Семь миллиардов мюнхгаузенов
---
Лакан считал, что психика человека состоит из трёх слоёв, трёх частей, трёх сфер – «реального», «воображаемого» и «символического».
Он представлял их как Кольца Борромео. То бишь, кольца, сцепленные так, что если вытащить любое из них, остальные два тоже разъединятся. Под такой конструкцией Лакан, понятное дело, имел в виду, что ни одну из сфер нельзя ИЗЪЯТЬ из бытия человека без фатальных последствий для психики.
Легко объяснить лакановскую схему на примере шахмат.
Сфера реального в случае с шахматами – это то, что игрокам иногда хочется есть, пить и пользоваться туалетом. Если они этого не будут делать, им станет нехорошо и в итоге они умрут от обезвоживания и истощения. Это область реального, так как организм любого человека неизбежно умрет от длительного голода вне зависимости от того, каковы психические представления человека о происходящем. Также реальное может ворваться в шахматную партию, если, например, в помещение, где проходит турнир, въедет грузовик и расплющит игроков, доску и фигуры в кашу. Каша тоже получится абсолютно вне зависимости от психических представлений игроков о происходящем.
Сфера символического – это шахматные правила. Каждая фигура ходит по своим особым законам. По своим особым законам фигуры едят или блокируют друг друга. Все игровые комбинации, все «взаимоотношения» фигур, все перспективы развития той или иной партии определены правилами. Какими бы талантливыми ни были шахматисты, они не могут вырваться из области правил. Даже самая гениальная и неожиданная комбинация формируется и реализуется в рамках шахматных законов.
И, наконец, сфера воображаемого – это названия фигур и их внешний вид. Это как бы надстройка над правилами, их художественное украшение. Украшение может быть каким угодно. Ничто не мешает назвать фигуру, которую мы привыкли называть «конь», например, фигурой «вентилятор» и изображать её не в виде лошади, а в виде кактуса. Это никак не повлияет на игру, ведь правила останутся теми же самыми.
Лакан обращает внимание на важнейшее обстоятельство: нам кажется, что мы живём в мире воображаемого, но на самом деле мы живём в мире символического.
Точно так же как шахматисту может казаться, что он живёт в мире пешек, ферзей, слонов и черно-белых клеток, но на самом деле он живёт в мире шахматных правил. Ведь все эти ферзи и слоны могут быть легко заменены на пуговицы и гайки, а квадратные клетки – на многоугольные или овальные. Только вот правила останутся прежними. Они - СТЕРЖЕНЬ и СУТЬ игры.
Что же в случае человека играет роль шахматных правил?
Конечно, язык; точнее, осмысленные языковые конструкции, ДИСКУРСЫ.
Нам кажется, что мы мыслим совершенно свободно, что наш полет воображения и наши интеллектуальные построения ничем не сдержаны и не имеют никаких рамок, что мы можем спроектировать себе любую жизнь, любые планы, любые модели поведения, но на самом деле все наши пути предопределены символическим, то есть языковыми конструкциями, – так же как всё, что может придумать шахматист, происходит строго в рамках правил.
Это напоминает теорию Юнга, которая говорит о том, что всеми нашими сознательными мыслями, действиями и представлениями управляют архетипы коллективного бессознательного.
Но у Юнга архетипы – это вечные пустые психические формы.
А какова конфигурация лакановских «языковых архетипов»?
Если суть человека по Лакану – это желание, а наше желание ориентировано на желания других, то становится понятно, что лакановское бессознательное состоит из языковых конструкций, выражающих чужие желания.
Подробнее - здесь: https://andeadd.livejournal.com/1606472.html
Иными словами, если по Юнгу, спустившись в глубины бессознательного, мы увидим архетипы Врага, Любовника, Трикстера, Мудреца и т.д., то в лакановском бессознательном мы встретим языковые конструкции, выражающие желания ваших родителей, друзей, коллег, дикторов новостей Первого канала, различных писателей и поэтов, медийных персон, фейсбучных френдов, защитников животных, патриотов, космополитов и т.п.
По Лакану, в вашем бессознательном сидят тысячи людей, которых вы знали, видели, читали, и вопят «Я желаю!» Один желает одно, другой – другое, третий – третье, тысячный – тысячное. И вы постоянно соскальзываете от одного чужого желания к другому, иногда гладко, приятно и с ускорением, а иногда – спотыкаясь и зависая между чужими желаниями как заглючивший компьютер.
Не очень приятная картинка, развеивающая иллюзию о самостоятельном мышлении человека - например, читателя этого текста. Но не будем забывать о том, что и ВАШИ желания включены в бессознательное сотен людей, которые вас знают.
Получается эдакая перекрёстная зависимость, и в этой схеме человек выступает не как самостоятельная личность, а как мозаика, состоящая из кусочков желаний других людей.
Как тут не вспомнить Пелевина, который писал о том, что человечество - это семь миллиардов баронов мюнхгаузенов, которые крест-накрест держат друг друга за яйца. Например, ни одному отдельному человеку айфон не нужен, но крест-накрест-яйцевая схема парадоксальным и удивительным образом делает его нужным сразу всем.
Сечёте?
Он представлял их как Кольца Борромео. То бишь, кольца, сцепленные так, что если вытащить любое из них, остальные два тоже разъединятся. Под такой конструкцией Лакан, понятное дело, имел в виду, что ни одну из сфер нельзя ИЗЪЯТЬ из бытия человека без фатальных последствий для психики.
Легко объяснить лакановскую схему на примере шахмат.
Сфера реального в случае с шахматами – это то, что игрокам иногда хочется есть, пить и пользоваться туалетом. Если они этого не будут делать, им станет нехорошо и в итоге они умрут от обезвоживания и истощения. Это область реального, так как организм любого человека неизбежно умрет от длительного голода вне зависимости от того, каковы психические представления человека о происходящем. Также реальное может ворваться в шахматную партию, если, например, в помещение, где проходит турнир, въедет грузовик и расплющит игроков, доску и фигуры в кашу. Каша тоже получится абсолютно вне зависимости от психических представлений игроков о происходящем.
Сфера символического – это шахматные правила. Каждая фигура ходит по своим особым законам. По своим особым законам фигуры едят или блокируют друг друга. Все игровые комбинации, все «взаимоотношения» фигур, все перспективы развития той или иной партии определены правилами. Какими бы талантливыми ни были шахматисты, они не могут вырваться из области правил. Даже самая гениальная и неожиданная комбинация формируется и реализуется в рамках шахматных законов.
И, наконец, сфера воображаемого – это названия фигур и их внешний вид. Это как бы надстройка над правилами, их художественное украшение. Украшение может быть каким угодно. Ничто не мешает назвать фигуру, которую мы привыкли называть «конь», например, фигурой «вентилятор» и изображать её не в виде лошади, а в виде кактуса. Это никак не повлияет на игру, ведь правила останутся теми же самыми.
Лакан обращает внимание на важнейшее обстоятельство: нам кажется, что мы живём в мире воображаемого, но на самом деле мы живём в мире символического.
Точно так же как шахматисту может казаться, что он живёт в мире пешек, ферзей, слонов и черно-белых клеток, но на самом деле он живёт в мире шахматных правил. Ведь все эти ферзи и слоны могут быть легко заменены на пуговицы и гайки, а квадратные клетки – на многоугольные или овальные. Только вот правила останутся прежними. Они - СТЕРЖЕНЬ и СУТЬ игры.
Что же в случае человека играет роль шахматных правил?
Конечно, язык; точнее, осмысленные языковые конструкции, ДИСКУРСЫ.
Нам кажется, что мы мыслим совершенно свободно, что наш полет воображения и наши интеллектуальные построения ничем не сдержаны и не имеют никаких рамок, что мы можем спроектировать себе любую жизнь, любые планы, любые модели поведения, но на самом деле все наши пути предопределены символическим, то есть языковыми конструкциями, – так же как всё, что может придумать шахматист, происходит строго в рамках правил.
Это напоминает теорию Юнга, которая говорит о том, что всеми нашими сознательными мыслями, действиями и представлениями управляют архетипы коллективного бессознательного.
Но у Юнга архетипы – это вечные пустые психические формы.
А какова конфигурация лакановских «языковых архетипов»?
Если суть человека по Лакану – это желание, а наше желание ориентировано на желания других, то становится понятно, что лакановское бессознательное состоит из языковых конструкций, выражающих чужие желания.
Подробнее - здесь: https://andeadd.livejournal.com/1606472.html
Иными словами, если по Юнгу, спустившись в глубины бессознательного, мы увидим архетипы Врага, Любовника, Трикстера, Мудреца и т.д., то в лакановском бессознательном мы встретим языковые конструкции, выражающие желания ваших родителей, друзей, коллег, дикторов новостей Первого канала, различных писателей и поэтов, медийных персон, фейсбучных френдов, защитников животных, патриотов, космополитов и т.п.
По Лакану, в вашем бессознательном сидят тысячи людей, которых вы знали, видели, читали, и вопят «Я желаю!» Один желает одно, другой – другое, третий – третье, тысячный – тысячное. И вы постоянно соскальзываете от одного чужого желания к другому, иногда гладко, приятно и с ускорением, а иногда – спотыкаясь и зависая между чужими желаниями как заглючивший компьютер.
Не очень приятная картинка, развеивающая иллюзию о самостоятельном мышлении человека - например, читателя этого текста. Но не будем забывать о том, что и ВАШИ желания включены в бессознательное сотен людей, которые вас знают.
Получается эдакая перекрёстная зависимость, и в этой схеме человек выступает не как самостоятельная личность, а как мозаика, состоящая из кусочков желаний других людей.
Как тут не вспомнить Пелевина, который писал о том, что человечество - это семь миллиардов баронов мюнхгаузенов, которые крест-накрест держат друг друга за яйца. Например, ни одному отдельному человеку айфон не нужен, но крест-накрест-яйцевая схема парадоксальным и удивительным образом делает его нужным сразу всем.
Сечёте?
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]