Виды старой Москвы. По древней Пречистенке... Часть 3
---
Часть 1. https://eho-2013.livejournal.com/1278353.html
Часть 2. https://eho-2013.livejournal.com/1279565.html
На Пречистенке мы остановились у особняка Коншиной, в которым в 1922 году был организован Дом ученых РАН. С тех пор ученые пречистенский особняк так и занимают, скоро уже столетие...
А на противоположной стороне улицы мы видим высокое жилое здание с характерным для доходных домов 1910-х годов обликом (хотя каждое из них строилось по индивидуальному проекту). Проект дома на Пречистенке, 13, был разработан выдающимся московским архитектором Густавом Гельрихом.
Строительство этого дома попало в кадр на старой фотографии с садиком при особняке Коншиной.
Строительный бум 1900 - начала 1910-х годов захватил все старые улицы Москвы. Состоятельные горожане массово скупали участки с видавшими виды особнячками под снос и строили на их месте доходные многоквартирные дома с современным европейским уровнем комфорта. Сдавая квартиры в этих новостройках, домовладельцы имели хороший доход. Но Москва при этом неостановимом процессе быстро меняла облик, что расстраивало коренных жителей. Марина Цветаева писала об этом в 1911 году:
А особняк его отца перешел к княгине Е.С. Шаховской, две дочери которой одна за другой были замужем за декабристом А.Н. Муравьевым, а третья дочь стала кем-то вроде посредницы между московским обществом и ссыльными декабристами...
В начале 20 века особняк попал в руки миллионера, банкира и крупного предпринимателя Якова Рекка, который купил его под снос, с целью построить в районе дворянских гнезд новый роскошный дом для очень богатых жильцов...
Яков Андреевич Рекк, учредитель Московского Торгово-строительного акционерного общества, ведущей строительной компании начала ХХ века, работал с лучшими архитекторами своего времени - Кекушевым, Лазаревым, Валькотом, Шехтелем. И проект собственного доходного дома мог заказать кому угодно. Но выбрал Гельриха, по проекту которого был возведён личный особняк Рекка в 1902 - 1903 годах. Этого архитектра Рекк уже проверил в деле.
Собственный дом Я.А. Рекка на Большой Никитской, построенный по проекту Г. Гельриха
Позже дом у Рекка перекупили текстильные магнаты Красильщиковы, и он был немного перестроен в 1913 году. Но даже перестройка не скрыла первоначально заложенного благородства форм и отделки. В настоящее время здесь находится резиденция посла Египта.
Густав Гельрих, в ту пору - молодой немецкий архитектор, образование получил в Ганновере и мог бы работать в Европе, но в 1901 году переехал в Москву и до начала Первой мировой войны успел возвести здесь более 30 значительных построек. После 1914 года его следы теряются - скорее всего он либо покинул Россию, либо был интернирован, поскольку сохранял немецкое подданство.
Доходные дома Гельриху весьма удавались...
Доходный дом Бебутовой по проекту Г. Гельриха (Рождественский бульвар, 9)
Дом на Пречистенке получился одним из самых больших и роскошных. Построен он был всего за два года. Дом Рекка был шестиэтажным, как и большинство зданий периода строительного бума, но при очень высоких потолках, "вытянувших" его, и окружающей застройке в два, редко три этажа он казался просто горной вершиной... На каждом этаже дома было всего 1-2 квартиры, из которых открывались виды на Храм Христа Спасителя, Кремль, Пречистенский (Гоголевский) бульвар...
Все современные технические новинки - комфортабельные ванные комнаты, зеркальные лифты, вентиляция с эффектом засасывания пыли, газифицированные кухни и т.д. - были к услугам жильцов. Стоимость аренды самой скромной квартиры составляла 1200 руб. в год, дорогие шли по 3 тысячи, что считалось фантастическими деньгами в то время.
Две квартиры в доме заняли представители московской ветви знаменитой семьи ювелиров Фаберже...
Так бывший дом Рекка выглядел в 2013 году (скульптуры еще "временные"; нынешние выполнены из сплава металлов и выглядят на фоне стен дома контрастно, как век назад)
Насладиться доходом от пречистенского дома владелец толком не успел. В 1913 году Рекк скончался в возрасте 45 лет. А начавшаяся на следующий год Мировая война вызвала в стране кризис, приведший к революции... Вскоре роскошные квартиры превратились в советские коммуналки образца 1920-х годов.
Александр Петрович Фаберже с близкими в революцию пустился в бега, бросив всю обстановку... В одной из квартир Фаберже вскоре обосновался режиссер и преподаватель ГИТИСа А.А. Муат, в другой - коммуна художников из объединения "Бубновый валет". Все они входили в круг знакомых Михаила Булгакова, бывавшего в бывшем доме Рекка у них в гостях.
Специалисты-булгаковеды считают, что интерьеры квартиры Фаберже послужили прообразом в описании "нехорошей квартиры" ювелира Фужере в "Мастере и Маргарите", хотя адрес в романе указан другой - дом на Большой Садовой, в котором проживал пару лет сам Булгаков, перебравшись в Москву.
Однако, дом на Большой Садовой был гораздо более скромным, и писатель, любивший собирательные образы, "совместил" свои впечатления, добавив интерьеры квартиры Фаберже, превращенной в коммуналку для творческих личностей - хрустальная люстра на цепях, на которой качался кот Бегемот, камин с решеткой, "ювелиршин графинчик", оставшийся от прежних хозяев, и прочее было весьма узнаваемым.
Также и дом профессора Преображенского из "Собачьего сердца", вроде бы расположенный дальше по Пречистенке (№24, угол Обухова переулка), несет некоторые черты дома Рекка - мраморные лестницы, роскошные холлы с коврами, швейцаром и деревянной "калошницей", откуда новые жильцы принялись воровать чужие галоши, и т.д...
Восстановленные интерьеры дома Рекка:
Три из пяти московских адресов Булгакова были в районе Пречистенки. Он здесь жил, работал, любил эти места и хорошо их знал... И к несчастью, ни один из булгаковских домов в этом районе не сохранился. Эти дома, а особенно исчезнувший особнячок на углу Пречистенки и Малого Левшинского переулка, заслуживают отдельного разговора...
Ну, а огромные квартиры дома Рекка продолжали оставаться коммунальными вплоть до 1970-х годов. Ветшали квартиры, ветшал и фасад. Украшавшие дом скульптуры исчезли, как и часы на башенке, грубо окрашенные входные двери и холлы с трещинами на стенах перестали поражать элегантностью. В середине 1970-х бывший доходный дом расселили, переоборудовав его под учереждение, как в то время было принято поступать с домами дореволюционной постройки.
В конце 1990-х было решено сделать дом Рекка снова жилым. Но реконструкцию проводили в принятом тогда "лужковском стиле" ("пропал колабуховский дом!"). Дом надстроили мансардой, "поглотившей" башенку, которая стала почти незаметной, тем более, что часы и стоявшие там по проекту фигуры рыцарей с мечами, барельефы и другие скульптуры никто не восстановил.
На фото впереди слева дом Рекка на рубеже 1990-х и 2000-х годов после неудачной реконструкции...
В 2010-х была проведена еще одна реконструкция дома Рекка. Верхнюю надстройку-пентхаус (сейчас дом восьмиэтажный) сделали с небольшим отступлением от башенки, восстановили часы, фигуры рыцарей и другие скульптуры (хотя и не все, например, вазон-кубок над башенкой так и не появился). Восстановлены были и интерьеры холлов в подъездах.
Вид на дом Рекка из переулка, от боковой стены Дома ученых (особняка Коншиной, слева)
Фигуры рыцарей с мечами на башенке
Дом Рекка теперь снова стал "клубным", то есть, домом с дорогими квартирами для богатых людей...
Но рядом с ним до наших дней сохранились и старые особнячки, осколки дреней московской истории.
На противоположной стороне Лопухинского переулка уцелел классический ампирный особнячок Лопухиных, выходящий парадным фасадом на Пречистенку. В нем открыт музей Льва Николаевича Толстого...
Продолжение следует...
Часть 2. https://eho-2013.livejournal.com/1279565.html
На Пречистенке мы остановились у особняка Коншиной, в которым в 1922 году был организован Дом ученых РАН. С тех пор ученые пречистенский особняк так и занимают, скоро уже столетие...
А на противоположной стороне улицы мы видим высокое жилое здание с характерным для доходных домов 1910-х годов обликом (хотя каждое из них строилось по индивидуальному проекту). Проект дома на Пречистенке, 13, был разработан выдающимся московским архитектором Густавом Гельрихом.
Строительство этого дома попало в кадр на старой фотографии с садиком при особняке Коншиной.
Строительный бум 1900 - начала 1910-х годов захватил все старые улицы Москвы. Состоятельные горожане массово скупали участки с видавшими виды особнячками под снос и строили на их месте доходные многоквартирные дома с современным европейским уровнем комфорта. Сдавая квартиры в этих новостройках, домовладельцы имели хороший доход. Но Москва при этом неостановимом процессе быстро меняла облик, что расстраивало коренных жителей. Марина Цветаева писала об этом в 1911 году:
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.
Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
А особняк его отца перешел к княгине Е.С. Шаховской, две дочери которой одна за другой были замужем за декабристом А.Н. Муравьевым, а третья дочь стала кем-то вроде посредницы между московским обществом и ссыльными декабристами...
В начале 20 века особняк попал в руки миллионера, банкира и крупного предпринимателя Якова Рекка, который купил его под снос, с целью построить в районе дворянских гнезд новый роскошный дом для очень богатых жильцов...
Яков Андреевич Рекк, учредитель Московского Торгово-строительного акционерного общества, ведущей строительной компании начала ХХ века, работал с лучшими архитекторами своего времени - Кекушевым, Лазаревым, Валькотом, Шехтелем. И проект собственного доходного дома мог заказать кому угодно. Но выбрал Гельриха, по проекту которого был возведён личный особняк Рекка в 1902 - 1903 годах. Этого архитектра Рекк уже проверил в деле.
Собственный дом Я.А. Рекка на Большой Никитской, построенный по проекту Г. Гельриха
Позже дом у Рекка перекупили текстильные магнаты Красильщиковы, и он был немного перестроен в 1913 году. Но даже перестройка не скрыла первоначально заложенного благородства форм и отделки. В настоящее время здесь находится резиденция посла Египта.
Густав Гельрих, в ту пору - молодой немецкий архитектор, образование получил в Ганновере и мог бы работать в Европе, но в 1901 году переехал в Москву и до начала Первой мировой войны успел возвести здесь более 30 значительных построек. После 1914 года его следы теряются - скорее всего он либо покинул Россию, либо был интернирован, поскольку сохранял немецкое подданство.
Доходные дома Гельриху весьма удавались...
Доходный дом Бебутовой по проекту Г. Гельриха (Рождественский бульвар, 9)
Дом на Пречистенке получился одним из самых больших и роскошных. Построен он был всего за два года. Дом Рекка был шестиэтажным, как и большинство зданий периода строительного бума, но при очень высоких потолках, "вытянувших" его, и окружающей застройке в два, редко три этажа он казался просто горной вершиной... На каждом этаже дома было всего 1-2 квартиры, из которых открывались виды на Храм Христа Спасителя, Кремль, Пречистенский (Гоголевский) бульвар...
Все современные технические новинки - комфортабельные ванные комнаты, зеркальные лифты, вентиляция с эффектом засасывания пыли, газифицированные кухни и т.д. - были к услугам жильцов. Стоимость аренды самой скромной квартиры составляла 1200 руб. в год, дорогие шли по 3 тысячи, что считалось фантастическими деньгами в то время.
Две квартиры в доме заняли представители московской ветви знаменитой семьи ювелиров Фаберже...
Так бывший дом Рекка выглядел в 2013 году (скульптуры еще "временные"; нынешние выполнены из сплава металлов и выглядят на фоне стен дома контрастно, как век назад)
Насладиться доходом от пречистенского дома владелец толком не успел. В 1913 году Рекк скончался в возрасте 45 лет. А начавшаяся на следующий год Мировая война вызвала в стране кризис, приведший к революции... Вскоре роскошные квартиры превратились в советские коммуналки образца 1920-х годов.
Александр Петрович Фаберже с близкими в революцию пустился в бега, бросив всю обстановку... В одной из квартир Фаберже вскоре обосновался режиссер и преподаватель ГИТИСа А.А. Муат, в другой - коммуна художников из объединения "Бубновый валет". Все они входили в круг знакомых Михаила Булгакова, бывавшего в бывшем доме Рекка у них в гостях.
Специалисты-булгаковеды считают, что интерьеры квартиры Фаберже послужили прообразом в описании "нехорошей квартиры" ювелира Фужере в "Мастере и Маргарите", хотя адрес в романе указан другой - дом на Большой Садовой, в котором проживал пару лет сам Булгаков, перебравшись в Москву.
Однако, дом на Большой Садовой был гораздо более скромным, и писатель, любивший собирательные образы, "совместил" свои впечатления, добавив интерьеры квартиры Фаберже, превращенной в коммуналку для творческих личностей - хрустальная люстра на цепях, на которой качался кот Бегемот, камин с решеткой, "ювелиршин графинчик", оставшийся от прежних хозяев, и прочее было весьма узнаваемым.
Также и дом профессора Преображенского из "Собачьего сердца", вроде бы расположенный дальше по Пречистенке (№24, угол Обухова переулка), несет некоторые черты дома Рекка - мраморные лестницы, роскошные холлы с коврами, швейцаром и деревянной "калошницей", откуда новые жильцы принялись воровать чужие галоши, и т.д...
Восстановленные интерьеры дома Рекка:
Три из пяти московских адресов Булгакова были в районе Пречистенки. Он здесь жил, работал, любил эти места и хорошо их знал... И к несчастью, ни один из булгаковских домов в этом районе не сохранился. Эти дома, а особенно исчезнувший особнячок на углу Пречистенки и Малого Левшинского переулка, заслуживают отдельного разговора...
Ну, а огромные квартиры дома Рекка продолжали оставаться коммунальными вплоть до 1970-х годов. Ветшали квартиры, ветшал и фасад. Украшавшие дом скульптуры исчезли, как и часы на башенке, грубо окрашенные входные двери и холлы с трещинами на стенах перестали поражать элегантностью. В середине 1970-х бывший доходный дом расселили, переоборудовав его под учереждение, как в то время было принято поступать с домами дореволюционной постройки.
В конце 1990-х было решено сделать дом Рекка снова жилым. Но реконструкцию проводили в принятом тогда "лужковском стиле" ("пропал колабуховский дом!"). Дом надстроили мансардой, "поглотившей" башенку, которая стала почти незаметной, тем более, что часы и стоявшие там по проекту фигуры рыцарей с мечами, барельефы и другие скульптуры никто не восстановил.
На фото впереди слева дом Рекка на рубеже 1990-х и 2000-х годов после неудачной реконструкции...
В 2010-х была проведена еще одна реконструкция дома Рекка. Верхнюю надстройку-пентхаус (сейчас дом восьмиэтажный) сделали с небольшим отступлением от башенки, восстановили часы, фигуры рыцарей и другие скульптуры (хотя и не все, например, вазон-кубок над башенкой так и не появился). Восстановлены были и интерьеры холлов в подъездах.
Вид на дом Рекка из переулка, от боковой стены Дома ученых (особняка Коншиной, слева)
Фигуры рыцарей с мечами на башенке
Дом Рекка теперь снова стал "клубным", то есть, домом с дорогими квартирами для богатых людей...
Но рядом с ним до наших дней сохранились и старые особнячки, осколки дреней московской истории.
На противоположной стороне Лопухинского переулка уцелел классический ампирный особнячок Лопухиных, выходящий парадным фасадом на Пречистенку. В нем открыт музей Льва Николаевича Толстого...
Продолжение следует...
Взято: eho-2013.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]