Антониев Краснохолмский монастырь. Тверская область. Исчезающее наследие
---
Антониев Краснохолмский монастырь был главной целью нашей июньской поездки в Тверскую область. И он является главной достопримечательностью города Красного Холма. Тем более, что появился он намного раньше самого города, и стал основой для его будущего появления
Этот исторический памятник представляет собой большую ценность. Именно то, что он сохранился в виде развалин, многое дает для исследователя архитектуры и культуры. Потому что такие развалины несут в себе больше информации, чем восстановленное и лакированное. Здесь можно увидеть древнюю кладку, а также строение помещений, их изначальную форму. И еще - погрузиться в атмосферу старины... Вот почему так хотелось попасть именно сюда. Но то, что позволило развалинам сохраниться - удаленность от крупных городов - было и препятствием, чтоб сюда добраться туристам. Тем не менее, как я уже писал в прошлой статье, рассказывая о городе Красном Холме, мне удалось придумать схему путешествия из Петербурга в Красный Холм и обратно. И вот мы стоим у стен монастыря, который находится примерно в часе ходьбы от станции...
Основан сей древний монастырь был в 1461 году, когда на Руси шло бурное распространение монастырей. Это было и религиозным движением подвижников, и одновременно - распространением влияния различных князей в соседние земли. Например, все ученики Сергея Радонежского строили монастыри в стратегически важных местах, где потом появлялись крепости и торговые центры, распространяющие влияние Москвы. Здесь же монастырь основал святой Антоний, пришедший из Кирилло-Белозерского монастыря, основанного учеником Сергия Радонежского. Так что есть некая связь
Этот жалкий ручей - река Могоча. Мы привыкли, что у нас на севере реки намного более мощные, а такие водоемы обычно даже не наносятся на карту. Но ниже по течению эта река уже становится больше - потому что вбирает в себя полноводные притоки, например Неледину, которая больше Могочи. А еще в древности все эти реки были в разы больше, так как вода не уходила на всякие колхозные поля, и было больше питающих реки болот.
Надвратная церковь Вознесеня Господня, построена в 1691 году.
Братский корпус над проездными воротами. Получается, что в стене тут было двое ворот - одни в церкви, другие в братском корпусе. Сам монастырь был весьма большим.
Официальная версия строительства монастыря такова: старец Антоний шел куда-то из Кирилло-Белозерского монастыря, но в пути тяжело заболел. Пришлось ему остановиться на берегах рек Могочи и Неледины, как раз где они соединяются. В этих землях он провел каке-то время, пока не выздоровел. В честь своего выздоровления он решил построить тут часовню, а также сделать себе келью. Так постепенно появился монастырь
В кадре видно кусочек забора. За ним участок, на нем какая-то старушка что-то копала в огороде. Видимо, присматривает за монастырем.
Это Никольский собор монастыря, он обшит досками, чтоб совсем не рухнуть, обшили его год назад. Так что нам уже не удалось увидеть его стены. Построен он в 1481 году.
Антоний быстро оброс почитателями, потому что вел праведную жизнь, вокруг его кельи появился монастырь. В 1481 году, когда строили собор, он умер. Братия стала просить новгородского архиепископа, чтоб тот дал одному из иноков по имени Герман сан игумена. Новгородский архиеписком произвел Германа в этот сан, так монастырь стал частью Новгородской епархии. В это время Новгород был уже захвачен вассалом Золотой Орды московским князем Иваном Третьим , что у нас в учебниках истории любят называть " воссоединением русских земель". Поэтому присоединение к новгородской епархии не вызывало напряжения со стороны Москвы, а вот лет за 10 до этого - еще неизвестно, как было бы то воспринято.
Церковь Вознесения весьма сильно разрушена. Но это понятно - масштабная кладка имеет возраст больше трех веков! И еще немало в ее разрушения внесли вклада советские власти. Так бы может была намного целее...
Дальше история монастыря весьма скучна - ему постоянно дарят разные местные князьки села, деревни, богатства... Важнейшая роль монастырей в те суровые времена - непрерывно молиться за души князей, а души эти были часто весьма беспокойными и грешными. Вот князья и одаривали щедро обители, чтоб монахи за них непрерывно молились. Это вроде бы должно избавить их души от попадания в ад.
Через эти ворота под церковью въезжали в монастырь. Церковь не только должна была как бы Божией силой очищать въезжающего. Но она еще и служила мощной крепостной башней, защищавшей вход.
Сбоку видны остатки крепостной стены, ограждавшей монастырь по периметру
Особенно монастырю повезло при сыне Ивана Третьего, Василие, отце Ивана Грозного. Тот дал монастырю грамоту, дававшую налоговые льготы, а также особые судебные права в своих владениях. По сути, монастырь был влиятельным феодалом, с богатым независимым хозяйством. (Здесь и далее я буду использовать сведения из книги Анатолия Головкина "Помнят стены монастыря")
Интересно отметить маршрут, каким ездили монахи из монастыря в Новгород, к церковному начальству. Вполне может посоперничать с нашими туристическими зигзагами. Ехали они на лошадях до Тихвина. Там садились на корабль, и начинали водный путь. Насколько я понимаю, плыли они по реке Тихвинке до Сяси, от Сяси до Ладоги, в Ладоге до устья Волхова, далее по Волхову вверх по течению, в Новгород.
Старинные окна. Как красиво их делали!
Комнатка на первом этаже
Захожу в ворота. Вообще, там с одной стороны надпись, что запрещено входить. Но я захожу с другой, где надписи нет. Так что - ничего не нарушаю.
Внутри церкви. Мощная и красивая постройка! И добротная!
На втором этаже, видимо, была дверь, и вела она на крепостную стену, которая не сохранилась. А жаль, потому что не каждый теперь догадается о том, что храмы и корпуса несли и оборонительную функцию. Все монастыри играли всегда и защитную роль.
Вид из ворот наружу, на долину реки Могочи
Вид внутрь монастыря
Иду осматривать братский корпус с проездными воротами
Построен он тоже в 1690-е годы, когда был последний взлет монастыря. Перед тем, как Петр Великий основательно прижал православную церковь, отняв у нее немало финансов.
В самих воротах какие-то дверцы вбок, наверно в кельи
Как хорошо строили, что из кладки до сих пор не выпал ни один кирпич!
Взгляд внутрь, где были кельи монахов
Красивое окошко
Дверь
К 1568 году монастырь имел 66 деревень с землями. А начиналось сто лет назад с простой кельи...
Земли здесь были густо населены - Тверское княжество еще недавно было одним из самых богатых и сильных на Руси. Кроме того, тогда здесь проходили разные торговые пути, процветали ремесла. Сейчас Тверская область далека от былого расцвета, хищная Москва пожирает все вокруг. Но пять веков назад здесь везде кипела жизнь.
Судя по всему, к 1550-м годам духовность из монастырей уже ушла, потому что Московский Собор рассылает грозные постановления и осуждения по монастырям, где в частности пишет, что люди ищут в монастырях не спасения души, а телесные удовольствия. Иноки держат у себя юношей и принимают девиц ( момент с юношами особенно интересен - у нас ведь так любят говорить по "гейропу", но увы - традиции то сии были как раз на Руси), монастыри безобразничают,развращаются, разоряют окрестные села.
Слева настоятельский корпус, справа братский. Они тоже из красного кирпича, но сверху покрыты серой штукатуркой, что их весьма изуродовало, сделав похожими на современные постройки
Состояние этих архитектурных памятников весьма плохое
Где штукатурка облезла, видно старинный кирпич
Внутри печально
Река Могоча. Тут она чуть шире - подпружена камнями
Мостки. Наверно, чтоб мыть белье.
В старые времена речка была раза в два-три больше. И вполне могла задержать врага при внезапном нападении
Единственная сохранившаяся башня монастыря. Построена в 1697 году. Это черта 17 века - пережив Смутное время, восстановившись после разорения, Россия стала активно строить каменные оборонительные сооружения в монастырях и городах, заменяя камнем земляные валы и деревянные частоколы
В башне видны бойницы, позволявшие стрелять сверху вниз, если враг бы подошел к ее стенам.
Соединение башни с братским корпусом.
Раньше тут было перекрытие второго этажа башни, а также шатер, сейчас видно небо
Здесь был второй ярус
Заложенная кирпичом дверь
Еще одна заложенная дверь. Вела на стену крепости, которой уже нет
Какие-то железные стержни в стене башни. Что-то на них закреплялось
Вид из башни на живописные луга
В 1560-е годы у царя Ивана Грозного наступило мощное помутнение разума, наступила опричнина. Его прислужники носились по русским землям, вырезая местное население,убивая женщин, детей. Города и села пустели. Эта беда затронула и Тверскую землю. Правда, монастыри эта беда поначалу не коснулась. Напротив, замаливая свои грехи, царь их щедро одаривал. Однако хозяйство в русских землях было подорвано, села пустели, везде бродили шайки разбойников. Надвигалось неизбежное Смутное Время.
Автор рассказывает своим друзьям про монастырь
Интересный факт - при Петре каменное строительство было почти полностью остановлено, Петр не разрешал строить из камня нигде и ничего, чтоб все каменщики направлялись на строительство его детища - Санкт-Петербурга. Пришлось новгородцам специально получать у него разрешение, чтоб достроить крепостную стену с башнями.
Михаил Богданов фотографирует Катю, меня и Артема
Река Неледина, которая впадает в Могочу.
Вот когда видишь слияние двух рек - а именно в таких местах строились почти все славянские крепости - то понимаешь, что Антоний тоже выбрал место для монастыря не случайно. Это потом уже были всякие объяснения про знамение Божие или еще что-то там, а изначально выбор объяснялся простыми соображениями - здесь легче защититься от врагов.
Наши туристы внутри башни
Вернемся же к годам Ивана Грозного. Царь этот обладал уникальной для убийц особенностью - время от времени он начинал каяться, переживать, что много наубивал людей, и поэтому составлял списки убитых им, за кого монахи должны помолиться. Такой список был и в Антониевом монастыре. В 1568 году опричники, разбираясь с одним неугодным царю боярином, убили 369 человек. Большинство из них - прислуга, крестьяне. Вообще, с головой у царя творилось что-то невообразимое. Убивали не только людей в селах, но еще по приказу царя - и домашнюю скотину. Животных собирали в центре села, и разрубали на кусочки. Вероятно, царь так услаждал свои садистские наклонности. Напомню, что недавно в Орле царю-выродку поставили памятник, и многие люди испытывают от этого факта странный восторг.
Итогом Опричнины стало то, что Тверская земля превратилась в полную пустыню. Большинство деревень просто исчезло. Затем наступило Смутное Время, когда поляки, казаки , татары, и прочий вооруженный люд грабили своих и чужих без разбору, и это добило немногие оставшиеся деревни. Все, что появилось после - это другая история, другое население. По сути, все деревни этого края возродились благодаря переселению карел в результате того же Смутного времени, когда карелы, ижора и водь уходили от пришедших на их земли шведов.
Ну а мы идем смотреть еще одну постройку - церковь Покрова Богородицы, построенную в 1590 году. К этому времени сумасшедший царь Иван Грозный уже помер, а правил один из лучших царей России - Борис Годунов, при котором началось некоторое возрождение страны из пепла.
К церкви примыкает чей-то участок с домом, тут лежит всякий хлам, бегают козы.
И овцы сидят, о чем-то размышляя
Одна из самых древних построек монастыря никак не охраняется государством
Интересно, что во время Опричнины монастырь лишь разбогател - видимо,достались ему села убитых бояр. В Смутное время еще подарил богатств пришедший из Польши править самозванец Лжедмитрий, а игумен монастыря тоже ему в ответ дарил какие-то святыни. Позже монастырь так же налаживал отношения с убившим Лжедмитрия Василием Шуйским. Далее появляется другой самозванец - Лжедмитрий Второй, которому присягнула половина России, не признавшая Шуйского. Монастырь оказался в подчинении Лжедмитрия Второго, и пошел присягать и ему. Не очень патриотичненько, в других монастырях старцы часто слали полякам всякие проклятия, включая и заточенного ими патриарха Гермогена
Но и правление Лжедмитрия Второго тоже кончилось. Сначала поляки отвернулись от него, потеряв к нему интерес, потому что решили поддержать в роли правителя России царевича Владислава. Лжедмитрий Второй с ополчением ушел в Калугу. Потом и вовсе он был убит в одной из разборок среди своих людей, вероятно убит татарским воином, мстившим за убитого своего родственника. Теперь наступил полный беспредел, казаки и разбойники уже никем не управлялись, что привело в 1611 году к ограблению монастыря. Монахи были убиты
Козы у руин церкви. Очень умиротворяют
Общительные, милые
Во второй половине 17 века Россия стала оправляться от последствий опричнины и Смутного времени. Снова стали понемногу богатеть села, а с ними и монастыри. Стал возрождаться и Антониев монастырь. Новгородская епархия помогала ему, руководила строительством каменных церквей и корпусов.
Большая была тут церковь, о чем напоминают эти руины. Жаль , что от нее так мало осталось - ведь это памятник эпохи Бориса Годунова. Разрушение церквей и стен вызвано далеко не только временем. Их разрушали при Сталине, в 1930-е годы, просто ломая, а также разбирая на кирпичи для других построек. Какая-то бессмысленная ненависть к древним строениям, памятникам нашей истории и культуры, овладела тогда народом.
Этим древним кирпичам 430 лет...
После революции началось очередное разорение монастыря. Сначала забрали все церковные ценности. Потом выгнали монахов, в монастыре устроили скотный двор. Постройки стали ломать и разбирать. Еще в 1936 году все церкви были целы. Руинами они стали в результате усилий советской власти. Священников массово арестовывали и расстреливали. Большинство были убиты в 1937-38 годы. Церкви все закрывались. Лишь немногие открыты были заново в 1943 году - это было связано с наступлением немцев, и тем, что они на оккупированных территориях церкви открывали. А быть хуже захватчиков - Советская власть не могла.
До чего же козы и козлы милые! Ласковые, как кошки! Теперь они тут живут, у стен древнего монастыря. Он передан Русской Православной церкви. Но это почти ничего не изменило в его судьбе.
Козы и овцы с любопытством разглядывали команду туристов из Петербурга
Но не только они. У храма вдруг появилась еще какая-то группа туристов. И они смотрели на нас. Я подошел, спросил, откуда они. Оказалсь, что из Московской области. Когда они узнали, что мы из Петербурга, стали спешно нас фотографировать, словно диво дивное. Ну а мы попрощались с монастырем, и отправились дальше. Нас ждала прогулка по городу Красному Холму, а потом - затерянная в глуши станция Дор.
Страница нашего туристического клуба: https://vk.com/club17791063
Этот исторический памятник представляет собой большую ценность. Именно то, что он сохранился в виде развалин, многое дает для исследователя архитектуры и культуры. Потому что такие развалины несут в себе больше информации, чем восстановленное и лакированное. Здесь можно увидеть древнюю кладку, а также строение помещений, их изначальную форму. И еще - погрузиться в атмосферу старины... Вот почему так хотелось попасть именно сюда. Но то, что позволило развалинам сохраниться - удаленность от крупных городов - было и препятствием, чтоб сюда добраться туристам. Тем не менее, как я уже писал в прошлой статье, рассказывая о городе Красном Холме, мне удалось придумать схему путешествия из Петербурга в Красный Холм и обратно. И вот мы стоим у стен монастыря, который находится примерно в часе ходьбы от станции...
Основан сей древний монастырь был в 1461 году, когда на Руси шло бурное распространение монастырей. Это было и религиозным движением подвижников, и одновременно - распространением влияния различных князей в соседние земли. Например, все ученики Сергея Радонежского строили монастыри в стратегически важных местах, где потом появлялись крепости и торговые центры, распространяющие влияние Москвы. Здесь же монастырь основал святой Антоний, пришедший из Кирилло-Белозерского монастыря, основанного учеником Сергия Радонежского. Так что есть некая связь
Этот жалкий ручей - река Могоча. Мы привыкли, что у нас на севере реки намного более мощные, а такие водоемы обычно даже не наносятся на карту. Но ниже по течению эта река уже становится больше - потому что вбирает в себя полноводные притоки, например Неледину, которая больше Могочи. А еще в древности все эти реки были в разы больше, так как вода не уходила на всякие колхозные поля, и было больше питающих реки болот.
Надвратная церковь Вознесеня Господня, построена в 1691 году.
Братский корпус над проездными воротами. Получается, что в стене тут было двое ворот - одни в церкви, другие в братском корпусе. Сам монастырь был весьма большим.
Официальная версия строительства монастыря такова: старец Антоний шел куда-то из Кирилло-Белозерского монастыря, но в пути тяжело заболел. Пришлось ему остановиться на берегах рек Могочи и Неледины, как раз где они соединяются. В этих землях он провел каке-то время, пока не выздоровел. В честь своего выздоровления он решил построить тут часовню, а также сделать себе келью. Так постепенно появился монастырь
В кадре видно кусочек забора. За ним участок, на нем какая-то старушка что-то копала в огороде. Видимо, присматривает за монастырем.
Это Никольский собор монастыря, он обшит досками, чтоб совсем не рухнуть, обшили его год назад. Так что нам уже не удалось увидеть его стены. Построен он в 1481 году.
Антоний быстро оброс почитателями, потому что вел праведную жизнь, вокруг его кельи появился монастырь. В 1481 году, когда строили собор, он умер. Братия стала просить новгородского архиепископа, чтоб тот дал одному из иноков по имени Герман сан игумена. Новгородский архиеписком произвел Германа в этот сан, так монастырь стал частью Новгородской епархии. В это время Новгород был уже захвачен вассалом Золотой Орды московским князем Иваном Третьим , что у нас в учебниках истории любят называть " воссоединением русских земель". Поэтому присоединение к новгородской епархии не вызывало напряжения со стороны Москвы, а вот лет за 10 до этого - еще неизвестно, как было бы то воспринято.
Церковь Вознесения весьма сильно разрушена. Но это понятно - масштабная кладка имеет возраст больше трех веков! И еще немало в ее разрушения внесли вклада советские власти. Так бы может была намного целее...
Дальше история монастыря весьма скучна - ему постоянно дарят разные местные князьки села, деревни, богатства... Важнейшая роль монастырей в те суровые времена - непрерывно молиться за души князей, а души эти были часто весьма беспокойными и грешными. Вот князья и одаривали щедро обители, чтоб монахи за них непрерывно молились. Это вроде бы должно избавить их души от попадания в ад.
Через эти ворота под церковью въезжали в монастырь. Церковь не только должна была как бы Божией силой очищать въезжающего. Но она еще и служила мощной крепостной башней, защищавшей вход.
Сбоку видны остатки крепостной стены, ограждавшей монастырь по периметру
Особенно монастырю повезло при сыне Ивана Третьего, Василие, отце Ивана Грозного. Тот дал монастырю грамоту, дававшую налоговые льготы, а также особые судебные права в своих владениях. По сути, монастырь был влиятельным феодалом, с богатым независимым хозяйством. (Здесь и далее я буду использовать сведения из книги Анатолия Головкина "Помнят стены монастыря")
Интересно отметить маршрут, каким ездили монахи из монастыря в Новгород, к церковному начальству. Вполне может посоперничать с нашими туристическими зигзагами. Ехали они на лошадях до Тихвина. Там садились на корабль, и начинали водный путь. Насколько я понимаю, плыли они по реке Тихвинке до Сяси, от Сяси до Ладоги, в Ладоге до устья Волхова, далее по Волхову вверх по течению, в Новгород.
Старинные окна. Как красиво их делали!
Комнатка на первом этаже
Захожу в ворота. Вообще, там с одной стороны надпись, что запрещено входить. Но я захожу с другой, где надписи нет. Так что - ничего не нарушаю.
Внутри церкви. Мощная и красивая постройка! И добротная!
На втором этаже, видимо, была дверь, и вела она на крепостную стену, которая не сохранилась. А жаль, потому что не каждый теперь догадается о том, что храмы и корпуса несли и оборонительную функцию. Все монастыри играли всегда и защитную роль.
Вид из ворот наружу, на долину реки Могочи
Вид внутрь монастыря
Иду осматривать братский корпус с проездными воротами
Построен он тоже в 1690-е годы, когда был последний взлет монастыря. Перед тем, как Петр Великий основательно прижал православную церковь, отняв у нее немало финансов.
В самих воротах какие-то дверцы вбок, наверно в кельи
Как хорошо строили, что из кладки до сих пор не выпал ни один кирпич!
Взгляд внутрь, где были кельи монахов
Красивое окошко
Дверь
К 1568 году монастырь имел 66 деревень с землями. А начиналось сто лет назад с простой кельи...
Земли здесь были густо населены - Тверское княжество еще недавно было одним из самых богатых и сильных на Руси. Кроме того, тогда здесь проходили разные торговые пути, процветали ремесла. Сейчас Тверская область далека от былого расцвета, хищная Москва пожирает все вокруг. Но пять веков назад здесь везде кипела жизнь.
Судя по всему, к 1550-м годам духовность из монастырей уже ушла, потому что Московский Собор рассылает грозные постановления и осуждения по монастырям, где в частности пишет, что люди ищут в монастырях не спасения души, а телесные удовольствия. Иноки держат у себя юношей и принимают девиц ( момент с юношами особенно интересен - у нас ведь так любят говорить по "гейропу", но увы - традиции то сии были как раз на Руси), монастыри безобразничают,развращаются, разоряют окрестные села.
Слева настоятельский корпус, справа братский. Они тоже из красного кирпича, но сверху покрыты серой штукатуркой, что их весьма изуродовало, сделав похожими на современные постройки
Состояние этих архитектурных памятников весьма плохое
Где штукатурка облезла, видно старинный кирпич
Внутри печально
Река Могоча. Тут она чуть шире - подпружена камнями
Мостки. Наверно, чтоб мыть белье.
В старые времена речка была раза в два-три больше. И вполне могла задержать врага при внезапном нападении
Единственная сохранившаяся башня монастыря. Построена в 1697 году. Это черта 17 века - пережив Смутное время, восстановившись после разорения, Россия стала активно строить каменные оборонительные сооружения в монастырях и городах, заменяя камнем земляные валы и деревянные частоколы
В башне видны бойницы, позволявшие стрелять сверху вниз, если враг бы подошел к ее стенам.
Соединение башни с братским корпусом.
Раньше тут было перекрытие второго этажа башни, а также шатер, сейчас видно небо
Здесь был второй ярус
Заложенная кирпичом дверь
Еще одна заложенная дверь. Вела на стену крепости, которой уже нет
Какие-то железные стержни в стене башни. Что-то на них закреплялось
Вид из башни на живописные луга
В 1560-е годы у царя Ивана Грозного наступило мощное помутнение разума, наступила опричнина. Его прислужники носились по русским землям, вырезая местное население,убивая женщин, детей. Города и села пустели. Эта беда затронула и Тверскую землю. Правда, монастыри эта беда поначалу не коснулась. Напротив, замаливая свои грехи, царь их щедро одаривал. Однако хозяйство в русских землях было подорвано, села пустели, везде бродили шайки разбойников. Надвигалось неизбежное Смутное Время.
Автор рассказывает своим друзьям про монастырь
Интересный факт - при Петре каменное строительство было почти полностью остановлено, Петр не разрешал строить из камня нигде и ничего, чтоб все каменщики направлялись на строительство его детища - Санкт-Петербурга. Пришлось новгородцам специально получать у него разрешение, чтоб достроить крепостную стену с башнями.
Михаил Богданов фотографирует Катю, меня и Артема
Река Неледина, которая впадает в Могочу.
Вот когда видишь слияние двух рек - а именно в таких местах строились почти все славянские крепости - то понимаешь, что Антоний тоже выбрал место для монастыря не случайно. Это потом уже были всякие объяснения про знамение Божие или еще что-то там, а изначально выбор объяснялся простыми соображениями - здесь легче защититься от врагов.
Наши туристы внутри башни
Вернемся же к годам Ивана Грозного. Царь этот обладал уникальной для убийц особенностью - время от времени он начинал каяться, переживать, что много наубивал людей, и поэтому составлял списки убитых им, за кого монахи должны помолиться. Такой список был и в Антониевом монастыре. В 1568 году опричники, разбираясь с одним неугодным царю боярином, убили 369 человек. Большинство из них - прислуга, крестьяне. Вообще, с головой у царя творилось что-то невообразимое. Убивали не только людей в селах, но еще по приказу царя - и домашнюю скотину. Животных собирали в центре села, и разрубали на кусочки. Вероятно, царь так услаждал свои садистские наклонности. Напомню, что недавно в Орле царю-выродку поставили памятник, и многие люди испытывают от этого факта странный восторг.
Итогом Опричнины стало то, что Тверская земля превратилась в полную пустыню. Большинство деревень просто исчезло. Затем наступило Смутное Время, когда поляки, казаки , татары, и прочий вооруженный люд грабили своих и чужих без разбору, и это добило немногие оставшиеся деревни. Все, что появилось после - это другая история, другое население. По сути, все деревни этого края возродились благодаря переселению карел в результате того же Смутного времени, когда карелы, ижора и водь уходили от пришедших на их земли шведов.
Ну а мы идем смотреть еще одну постройку - церковь Покрова Богородицы, построенную в 1590 году. К этому времени сумасшедший царь Иван Грозный уже помер, а правил один из лучших царей России - Борис Годунов, при котором началось некоторое возрождение страны из пепла.
К церкви примыкает чей-то участок с домом, тут лежит всякий хлам, бегают козы.
И овцы сидят, о чем-то размышляя
Одна из самых древних построек монастыря никак не охраняется государством
Интересно, что во время Опричнины монастырь лишь разбогател - видимо,достались ему села убитых бояр. В Смутное время еще подарил богатств пришедший из Польши править самозванец Лжедмитрий, а игумен монастыря тоже ему в ответ дарил какие-то святыни. Позже монастырь так же налаживал отношения с убившим Лжедмитрия Василием Шуйским. Далее появляется другой самозванец - Лжедмитрий Второй, которому присягнула половина России, не признавшая Шуйского. Монастырь оказался в подчинении Лжедмитрия Второго, и пошел присягать и ему. Не очень патриотичненько, в других монастырях старцы часто слали полякам всякие проклятия, включая и заточенного ими патриарха Гермогена
Но и правление Лжедмитрия Второго тоже кончилось. Сначала поляки отвернулись от него, потеряв к нему интерес, потому что решили поддержать в роли правителя России царевича Владислава. Лжедмитрий Второй с ополчением ушел в Калугу. Потом и вовсе он был убит в одной из разборок среди своих людей, вероятно убит татарским воином, мстившим за убитого своего родственника. Теперь наступил полный беспредел, казаки и разбойники уже никем не управлялись, что привело в 1611 году к ограблению монастыря. Монахи были убиты
Козы у руин церкви. Очень умиротворяют
Общительные, милые
Во второй половине 17 века Россия стала оправляться от последствий опричнины и Смутного времени. Снова стали понемногу богатеть села, а с ними и монастыри. Стал возрождаться и Антониев монастырь. Новгородская епархия помогала ему, руководила строительством каменных церквей и корпусов.
Большая была тут церковь, о чем напоминают эти руины. Жаль , что от нее так мало осталось - ведь это памятник эпохи Бориса Годунова. Разрушение церквей и стен вызвано далеко не только временем. Их разрушали при Сталине, в 1930-е годы, просто ломая, а также разбирая на кирпичи для других построек. Какая-то бессмысленная ненависть к древним строениям, памятникам нашей истории и культуры, овладела тогда народом.
Этим древним кирпичам 430 лет...
После революции началось очередное разорение монастыря. Сначала забрали все церковные ценности. Потом выгнали монахов, в монастыре устроили скотный двор. Постройки стали ломать и разбирать. Еще в 1936 году все церкви были целы. Руинами они стали в результате усилий советской власти. Священников массово арестовывали и расстреливали. Большинство были убиты в 1937-38 годы. Церкви все закрывались. Лишь немногие открыты были заново в 1943 году - это было связано с наступлением немцев, и тем, что они на оккупированных территориях церкви открывали. А быть хуже захватчиков - Советская власть не могла.
До чего же козы и козлы милые! Ласковые, как кошки! Теперь они тут живут, у стен древнего монастыря. Он передан Русской Православной церкви. Но это почти ничего не изменило в его судьбе.
Козы и овцы с любопытством разглядывали команду туристов из Петербурга
Но не только они. У храма вдруг появилась еще какая-то группа туристов. И они смотрели на нас. Я подошел, спросил, откуда они. Оказалсь, что из Московской области. Когда они узнали, что мы из Петербурга, стали спешно нас фотографировать, словно диво дивное. Ну а мы попрощались с монастырем, и отправились дальше. Нас ждала прогулка по городу Красному Холму, а потом - затерянная в глуши станция Дор.
Страница нашего туристического клуба: https://vk.com/club17791063
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]