Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2
30.06.2019 650 0 0 vakin

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2

---
0
В закладки
Серия 1

Но самые яркие и динамичные орнаменты в соборе принадлежат кисти Михаила Врубеля.

В этот период он жил в Киеве и очень хотел создать для нового храма серию работ — даже подготовил эскизы картин «Богоматерь» и «Распятие». Но его далекие от византийских канонов трактовка и манера живописи не соответствовали требованиям, и строительный комитет эскизы не принял.

Хотя не исключено, что на ограничении работы Врубеля сказались личные отношения с Адрианом Праховым, ведь своих чувств к его жене Эмилии он не скрывал.

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет. Набросок

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Михаил Александрович Врубель. Голова женщины (Портрет Э. Праховой). Этюд к картине "Богоматерь с младенцем"

«Я должен был руководить созданием Владимирского собора. Дело это я отдал в руки В. Васнецова… С Врубелем мы тогда не нашли общего языка по исключительно личным причинам», — писал много лет спустя Прахов.

В итоге в храме Врубелю довелось поработать только над орнаментацией стен северного и южного нефов.

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Михаил Александрович Врубель. Эскиз орнамента к росписям во Владимирском соборе в Киеве

«Он рисовал пастелью проекты орнаментов колоссальных арок, много раз переделывая, создавал, творил, не заглядывая в так называемые материалы, как это делается сплошь и рядом, нет, все выливалось из-под рук на бумагу в натуральную величину. Написанные орнаменты проходил сам лично, изменяя тот или другой тон, отыскивая гармонию и доводя незатейливые мотивы до дивной композиции, исполненной музыкальности и фантастичности. Орнаменты Врубеля в соборе Святого Владимира — это шедевр композиции, пятна, рисунка и тона…» (из воспоминаний Л. Ковальского)

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Михаил Александрович Врубель. Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887, 31×43 см

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (первый эскиз к росписи во Владимирском соборе в Киеве). 1887, 43×59 см

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (второй вариант). Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве

Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (третий эскиз росписи Владимирского собора в Киеве). 1887, 45×62 см
Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный


Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (четвертый вариант). Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1887, 18×29.8 см

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в КиевеМихаил Александрович Врубель 1887, 31×43 см

Недалеко от алтаря он изобразил в голубо-золотых тонах орнамент в виде переплетенных крыльев херувимов, расписал арку гирляндами из свежих ландышей, золотых сосновых шишек, вплетенных в венок из полупрозрачных фантастических цветов. А возле картины «Воскресение Лазаря» Павла Сведомского декорировал пространство изображением воды и срезанных лилий.

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечой. Эскиз для неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. 887, 68×26 см

Многочисленные эскизы Врубеля к неосуществленным росписям собора хранятся в Национальном музее «Киевская картинная галерея».

Немало работ в храме выполнено польскими художниками Вильгельмом Котарбинским и Павлом Сведомским, имена которых в 80-х годах XIX века были хорошо известны европейским ценителям живописи. Высоко оценил их творчество и коллекционер Павел Третьяков, приобретавший работы живописцев.

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Вильгельм Александрович Котарбинский. Серафимы. Росписи малого купола Владимирского собора в Киеве. 1890-е

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Вильгельм Александрович Котарбинский. Моление о чаше. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1890-е

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Вильгельм Александрович Котарбинский. Сотворение мира. Шестой день творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1890-е

Хотя признание этим мастерам принесли в первую очередь работы на темы античной и римской истории, Адриан Прахов привлек их к оформлению собора как блестящих колористов и знатоков древнеримского быта. Эти знания очень пригодились в работе над евангельскими сюжетами. Вместе они создали росписи «Тайная вечеря», «Вход в Иерусалим», «Суд Пилата», «Распятие».

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Вильгельм Александрович Котарбинский. Суд Пилата. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1890-е

Единственный случай, когда для создания росписи в соборе привлекали натурщика: для образа Понтия Пилата (работа «Суд Пилата») Котарбинский и Сведомский пригласили позировать литератора, искусствоведа Владимира Дедлова (Кигна). Возможно, именно поэтому его образ здесь чуть ли не самый выразительный.

В воспоминаниях Васнецова и Нестерова, работавших над росписями во Владимирском соборе вместе с Котарбинским, польский художник предстает остроумным и обаятельным человеком. Васнецов называл Котарбинского «польский круль» или «Катарр», и много лет спустя он сделал одного из персонажей своей картины «Царевна Несмеяна» удивительно похожим на Котарбинского. Показывая на фигуру в красном камзоле на полотне, Васнецов говорил: «Это я нашего Катарра припомнил, как он важно, точно „круль польский“, усы свои закручивает и сам при этом посмеивается. Так вот и этот у меня: его очередь смешить царевну ещё не пришла, а он уже воображает себя победителем, как пан Заглоба у Сенкевича. Усы крутит — на своих соперников гордо поглядывает — совсем наш Катарр, когда разойдётся и о разделе Польши заговорит».

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Виктор Михайлович Васнецов. Царевна-Несмеяна. 1926, 262×190 см

Интересные факты:

— Братья Сведомские, Павел и Алесандр, познакомились с Котарбинским в Риме. Тогда молодой художник голодал, заболел тифом — Сведомские буквально спасли его, а позже, в 1887 году, пригласили в Киев. Из 30 лет в этом городе мастер 8 лет провел, выполняя работы для оформления Владимирского собора.

— Работы Котарбинского там не подписаны: он был католиком, а в соборе официально могли работать только православные. И в контракте (общем с Павлом Сведомским) был пункт, оговаривающий этот момент.

— Второй контракт Котарбинского на работы в соборе имеет печальную подоплеку. Андрей, сын мецената и коллекционера Саввы Мамонтова, пошел по художественной части и, с детства обожая творчество Васнецова, хотел поработать вместе с ним. Отец дружил с Праховым — дело было устроено. Андрей должен был создать восемь композиций на хорах, изобразить фигуры и лики святых… Увы — он успел сделать лишь эскизы орнаментов. Андрея не стало из-за болезни почек, и работу по просьбе отца поручили Котарбинскому.

— Художник Виктор Замирайло, упомянутый выше ученик рисовальной школы Николая Мурашко, в своих воспоминаниях раскрыл любопытные сведения. Вроде бы Сведомский негласно поручил часть предписанных ему работ Котарбинскому. А тот, в свою очередь, участок, начатый коллегой, перепоручил Врубелю. Но увы: все равно работу пришлось сделать самому. Очень уж отличалась «врубелевская» роспись!

— Из общей суммы в 400 тыс. рублей, потраченной на внутреннюю отделку Владимирского собора, 30 тыс. было выплачено Котарбинскому. В среднем это составляет по 300 рублей за 94 месяца (хлеб тогда стоил 3−7 копеек).

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Павел Александрович Сведомский. Сотворение мира. Первый день творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1890-е

Кисти Павла Сведомского принадлежат росписи в южном нефе «Воскресение Лазаря» и «Моление о чаше» в северном нефе. Кроме этих работ, Сведомский выполнил такие монументальные росписи, как «Святой дух над водами», три медальона «Творения мира» (понедельник, вторник, среда), «Вознесение» и «Хор ангелов». А Котарбинский — полотна «Преображение Господне», «Воскресение Господне», 3 медальона-плафона «Сотворение мира» (четверг, пятница, суббота) и многочисленные портреты святых.

Общее число работ, созданных Котарбинским и Сведомским, — 18 картин и 84 изображения святых.

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Вильгельм Александрович Котарбинский. Серафим. Росписи Владимирского собора 1890-е (источник изображения - мой пост )

20 августа (по ст.ст.) 1896 года в присутствии Николая II и его семьи клирамитрополит киевский Иоанникий освятил храм.
Михаил Нестеров писал в воспоминаниях: «Меня с Васнецовым и Котарбинским замяли куда то к стене, и мы простояли бы (герои то дня!) в блаженной тишине всю службу, если бы кто-то (помнится, какая то дама) случайно не увидела, что некий исполнительный и рачительный не в меру пристав теснил нас ещё дальше. Мы почему-то мозолили ему глаза. И вот в этот самый момент сердобольная душа увидела это, возмутилась, пошла вперёд, сказала генерал-губернатору, графу Игнатьеву и Константину Петровичу Победоносцеву, сказала им, что тех, „кто создал собор, кто должен быть впереди всех“ Васнецова, Нестерова и Котарбинского какой то пристав… и т. д. Немедленно после этого последовало приглашение нам пройти вперёд, и мы — все художники — получили место сейчас же за царём и великими князьями».

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Вильгельм Александрович Котарбинский. Бог-Творец. Дни творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. 1890-е

«…Портится „Богоматерь“ Васнецова. Половина Котарбинского и столько же Сведомского облупилась, краски висят клочьями. Нестеров сохранился, но очень (как и всё) загрязнён. Народу нет, денег „нема“, ремонта делать не на что». Звучит… свежо. Между тем это цитата из письма Нестерова 1928 года. «Виноваты» в этом отчасти краски: материалы художники покупали за свой счет. Возможно, из экономии брали не самые дорогие и качественные.

Как Владимирский собор в Киеве расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. Серия 2 собора, Александрович, Владимирского, Киеве, росписи, Михаил, Врубель, соборе, Котарбинский, 1890е, Вильгельм, Эскиз, Котарбинского, работ, работы, Фрагмент, Котарбинским, Врубеля, Васнецова, Надгробный

Патриарший Свято-Владимирский кафедральный собор в Киеве (источник фото)

В 1929 году собор был закрыт и превращен в Музей антирелигиозной пропаганды. В 1944-м он стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. В 1995-м в Свято-Владимирском храме прошел Собор Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).

В 2019 году собору исполнится 123 года. Менялись власть и политические режимы, а храм второе столетие восхищает красотой убранства и изяществом оформления, напоминая о вечном и о тех, кто трудился над его созданием.

Автор Ольга Янковая
Источник - Артхив
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]