в настоящее время, иллюстрирует следующая схема.

На самом верху — оператор мобильной связи. Под ним — агрегатор, компании, которые как раз и занимаются тем, что продают контент-услуги. Ниже — владельцы сайтов с порно, играми, видео и гороскопами, на которые иногда подписываются GPS-трекеры. Они получают деньги от агрегаторов. И нижнее звено — абоненты, они платят за все.

— Но на уровне между агрегатами и сайтами есть одна очень важная прослойка — CPA-сетки (Cost Per Action или «цена за действие», рекламная модель с оплатой за клики пользователя. — Примеч. Daily Storm), — уточняет собеседник Daily Storm. — Именно они приводят трафик, то есть абонентов, на сайты с контентом. Без их услуг ни один агрегатор сейчас работать не сможет. Главная среди CPA-сеток, работающих в России, это Golden Goose (и о них тоже будет рассказ).

Самые приемлемые для агрегаторов условия работы, по мнению наших собеседников, предлагает «Билайн»:
— Они отдают партнерам 45% от того, что платит абонент. МТС, когда занимались контентом, отдавали 20-25%. «МегаФон» платит «Информпартнеру» 50%, а от них (другие агрегаторы заключают соглашение уже с ними) на выходе получают от 10 до 27%, в зависимости от договоренностей.

В 2010-е, как рассказали источники Daily Storm, было два действенных способа прийти на рынок агрегаторов. Первый: договариваться с привилегированными партнерами.

Как сотовые операторы зарабатывают на подписках Daily, Storm, когда, которые, можно, абонентов, чтобы, операторы, оператор, деньги, только, контентуслуг, рынка, компании, подписки, операторов, агрегаторов, рынок, словам, через

Второй: купить действующую компанию с лицензией на связь и уже подписанным договором с одним или несколькими операторами и надеяться, что тебя не вытеснят.

— В «Билайн», в принципе, формально можно было зайти и с нуля. Они демонстрируют открытость, — говорит собеседник Daily Storm. — Но ожидание соглашения могло спокойно затянуться до 10 месяцев.

Об объеме рынка контент-услуг Daily Storm рассказала Оксана Панкратова, партнер AC&M Consulting.

— В 2017 году объем был 37,7 млрд рублей, в 2018-м — уже 29,2 млрд.

О сокращении рынка говорили Daily Storm и его участники. Многие компании, занимавшиеся контентом, в последние годы приняли решение уйти из этой сферы.

Раскрытие выручки у большинства крупных компаний рынка датировано 2017 годом. Тогда наибольший оборот продемонстрировал «Информпартнер» — 4 млрд рублей. Если более внимательно изучить финансовые показатели агрегаторов, то можно заметить, что разница между доходами и расходами минимальна.

— Совершенно нормальная практика, — подтверждает источник Daily Storm. — Обычно расходы легко рисуются через затраты на рекламу.

По словам наших собеседников, зарабатывать на рынке контент-услуг продолжает большинство операторов (по «МТС» не было единого мнения: одни утверждали, компания прекратила заниматься подписками после налогового скандала, другие — что они просто заметно сократили объем контента) и даже Tele2.

По информации Оксаны Панкратовой из AC&M Consulting, среди операторов сотовой связи наибольшая доля на рынке контент-услуг у «МегаФона», следующий — «Билайн» и третий — «МТС


https://readymag.com/u28806266/1463339/12/

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=42059.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]