Советский алтарь
---
Советская наглядная агитация давно уже превратилась в нечто самоценное, со своими законами, правилами. С периодами развития, направлениями, школами, специализациями, шаблонами. Огромное количество художников сделало себе карьеру на Ленине, да так и состарились не изменив своей теме-кормилице.
Т.е., сам этот феномен - советский агитпроп, заслуживает того, что бы ещё вернуться к нему не раз... Сейчас так, вскользь. Есть в Харькове замечательный Дворец труда. На самом деле интересный, конструктивизм в своём лучшем проявлении.
Но, в 30-е годы красота архитектуры уже мало кого интересовала. И Дворец получил декоративное оформление ликами вождей. Иконостас, алтарь)) Очень интересен принцам расположения ликов по ранжиру. И не дай Бог кому было в этом деле допустить ошибку!
И что бы отслеживать насколько лики вождей соответствуют каноническим образам, создавались целые подразделения в идеологических отделах на всех уровнях.
Вот интересные фрагменты замечаний идеологического отдела Ленгорлита )
Из циркуляров Лениградского горлита :
"Газета "Северо-Западный водник"... дважды в течение одного месяца (января 1937 г.) пыталась принизить и очернить образ Сталина: первый раз поместив под знаменем мертвую голову Сталина... второй случай удалось предотворатить в последний момент: лицо затемнено, плечи в разных планах, правое неверно. Предложено переделать".
"Портрет Ворошилова - неправильная расстановка глаз. Запретить".
"Портрет т. Ворошилова - искривление губ, в силу чего дано трагическое выражение лица".
"Портрет т. Тимошенко - уменьшить тень на лице слева. 2. На портрете т. Ворошилова стушевать засветленную часть правого виска. 3. На портрете т. Буденного дать чище правую петлицу, наложить на петлицу знак Серпа. 4. Портрет т. Молотова - осветить подбородок слева. По устранении указанных дефектов, Главлит не возражает против издания данных портретов".
"Пяди волос у тов. Димитрова так переплелись, что получается впечатление подрисованной свастики. Снимок появился в ряде газет. Главлит категорически запрещает дальнейшее печатание указанного снимка."
"На портрете т. Сталина пуговица френча пришита крестообразно и имеет большое сходство с фашистской свастикой".
"Газета "Крестьянская правда, № 17, 1937 г. На клише, на котором изображен В.И.Ленин среди красногвардецев, увешанных ручными гранатами и пулеметными лентами, была дана подпись, искажающая действительное положение вещей: "В.И.Ленин отправляет агитаторов в деревню".
"Запретить обложку книги "Стахановцы города", т.к. на ней изображен Смольный в облаках, что создает впечатление поджога. Обложка переделывается."
"Задержаны на последующем контроле сатирические рисунки для журнала "Под знаменем Советов". Мотивы задержания: искажение советской действительности и образов колхозников. Например, один из рисунков показывает недостаток жилья в колхозе. Колхозники изображены сидящими в дупле дерева, выражение лиц колхозников идиотское. Остальные рисунки в том же духе".
"Портрет т. Калинина закрашен с задней стороны крестообразным предметом, при просвечивании получается крест на портрете. Обнаружен такой же крест на портрете Жданова... отвратительно выполнено панно на Кировском заводе: вместо рабочей массы изображается сбор уголовных персонажей".
"Наклейка литографического портрета т. Сталина на паспорту черного цвета производит впечатление траура. Портрет изъят".
"Весьма неудовлетворительны плакаты и портреты на двух значках ГТО и на значке Ворошиловского стрелка. На значке ГТО физиономия физкультурника похожа на голову жабы: вытянутая челюсть и нос наравне, и тонкий прорез глаз. Мною
эти фигуры предложено на демонстрацию в таком виде не пустить".
"Плакат "Ночная панель" подвергнут жестокой и справедливой критике, указано, что плакат вызывает представление, что проституция в СССР приобрела характер широкого и распространенного явления, что, конечно, неверно, особенно для настоящего этапа".
"В иллюстрациях к повести Григория Белых "Дом веселых нищих" извращенно подан приезд Ленина в Ленинград (так и написано!) в 1917 г. Картина изображает не пафос массовой встречи вождей, а скорей похожа на их арест".
Т.е., сам этот феномен - советский агитпроп, заслуживает того, что бы ещё вернуться к нему не раз... Сейчас так, вскользь. Есть в Харькове замечательный Дворец труда. На самом деле интересный, конструктивизм в своём лучшем проявлении.
Но, в 30-е годы красота архитектуры уже мало кого интересовала. И Дворец получил декоративное оформление ликами вождей. Иконостас, алтарь)) Очень интересен принцам расположения ликов по ранжиру. И не дай Бог кому было в этом деле допустить ошибку!
И что бы отслеживать насколько лики вождей соответствуют каноническим образам, создавались целые подразделения в идеологических отделах на всех уровнях.
Вот интересные фрагменты замечаний идеологического отдела Ленгорлита )
Из циркуляров Лениградского горлита :
"Газета "Северо-Западный водник"... дважды в течение одного месяца (января 1937 г.) пыталась принизить и очернить образ Сталина: первый раз поместив под знаменем мертвую голову Сталина... второй случай удалось предотворатить в последний момент: лицо затемнено, плечи в разных планах, правое неверно. Предложено переделать".
"Портрет Ворошилова - неправильная расстановка глаз. Запретить".
"Портрет т. Ворошилова - искривление губ, в силу чего дано трагическое выражение лица".
"Портрет т. Тимошенко - уменьшить тень на лице слева. 2. На портрете т. Ворошилова стушевать засветленную часть правого виска. 3. На портрете т. Буденного дать чище правую петлицу, наложить на петлицу знак Серпа. 4. Портрет т. Молотова - осветить подбородок слева. По устранении указанных дефектов, Главлит не возражает против издания данных портретов".
"Пяди волос у тов. Димитрова так переплелись, что получается впечатление подрисованной свастики. Снимок появился в ряде газет. Главлит категорически запрещает дальнейшее печатание указанного снимка."
"На портрете т. Сталина пуговица френча пришита крестообразно и имеет большое сходство с фашистской свастикой".
"Газета "Крестьянская правда, № 17, 1937 г. На клише, на котором изображен В.И.Ленин среди красногвардецев, увешанных ручными гранатами и пулеметными лентами, была дана подпись, искажающая действительное положение вещей: "В.И.Ленин отправляет агитаторов в деревню".
"Запретить обложку книги "Стахановцы города", т.к. на ней изображен Смольный в облаках, что создает впечатление поджога. Обложка переделывается."
"Задержаны на последующем контроле сатирические рисунки для журнала "Под знаменем Советов". Мотивы задержания: искажение советской действительности и образов колхозников. Например, один из рисунков показывает недостаток жилья в колхозе. Колхозники изображены сидящими в дупле дерева, выражение лиц колхозников идиотское. Остальные рисунки в том же духе".
"Портрет т. Калинина закрашен с задней стороны крестообразным предметом, при просвечивании получается крест на портрете. Обнаружен такой же крест на портрете Жданова... отвратительно выполнено панно на Кировском заводе: вместо рабочей массы изображается сбор уголовных персонажей".
"Наклейка литографического портрета т. Сталина на паспорту черного цвета производит впечатление траура. Портрет изъят".
"Весьма неудовлетворительны плакаты и портреты на двух значках ГТО и на значке Ворошиловского стрелка. На значке ГТО физиономия физкультурника похожа на голову жабы: вытянутая челюсть и нос наравне, и тонкий прорез глаз. Мною
эти фигуры предложено на демонстрацию в таком виде не пустить".
"Плакат "Ночная панель" подвергнут жестокой и справедливой критике, указано, что плакат вызывает представление, что проституция в СССР приобрела характер широкого и распространенного явления, что, конечно, неверно, особенно для настоящего этапа".
"В иллюстрациях к повести Григория Белых "Дом веселых нищих" извращенно подан приезд Ленина в Ленинград (так и написано!) в 1917 г. Картина изображает не пафос массовой встречи вождей, а скорей похожа на их арест".
Взято: skif-tag.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]