Берия, Пиросмани и другие обитатели мавританского особняка
---
Любишь? Так докажи не словом, а делом. Не втюрился бы богатый купец Калантаров в оперную диву - не возник бы в районе Сололаки один из самых красивых домов Тбилиси, в котором частыми гостями значились серый кардинал Кремля, Лаврентий Павлович Берия, а также самый известный грузинский художник, Нико Пиросмани.
Говорят, сейчас девицы меркантильные пошли - айфон им последний подавай, свози не в пансионат Краснодарского края, а в Дубай минимум, тогда, может, и станут рассматривать серьёзно твою кандидатуру в качестве претендента на тело, душу и место спутника жизни, от которого не постыдно и ребёночка будет зачать, взращивая и воспитывая чадо в сытости и достатке. В поисках особенного мамзели тоже заходят в тупик: особенных, читай - чудиков со скелетами в шкафу, полно, а вот "нормальный мужик" не попадается, а если возникает на радаре кандидат, так рыцарского поступка от него не дождёшься.
К чему предыдущий абзац в повествовании о парадной? Неужель и столетие назад подобные порядки имели место быть, когда о солнечном Дубаи и фильтрах в айфоне ещё не помышляли? А представьте, что да, пусть и реалии несколько иные. Михаил Калантаров, владелец одной из линий тифлисской конки, а стало быть, человек с достатком и, да простит он меня за фривольное выражение, "бабий магнит", воспылал чувствами к оперной певице. Та на ухаживания откликалась довольно скупо, да и у деятелей искусства с количеством поклонников и ухажёров никогда ни в какие времена проблем не существовало. И решила дама проверить купца, что настойчиво звал под венец. Построй, говорит, нам дом, чтобы не уступал по красоте и величию театру, где я выступаю, а там подумаю. Мужик сказал - мужик сделал.
2.
А раз уж оперный театр на проспекте Руставели являет собой шедевр псевдомавританского стиля, то задачка Калантарову предстала непростая. "Угодишь певице, я тебе озолочу", - молвил купец талантливому архитектору Лазарю Саркисяну, и тот не подкачал; и в 1908м году на пересечении улиц Мачабели и Асатиани возник шикарный особняк, находящийся сегодня после реставрации в весьма приличном состоянии по сравнению с ближайшими соседями по району. Певица немного поломалась, как водится, но не устояла, и впоследствии родила Калантарову аж 6 детей. В честь каждого во внутреннем дворике сажали кипарис, говорят, они и сейчас там - во дворик проникнуть не удалось, а вот посмотреть парадную, куда часто водят экскурсии, оказалось проще простого - благодаря расположившемуся на первом этаже арт-клубу "Пиросмани" двери открыты для всех желающих.
3.
И вместо того, чтоб в режиме "что вижу - о том и пою" расписывать мавританские орнаменты парадной особняка, ковку лестничной балюстрады, мозаики и прочий декор, поговорим немного о Пиросмани, ведь репродукции его картин Вы увидете в любом сувенирном магазине Тбилиси в самых разных видах - плакаты, открытки, на футболках и т.д. Нико Пиросмани - великий грузинский художник, умерший в нищете и словно следовавший принципу "чтобы писать полотна, я должен быть голодным", имел непосредственное отношение к семье Калантаровых. Доподлинно неизвестно, жил ли он в тифлисский период своей жизни в особняке, но захаживал в гости практически стопроцентно, ведь Калантаровым художник многим в своей жизни был обязан.
4.
Нико происходил родом из достаточно бедной семьи и родился в селе Мирзаани в Кахетии в 1862м году. Рано осиротел, и светила ему дальнейшая бедность и судьба пастуха, если бы не зажиточная армянская семья, у которой работали его родители. Калантаровы, а точнее Калантарян. Армяне и больше столетия назад умели зарабатывать деньги в другой стране. Сегодня у них ресторанный бизнес, они правят юмористической частью канала ТНТ, гребут миллионы с концертов Бузовой и других поп-звёзд и селебрити, являясь их арт-директорами, а в 19-20м веках армяне зарабатывали на промышленности и сельском хозяйстве. Так или иначе, мать будущего гения живописи попросила перед смертью присмотреть за Нико и не дать ему пропасть.
5.
Калантаровы перебрались в Тифлис и мальчика забрали с собой, дали ему образование, хоть и работал он у них в доме прислугой. Внимательный читатель уже смекнул по разнице дат, что трудился Пиросмани у Калантаровых задолго до строительства мавританского особняка, а значит, жить в нём он вряд ли мог. Лишь заходил из благодарности и по дружбе к сыну своих покровителей, Михаилу Калантарову.
6.
Обсуждать мотивы творчества Пиросмани и его непростую жизнь, которую он закончил в нищете в каморке под лестницей - тема совсем другой заметки и, наверное, не в этом блоге. А что Калантаровы? Про их прибыльный бизнес по управлению конкой и про шестерых детей информацию без поднятия пыльных тбилисских архивов выудить из всемирной паутины не удалось, да и не столь важны подобные детали. Ведь в 1921м году и до Тбилиси добрались большевики, а Калантаровы смотали удочки и уехали за границу или в тот же год или загодя. Особняк превратился, как и многие доходные дома в округе - в жильё для рабочего класса с крошечными коммунальными квартирами.
7.
Лаврентий Павлович Берия тоже не числился среди постоянных жильцов дома Калантарова, однако, на порог вступал регулярно - здесь проживала его племянница, к ней он захаживал в гости, тогда как сам в грузинский период своей карьеры в структурах власти СССР проживал в Тифлисе совсем по другому адресу. А экскурсоводы ради красного словца любят упомянуть фамилию серого кардинала, дабы добавить объёма своему повествованию об одном из самых красивых домов города.
8.
9.
Больше историй могут поведать старожилы, если Вам удастся выцепить кого-нибудь на разговор. В арт-клубе "Пиросмани" со мной говорили по-английски и совсем на другие темы.
10.
Часть интерьеров квартир исчезла за советские годы, часть пытались вынести во время проходившей несколько лет назад реставрации. То изразцы с камина ночью сбили, то зеркало в холле безуспешно пытались оторвать, оставив на нём трещину, то вынесли старинную ванну. Тем не менее хотя бы холл, лепные мавританские орнаменты под потолком, лестничный фонарь и ковка находятся в прекрасном состоянии и заслуженно привлекают ценителей архитектурного наследия.
11.
12.
Я долго не мог понять - это фотоаппарат начудил с перспективой или потолок наклонный. Сравнил линии на других фотографиях в сети - та же история. А визуально не кажется, когда заходишь в парадную, что потолок наклонён на несколько градусов. Загадка для архитекторов.
13.
14.
Дом, интересный не только своим архитектурным обликом, а главным образом, историями, его окутывающими. Не пропустите, прогуливаясь по Тбилиси. Keep it locked!
Другие посты о Грузии:
Парадные старого Тифлиса
Стрит-арт Тбилиси
Грузинский Стоунхендж
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Говорят, сейчас девицы меркантильные пошли - айфон им последний подавай, свози не в пансионат Краснодарского края, а в Дубай минимум, тогда, может, и станут рассматривать серьёзно твою кандидатуру в качестве претендента на тело, душу и место спутника жизни, от которого не постыдно и ребёночка будет зачать, взращивая и воспитывая чадо в сытости и достатке. В поисках особенного мамзели тоже заходят в тупик: особенных, читай - чудиков со скелетами в шкафу, полно, а вот "нормальный мужик" не попадается, а если возникает на радаре кандидат, так рыцарского поступка от него не дождёшься.
К чему предыдущий абзац в повествовании о парадной? Неужель и столетие назад подобные порядки имели место быть, когда о солнечном Дубаи и фильтрах в айфоне ещё не помышляли? А представьте, что да, пусть и реалии несколько иные. Михаил Калантаров, владелец одной из линий тифлисской конки, а стало быть, человек с достатком и, да простит он меня за фривольное выражение, "бабий магнит", воспылал чувствами к оперной певице. Та на ухаживания откликалась довольно скупо, да и у деятелей искусства с количеством поклонников и ухажёров никогда ни в какие времена проблем не существовало. И решила дама проверить купца, что настойчиво звал под венец. Построй, говорит, нам дом, чтобы не уступал по красоте и величию театру, где я выступаю, а там подумаю. Мужик сказал - мужик сделал.
2.
А раз уж оперный театр на проспекте Руставели являет собой шедевр псевдомавританского стиля, то задачка Калантарову предстала непростая. "Угодишь певице, я тебе озолочу", - молвил купец талантливому архитектору Лазарю Саркисяну, и тот не подкачал; и в 1908м году на пересечении улиц Мачабели и Асатиани возник шикарный особняк, находящийся сегодня после реставрации в весьма приличном состоянии по сравнению с ближайшими соседями по району. Певица немного поломалась, как водится, но не устояла, и впоследствии родила Калантарову аж 6 детей. В честь каждого во внутреннем дворике сажали кипарис, говорят, они и сейчас там - во дворик проникнуть не удалось, а вот посмотреть парадную, куда часто водят экскурсии, оказалось проще простого - благодаря расположившемуся на первом этаже арт-клубу "Пиросмани" двери открыты для всех желающих.
3.
И вместо того, чтоб в режиме "что вижу - о том и пою" расписывать мавританские орнаменты парадной особняка, ковку лестничной балюстрады, мозаики и прочий декор, поговорим немного о Пиросмани, ведь репродукции его картин Вы увидете в любом сувенирном магазине Тбилиси в самых разных видах - плакаты, открытки, на футболках и т.д. Нико Пиросмани - великий грузинский художник, умерший в нищете и словно следовавший принципу "чтобы писать полотна, я должен быть голодным", имел непосредственное отношение к семье Калантаровых. Доподлинно неизвестно, жил ли он в тифлисский период своей жизни в особняке, но захаживал в гости практически стопроцентно, ведь Калантаровым художник многим в своей жизни был обязан.
4.
Нико происходил родом из достаточно бедной семьи и родился в селе Мирзаани в Кахетии в 1862м году. Рано осиротел, и светила ему дальнейшая бедность и судьба пастуха, если бы не зажиточная армянская семья, у которой работали его родители. Калантаровы, а точнее Калантарян. Армяне и больше столетия назад умели зарабатывать деньги в другой стране. Сегодня у них ресторанный бизнес, они правят юмористической частью канала ТНТ, гребут миллионы с концертов Бузовой и других поп-звёзд и селебрити, являясь их арт-директорами, а в 19-20м веках армяне зарабатывали на промышленности и сельском хозяйстве. Так или иначе, мать будущего гения живописи попросила перед смертью присмотреть за Нико и не дать ему пропасть.
5.
Калантаровы перебрались в Тифлис и мальчика забрали с собой, дали ему образование, хоть и работал он у них в доме прислугой. Внимательный читатель уже смекнул по разнице дат, что трудился Пиросмани у Калантаровых задолго до строительства мавританского особняка, а значит, жить в нём он вряд ли мог. Лишь заходил из благодарности и по дружбе к сыну своих покровителей, Михаилу Калантарову.
6.
Обсуждать мотивы творчества Пиросмани и его непростую жизнь, которую он закончил в нищете в каморке под лестницей - тема совсем другой заметки и, наверное, не в этом блоге. А что Калантаровы? Про их прибыльный бизнес по управлению конкой и про шестерых детей информацию без поднятия пыльных тбилисских архивов выудить из всемирной паутины не удалось, да и не столь важны подобные детали. Ведь в 1921м году и до Тбилиси добрались большевики, а Калантаровы смотали удочки и уехали за границу или в тот же год или загодя. Особняк превратился, как и многие доходные дома в округе - в жильё для рабочего класса с крошечными коммунальными квартирами.
7.
Лаврентий Павлович Берия тоже не числился среди постоянных жильцов дома Калантарова, однако, на порог вступал регулярно - здесь проживала его племянница, к ней он захаживал в гости, тогда как сам в грузинский период своей карьеры в структурах власти СССР проживал в Тифлисе совсем по другому адресу. А экскурсоводы ради красного словца любят упомянуть фамилию серого кардинала, дабы добавить объёма своему повествованию об одном из самых красивых домов города.
8.
9.
Больше историй могут поведать старожилы, если Вам удастся выцепить кого-нибудь на разговор. В арт-клубе "Пиросмани" со мной говорили по-английски и совсем на другие темы.
10.
Часть интерьеров квартир исчезла за советские годы, часть пытались вынести во время проходившей несколько лет назад реставрации. То изразцы с камина ночью сбили, то зеркало в холле безуспешно пытались оторвать, оставив на нём трещину, то вынесли старинную ванну. Тем не менее хотя бы холл, лепные мавританские орнаменты под потолком, лестничный фонарь и ковка находятся в прекрасном состоянии и заслуженно привлекают ценителей архитектурного наследия.
11.
12.
Я долго не мог понять - это фотоаппарат начудил с перспективой или потолок наклонный. Сравнил линии на других фотографиях в сети - та же история. А визуально не кажется, когда заходишь в парадную, что потолок наклонён на несколько градусов. Загадка для архитекторов.
13.
14.
Дом, интересный не только своим архитектурным обликом, а главным образом, историями, его окутывающими. Не пропустите, прогуливаясь по Тбилиси. Keep it locked!
Другие посты о Грузии:
Парадные старого Тифлиса
Стрит-арт Тбилиси
Грузинский Стоунхендж
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Взято: sasha-lotus.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]