Из Мане в Дега: как электричество преобразовало Париж и его художников
---
«У художника нет дома в Европе, кроме Парижа», - утверждает Фридрих Ницше в автобиографии 1888 года «Ecce Homo». Для художников в конце 19 века поездка в Париж была началом нового творческого пути, обновлением своей жизненной философии.
Однако, Париж вступил в период быстрой модернизации и урбанизации.
Жан Беро (1849-1935)
Бульвар Капуцинов и Театр Водевиля в Париже, 1889
Жан Беро (1849-1935). Воскресенье в церкви Сен-Филипп-дю-Руль, Париж (фрагмент)
И пришло время электрической лампочки. Для художников распространение как газового, так и электрического света все изменило. Просто представьте работу художника без освещения. Когда они писали? Как? Когда ловили солнечный свет?
Винсент Ван Гог, Окраина Парижа, 1886 г.
С этими лампочками произошла смена представлений о городе – это пришли стабильность и богатство освещения – и они ответили стилистически авангардными работами, в которых радость жизни во время «Прекрасной эпохи».
Это была эра потворства зарождающемуся среднему классу, у которого были ресурсы и время для участия в модных развлекательных мероприятиях.
А Fin-de-siècle Paris был воплощен новой мерцающей Эйфелевой башней и ночными кабаре, ну, как Мулен Руж.
Официальный фотограф Парижа Чарльз Марвилл
В середине 17-го века Париж был головной болью для Людовика XIV. Преступный лейтенант полиции Жак Тардье был убит, а гражданский лейтенант Франсуа Дрё Обр также умер при подозрительных обстоятельствах.
Король знал, что правитель, который не мог контролировать свою столицу, мог быть воспринят как неэффективный или, что еще хуже, слабый.
Людовик XIV, Король Солнца, увеличил освещение всего Парижа.
Фонари установили на главных улицах, от горожан стали требовать, требовали, чтобы они зажигали свечи в своих окнах, делая преступников видимыми для полиции ночью.
И это сделало Париж одной из первых европейских столиц, которая приняла уличное освещение, что способствовало его известному прозвищу - Город Света.
Жан-Беро
Жан-Беро, салонный живописец, жанрист. Писал жизнь Парижа и парижского светского общества.
Официальный фотограф Парижа Чарльз Марвилл
К 1870 году в Париже было 20 766 уличных фонарей. Сами лампы, расположенные между деревьями на ухоженных бульварах и расположенные рядом с парковыми скамейками, быстро стали парижскими иконами; они играют главную роль в бесчисленных картинах и фотографиях города.
Париж вступил в новую эру современного освещения. На фотографиях фонарные столбы стоят прямо напротив зданий, углов улиц и заборов.
Гюстав Кайботт
Парижская улица; Дождливый день, 1876-1877
Вот Джон Сингер Сарджент, Картина В Люксембургском саду 1879. Пять изображений света: сумеречное небо; Луна; светящиеся оранжевые газовые лампы; яркие, неистовые отражения экспериментальных электрических ламп, называемых свечами Яблочкова, в воде бассейна лодки; и слабые искры сигарет, которые сверкают по безмятежной парковой сцене.
Эдгар Дега, Au Café-концерт: La Chanson du chien, ок. 1875-77
С электрическим светом в 1880-х пришли ночные кабаре. Они предлагали больше, чем просто напитки и арахис, и стали популярными местами для ночных развлечений.
Эдуард Мане, Эдгар Дега, Анри де Тулуз-Лотрек, а также Пабло Пикассо — это всего лишь несколько художников, которые ищут вдохновение в ослепительных кабаре.
Это сейчас электричество – данность, и вечерний свет никого не приводит в восторг – им просто пользуются, он равномерно освещает помещения.
Но посмотрите, как выглядит электрический свет в картине Дега. Как все выглядит у великого
Тулуз-Лотрека и в работах живописцев.
Джейн Аврил - знаменитая танцовщица и звезда многих произведений Тулуз-Лотрека, сидит спиной к зрителю, ее рыжие волосы блестят; лицо другой танцовщицы, Мэй Милтон, красные губы и голубое лицо заставляют ее выглядеть нервной и странной, и Лотрек смотрит на вас с косым взглядом.
Справа за столиком Лотрек изобразил своих приятелей Мориса Гибера и Поля Сеско. Темный профиль мужчины резко контрастирует с бледным, сильно загримированным лицом женщины.
Самого себя и своего кузена Лотрек написал в профиль, словно они рассматривают собственное отражение в зеркале. На заднем плане две известные танцовщицы—ЛаГулю «Обжора», известная пьяница, поправляет перед зеркалом свою прическу, и Мом Фромаж «Ватрушка».
И все они в резком электрическом свете.
«Я рисую вещи такими, какие они есть. Я не комментирую», - сказал однажды Тулуз-Лотрек.
Эдуард Мане, Бар в Фоли-Бержере, 1881-1882
Чайлд Хассам, Парижский Ноктюрн, 1889–90.
В резком свете искусственного света Великий город стал другим. И да, он изменил цвет, глубину, текстуру сцены так же, как изменил цвет, глубину и текстуру Парижа.
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]