Петербург. Доходный дом М. А. Долгополова
---
Оригинал записи здесь: https://babs71.livejournal.com/1164284.html
На 8-й линии Васильевского острова, на участке под номером 31 стоит большой шестиэтажный доходный дом - бывший доходный дом М. А. Долгополова. Стены его украшают сразу две мемориальные доски. Хоть они и висят порознь, обе они связаны с одной и той же семьей, обитавшей в этом доме (более того, при наличии желания на дом можно.было бы навесить еще несколько таких досок, причем также связанных с этой семьей)
Дом этот построил в 1910-1911 годах архитектор В. И. Ван-дер-Гюхт.
А в 1914-м году, в квартире №5 на 5-м этаже здесь поселилась Мария Николаевна Дармолатова, вдова члена правления Азовско-Донского банка.
Вместе с матерью здесь жили и четыре дочери - Анна, Сарра, Вера и Надежда.
Старшая из них, Анна, в 1914-м году выходит замуж за известного режиссера и драматурга Сергея Эрнестовича Радлова. Впоследствии она также станет известной поэтессой, будет переводить Шекспира, а в созданном Радловым "Молодом театре" (позднее его переименовали в Театр-студию под руководством С. Э. Радлова и Театр имени Ленинградского совета) она была завлитом. К сожалению, в 1942-м году коллектив театра эвакуировали из блокадного Ленинграда в Пятигорск, который вскоре оказался в оккупации. А когда коллективу театра удалось вернуться в СССР, и Сергей и Анна Радловы были репрессированы за сотрудничество с нацистами. Сергей Радлов смог дожить до реабилитации, а Анна Радлова скончалась в 1949-м году в лагере.
Вторая дочь, Сарра, также вышла замуж за выдающегося деятеля русской культуры. Им стал замечательный художник, создатель советской школы книжной графики Владимир Васильевич Лебедев. Сама Сарра Лебедева также занималась изобразительным искусством, она стала известным скульптором, автором многочисленных скульптурных портретов современников (Вячеслава Иванова, Феликса Дзержинского, Абрама Эфроса, Валерия Чкалова, Соломона Михоэлса, Веры Мухиной, Александра Твардовского, Владимира Татлина). Также именно она стала автором надгробия Бориса Пастернака на кладбище в Переделкино.
Вера Дармолатова покончила с собой в 1919-м году, а ее сестра-близнец Надежда вышла замуж за Евгения Эмильевича Мандельштама, брата великого поэта. Хотя сама Надежда умерла при родах в 1922-м году, Евгений Мандельштам продолжал жить в этом доме. В 1930-м году у него останавливался Осип Эмильевич Мандельштам во время своего пребывания в Ленинграде. Именно здесь он пишет одно из самых трагических и страшных стихотворений, посвященных городу на Неве:
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Когда после революции начались "уплотнения" в квартирах доходных домов, на первых порах у обитателей квартир был определенный выбо - они могли "самоуплотниться", подселив к себе не чужих людей, а родственников или знакомых. Так в этой квартире появилась подруга Надежды по Бестужевским курсам Елена Баратынская. Она поселилась здесь со своим мужем Питиримом Александровичем Сорокиным, одним из основателей современной социологии. Здесь они жили до 1922-го года, когда их выслали из СССР на "философском пароходе".
P. S. 29 июня, в субботу, состоится экскурсия "По Петроградской стороне".
Петроградская сторона вплоть до конца 19-го столетия была окраиной города. И только в начале прошлого века ее начали активно застраивать. Поэтому здесь находятся многочисленные памятники архитектуры Серебряного века. Здания в стилях модерна и неоклассики дополняются памятниками советской конструктивистской и постконструктивистской архитектуры 20-30х годов. Здесь творили ведущие архитекторы эпохи: А. Бубырь, Н. Васильев, А. Белогруд, Л. Бенуа, Ю. Бенуа, Н. Лансере, В. Щуко, Ф. Лидваль, Е. Левинсон, И. Фомин, В. Мунц, Д. Бурышкин, И. Явейн.
Также в ходе экскурсии мы посетим уникальное фортификационное сооружение, бункер штаба КБФ и осмотрим его изнутри.
Узнать подробности и записаться: https://babs71.livejournal.com/1155144.html
На 8-й линии Васильевского острова, на участке под номером 31 стоит большой шестиэтажный доходный дом - бывший доходный дом М. А. Долгополова. Стены его украшают сразу две мемориальные доски. Хоть они и висят порознь, обе они связаны с одной и той же семьей, обитавшей в этом доме (более того, при наличии желания на дом можно.было бы навесить еще несколько таких досок, причем также связанных с этой семьей)
Дом этот построил в 1910-1911 годах архитектор В. И. Ван-дер-Гюхт.
А в 1914-м году, в квартире №5 на 5-м этаже здесь поселилась Мария Николаевна Дармолатова, вдова члена правления Азовско-Донского банка.
Вместе с матерью здесь жили и четыре дочери - Анна, Сарра, Вера и Надежда.
Старшая из них, Анна, в 1914-м году выходит замуж за известного режиссера и драматурга Сергея Эрнестовича Радлова. Впоследствии она также станет известной поэтессой, будет переводить Шекспира, а в созданном Радловым "Молодом театре" (позднее его переименовали в Театр-студию под руководством С. Э. Радлова и Театр имени Ленинградского совета) она была завлитом. К сожалению, в 1942-м году коллектив театра эвакуировали из блокадного Ленинграда в Пятигорск, который вскоре оказался в оккупации. А когда коллективу театра удалось вернуться в СССР, и Сергей и Анна Радловы были репрессированы за сотрудничество с нацистами. Сергей Радлов смог дожить до реабилитации, а Анна Радлова скончалась в 1949-м году в лагере.
Вторая дочь, Сарра, также вышла замуж за выдающегося деятеля русской культуры. Им стал замечательный художник, создатель советской школы книжной графики Владимир Васильевич Лебедев. Сама Сарра Лебедева также занималась изобразительным искусством, она стала известным скульптором, автором многочисленных скульптурных портретов современников (Вячеслава Иванова, Феликса Дзержинского, Абрама Эфроса, Валерия Чкалова, Соломона Михоэлса, Веры Мухиной, Александра Твардовского, Владимира Татлина). Также именно она стала автором надгробия Бориса Пастернака на кладбище в Переделкино.
Вера Дармолатова покончила с собой в 1919-м году, а ее сестра-близнец Надежда вышла замуж за Евгения Эмильевича Мандельштама, брата великого поэта. Хотя сама Надежда умерла при родах в 1922-м году, Евгений Мандельштам продолжал жить в этом доме. В 1930-м году у него останавливался Осип Эмильевич Мандельштам во время своего пребывания в Ленинграде. Именно здесь он пишет одно из самых трагических и страшных стихотворений, посвященных городу на Неве:
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Когда после революции начались "уплотнения" в квартирах доходных домов, на первых порах у обитателей квартир был определенный выбо - они могли "самоуплотниться", подселив к себе не чужих людей, а родственников или знакомых. Так в этой квартире появилась подруга Надежды по Бестужевским курсам Елена Баратынская. Она поселилась здесь со своим мужем Питиримом Александровичем Сорокиным, одним из основателей современной социологии. Здесь они жили до 1922-го года, когда их выслали из СССР на "философском пароходе".
P. S. 29 июня, в субботу, состоится экскурсия "По Петроградской стороне".
Петроградская сторона вплоть до конца 19-го столетия была окраиной города. И только в начале прошлого века ее начали активно застраивать. Поэтому здесь находятся многочисленные памятники архитектуры Серебряного века. Здания в стилях модерна и неоклассики дополняются памятниками советской конструктивистской и постконструктивистской архитектуры 20-30х годов. Здесь творили ведущие архитекторы эпохи: А. Бубырь, Н. Васильев, А. Белогруд, Л. Бенуа, Ю. Бенуа, Н. Лансере, В. Щуко, Ф. Лидваль, Е. Левинсон, И. Фомин, В. Мунц, Д. Бурышкин, И. Явейн.
Также в ходе экскурсии мы посетим уникальное фортификационное сооружение, бункер штаба КБФ и осмотрим его изнутри.
Узнать подробности и записаться: https://babs71.livejournal.com/1155144.html
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]