60 лет назад. "Кухонные дебаты"
---
Слева — один из «гвоздей» и символов выставки в Сокольниках, «геодезический купол» архитектора и инженера Ричарда Фуллера
24 июля 1959 года в московском парке «Сокольники» открылась Американская национальная выставка «Промышленная продукция США». Как писала советская печать, в Москве появилась своя «маленькая Америка», на площади в семь гектаров. Выставка работала шесть недель, и за это время её посетило, по разным данным, от миллиона до трёх миллионов советских граждан.
Американская выставка стала крупным событием в жизни СССР, которое произвело неизгладимое впечатление на тогдашнюю советскую общественность. Ведь среди молодёжи СССР в то время не последнюю скрипку играли «стиляги», которые по-другому ещё называли себя «штатниками», то есть поклонниками «Штатов» (США). А тут Америка сама прибыла к ним в гости...
Американская печать с удовольствием писала, что советские посетительницы были без ума от косметики, нейлоновых чулок и парикмахерских укладок.
«Пластмассовый павильон», показывающий использование новых материалов — пластмасс — в США. На подиуме идёт демонстрация американских модных платьев, под музыку рок-н-ролла
Мой отец, которому тогда ещё не было 30 лет, рассказывал, что сильное впечатление производил кинофильм об Америке, где камера с воздуха показывала панораму Великого каньона и другие величественные природные виды США, а потом подплывала к Капитолию. На вопросы об Америке на русском языке отвечал компьютер, в котором было записано несколько тысяч вариантов возможных ответов. Отец описывал диалоги с любопытными гостями выставки, которые сам там слышал.
— А какие праздники в США?
— День независимости, Рождество...
Посетитель:
— А Пасха?..
"Не знает, — с улыбкой комментировал отец, — что Пасха всегда приходится на воскресенье..." Ещё он говорил, что все посетители могли бесплатно налить себе стаканчик незнакомого доселе большинству из них американского напитка — пепси-колы и получить из специального автомата прозрачный пластиковый пакет — тоже невиданное до того чудо тогдашней промышленности.
Модные заокеанские парикмахерские укладки для гражданок СССР
Таких фенов в Москве ещё не видели. Хотя юная москвичка невозмутима...
Кстати, на эти новинки не забывала откликаться и советская печать. В ней как раз в дни выставки появилось такое стихотворение Сергея Михалкова:
АХ, ПЕПСИ-КОЛА!
По выставке американской,
Что освещает быт заокеанский
(Но почему-то не со всех сторон!),
Ходил прелюбопытный посетитель,
До заграничного, видать, большой любитель —
То тут, то там прегромко ахал он:
— Ах, что за стильная модерная посуда!
— Ах, что за живопись! Законно, мирово!
— Ах, сразу видно, что она о т т у д а!
— Ах, ах, абстрактное какое мастерство!..
Так, ахая под звуки рок-н-ролла,
Он, наконец, дошёл до пепси-кола —
Тут у него совсем вскружилась голова:
— Ах, до чего напиток ароматный!
Ах, что вы говорите, он бесплатный!!
Прошу стаканчик! Нет, подайте два!..
Американка вежливо подносит.
Гость пьёт и хвалит. Пьёт и снова просит.
Уж у него в желудке колотьё,
А он знай льёт в себя заморское питьё...
Чего греха таить! Любитель заграницы
Попал в палату городской больницы.
Бесплатно и лечился и питался,
Но этому ничуть не удивлялся,
А только требовал и на сестёр ворчал..
Перед чужим он слепо преклонялся,
А своего, увы, не замечал.
Вероятно, многие молодые люди тех лет, разделявшие взгляды героя стишка, читали его со снисходительной насмешливой улыбкой. Теперь он вызывает, думаю, совсем иные чувства...
А вот ещё из советской печати тех дней, впечатления журналистов о выставке: «Честно говоря, мы раньше даже не подозревали, что между глаголами «иметь» и «владеть» лежит такая глубокая смысловая пропасть. Первый снимок называется «Что они имеют». Семья американца Грегори Дэли запечатлена на фоне дома, в котором он проживает, и вещей, которыми пользуется. Второй снимок называется «Чем они владеют». Вот за что они заплатили и что им действительно принадлежит. Вместо домика—только колышки от фундамента, вместо машины — рожки, ножки да колесики. И если
Грегори, не ровен час, заболеет или потеряет работу и пропустит несколько взносов, то забирай свои колёса и уходи с этого двора. В общем, рассмотрев эти фотосвидетельства «Лайфа», мы решили повременить с поздравлениями рядовому американцу».
Тогда ирония журналистов была многим читателям непонятна. Не всё ли равно, владеть или пользоваться в кредит, если уж пользоваться? Но сейчас нынешние читатели в России, страдающей от «закредитованности», даже по официальным признаниям, поймут их сарказм гораздо лучше...
Ещё заметки о выставке из советской печати 1959 года:
Американские автомобили
"ЧТО МЫ УСЛЫШАЛИ. ДВОЙНАЯ ОПЕРАЦИЯ
— Оказывается, аппендицит — двойная операция.
— Почему двойная?
— Потому что врач вместе с аппендицитом вырезает у американца его месячный бюджет.
ИЗ БЕСЕД С ГИДАМИ
— Госпожа Эрнсбергер, скажите, пожалуйста, сколько стоит несложная хирургическая операция?
Госпожа Зрнсбергер молчит.
— Какие цены у вас на лекарства?
— Господа, я пожилая женщина, у меня слабая память. Извините, но я не помню ни одной цифры.
— Тогда хотя бы скажите, что делать больному американцу, если у него нет денег на лечение?
— О! У нас, господа, этот вопрос разрешается просто. Есть деньги — платят врачу, нет — не платят.
Общий смех. Госпожа Эрнсбергер облегчённо вздыхает. Там, где не могут спасти цифры, может быть, спасёт юмор.
У АБСТРАКТНОГО «ШЕДЕВРА»
...Моё внимание привлекло творение известного в Соединенных Штатах мастера ваяния Херберта Фербера. Кажется, оно называется «Однажды снова». Не берусь судить о ценности этого экспоната выставки. Я не скульптор. Боясь ошибиться в своих выводах (с кем не бывает?), я стал прислушиваться к репликам других зрителей.
* * *
— Что это такое?
— Дом после пожара.
— Нет, это бормашина...
* * *
— Замечательно! Великолепная сварка!
— Это не сварка, а ваяние.
— Ваяние? Не ваяние, а валяние...
* * *
— По-видимому, это женщина.
— Как вам не стыдно!..
* * *
— В чем же здесь смысл?
— Гм! Вы хотите ещё и смысла?.."
Ну, а вершиной того памятного дня 24 июля 1959 года стали, конечно, знаменитые «кухонные дебаты» между главой Советского правительства Никитой Хрущёвым и вице-президентом (впоследствии президентом) США Ричардом Никсоном. Руководители двух стран вместе открыли выставку, а острый спор между ними возник на так называемой «типичной американской кухне», где были выставлены предметы кухонного обихода и новейшей бытовой техники. Дискуссия 27 июля была показана по советскому телевидению. Именно тогда Хрущёв впервые произнёс свою знаменитую фразу: «Мы вам покажем кузькину мать!», подразумевая, что и Советский Союз сумеет удивить Америку. На изобилие бытовой техники Никита Сергеевич отреагировал саркастически: «А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и её проталкивала? Вы показываете нам много интересных вещей, но они не необходимы для жизни. От них нет пользы. Это всё лишь штучки. У нас такая поговорка есть: если у вас клопы, вы должны поймать одного и залить ему в ухо кипяток». Никсон ответил: «А у нас другая поговорка: чтобы убить муху, надо заставить её выпить виски. Но у нас есть лучшее применение для виски. [В сторону] Мне нравится эта интеллектуальная битва с Председателем. Он знает своё дело...»
Поспорили Хрущёв с Никсоном и о доме, который, по словам американца, обходился в 10–15 тысяч долларов. Вице-президент утверждал, что любой работающий американец может купить такой дом, выплачивая 25–30 лет по 100 долларов в месяц. Никита Сергеевич в ответ сказал, что такой дом через двадцать лет развалится и придётся покупать новый. Он заметил, что в Америке, чтобы купить дом, нужны доллары. А в России, чтобы получить дом, достаточно родиться в Советском Союзе. Никсон ответил, что он полагает, что американские дома могут простоять и больше 20 лет. Но даже если и нет, то через 20 лет многие американцы уже хотят купить новый дом или новую кухню, взамен устаревших. "Ваша теория не выдерживает критики", — возражает Хрущёв.
Ниже — видео «кухонных дебатов» (реплики Никсона в данной записи без перевода).
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]