Заброшенная американская утопия в джунглях Амазонки
---
В Бразилии, в джунглях на берегу реки Тапажос, в ста километрах от места, где она впадает в Амазонку, находится необычный городок под названием Фордляндия. С виду это местечко похоже на заброшенный город где-то в глубинке США, в какой-нибудь там Небраске, или Оклахоме. Тут есть даже классическая американская водонапорная вышка.
Однако история Фордляндии странная и удивительная. Это история капиталистической жадности и американской мечты, история не очень скромного автомобильного магната (угадайте, какого!) который думал, что может запросто построить мини-Америку на другой стороне земного шара.
В начале XX века Генри Форд был самым успешным из производителей автомобилей. Его знаменитая "Модель Т" строилась на первых в мире конвейерах, и была намного доступней конкурентов. "Машина может быть любого цвета, если он чёрный," шутил в своё время бизнесмен.
В 1920х годах, компания Форда зависела от иностранных поставок резины для шин своих автомобилей, и ему это не нравилось. Он искал возможность выращивать каучуковые деревья прямо в США, или хотя бы где-нибудь в Латинской Америке - в странах, не являющихся колониями одной из европейских держав.
И вот, он узнал, что нужные ему деревья растут в Бразилии, в джунглях Амазонки. Форд решил, что нужно срочно организовать культивацию и импорт каучука из этого отдалённого места. Он договорился с бразильскими властями о создании города-колонии, которому дали скромное название Фордляндия (Fordlândia).
Форд был истинным патриотом своей страны, и большим сторонником американских ценностей, поэтому решил, что городок будет построен на американский лад. В 1928 году компания отправила в Бразилю два сухогруза со всеми нужными американскими деталями. В результате были построены ровные улицы с домиками, напоминающими благополучные пригороды США.
Даже водонапорная вышка приплыла в Бразилию на борту одного из кораблей! Чтобы создать типичный американский городок, в Фордляндии так же построили больницу, школу, библиотеку и отель. Тут был бассейн, детская площадка и даже поле для игры в гольф.
Дело было в 1920х, и расизм был абсолютно приемлемой штукой. Поэтому в городе была отдельная "Американская деревушка", в которой жили управляющие, белые люди, приехавшие из США.
А рядовые рабочие жили отдельно. Их наняли из числа жителей "окрестных" бразильских городов. Так как Фордляндия находилась посреди джунглей, то "окрестными" они были весьма относительно - чтобы попасть в бразильско-американскую утопию, работникам приходилось переправляться по реке на пару сотен километров (никаких дорог в Фордляндию не вело).
Форд попытался устроить в новом городке для рабочих американскую жизнь, которая, как он считал, превосходила местные обычаи. Например, в местных столовых кормили американскими продуктами - гамбургерами и консервами, к которым жители Латинской Америки привыкали с большим трудом.
Вкалывать этих ребят тоже заставляли по-американски. Добывать каучук из резиновых деревьев на местных плантациях надо было с пяти утра до полудня, часто работая под жарким солнцем.
Помимо этого, Форд хотел поддерживать среди рабочих строгую дисциплину. В США в это время был сухой закон, который решили распространить и на Фордляндию. В городе нельзя было иметь спиртного. Кроме этого сюда не пускали женщин, чтобы предотвратить разврат. И даже курение тоже было запрещено. Причём эти запреты распространялись и на дома, в которых жили рабочие!
Чтобы избежать этих запретов, местные работяги нередко сплавлялись на челноках за пределы Фордляндии, где на якоре стояли речные баржи, торгующие "запрещёнкой". Потом эта контрабанда привозилась назад в город внутри арбузов.
А в восьми километрах вверх по течению Тапажос, на так называемом "Островке Невинности", рабочих Фордвляндии ждали бары, ночные клубы и бордели.
Несмотря на неплохие зарплаты, бразильцам не нравилось жить на американский лад. В 1930 году они подняли бунт, и прогнали американских управляющих, и даже повара. Беспорядки удалось подавить только с помощью бразильской армии. Администрация города пошла на уступки рабочим, в частности пообещав кормить их более привычной для местных жителей пищей.
При всех этих потугах, Фордляндия так и не стала успешным производителем каучука. Форд не удосужился нанять людей, знакомых с процессами культивации этих деревьев, и плантации были подвержены паразитам и прочим тропическим проблемам.
В итоге в 1934 году эксперимент с мини-Америкой решили свернуть, и перенесли плантации ниже по течению, где уже не стали воспроизводить привычную для американцев утопию. А ещё через десять лет был открыт синтетический каучук.
Фордляндия же так и осталась стоять посреди амаознских джунглей в полузаброшенном состоянии. Сегодня некоторые из этих старых домиков отреставрировали, и в городке живёт около двух тысяч человек.
Интересно, используют ли они до сих пор эту водонапорную башню?
Ещё по теме: Почему во время строительство Панамского Канала погибло столько людей?
Однако история Фордляндии странная и удивительная. Это история капиталистической жадности и американской мечты, история не очень скромного автомобильного магната (угадайте, какого!) который думал, что может запросто построить мини-Америку на другой стороне земного шара.
В начале XX века Генри Форд был самым успешным из производителей автомобилей. Его знаменитая "Модель Т" строилась на первых в мире конвейерах, и была намного доступней конкурентов. "Машина может быть любого цвета, если он чёрный," шутил в своё время бизнесмен.
В 1920х годах, компания Форда зависела от иностранных поставок резины для шин своих автомобилей, и ему это не нравилось. Он искал возможность выращивать каучуковые деревья прямо в США, или хотя бы где-нибудь в Латинской Америке - в странах, не являющихся колониями одной из европейских держав.
И вот, он узнал, что нужные ему деревья растут в Бразилии, в джунглях Амазонки. Форд решил, что нужно срочно организовать культивацию и импорт каучука из этого отдалённого места. Он договорился с бразильскими властями о создании города-колонии, которому дали скромное название Фордляндия (Fordlândia).
Форд был истинным патриотом своей страны, и большим сторонником американских ценностей, поэтому решил, что городок будет построен на американский лад. В 1928 году компания отправила в Бразилю два сухогруза со всеми нужными американскими деталями. В результате были построены ровные улицы с домиками, напоминающими благополучные пригороды США.
Даже водонапорная вышка приплыла в Бразилию на борту одного из кораблей! Чтобы создать типичный американский городок, в Фордляндии так же построили больницу, школу, библиотеку и отель. Тут был бассейн, детская площадка и даже поле для игры в гольф.
Дело было в 1920х, и расизм был абсолютно приемлемой штукой. Поэтому в городе была отдельная "Американская деревушка", в которой жили управляющие, белые люди, приехавшие из США.
А рядовые рабочие жили отдельно. Их наняли из числа жителей "окрестных" бразильских городов. Так как Фордляндия находилась посреди джунглей, то "окрестными" они были весьма относительно - чтобы попасть в бразильско-американскую утопию, работникам приходилось переправляться по реке на пару сотен километров (никаких дорог в Фордляндию не вело).
Форд попытался устроить в новом городке для рабочих американскую жизнь, которая, как он считал, превосходила местные обычаи. Например, в местных столовых кормили американскими продуктами - гамбургерами и консервами, к которым жители Латинской Америки привыкали с большим трудом.
Вкалывать этих ребят тоже заставляли по-американски. Добывать каучук из резиновых деревьев на местных плантациях надо было с пяти утра до полудня, часто работая под жарким солнцем.
Помимо этого, Форд хотел поддерживать среди рабочих строгую дисциплину. В США в это время был сухой закон, который решили распространить и на Фордляндию. В городе нельзя было иметь спиртного. Кроме этого сюда не пускали женщин, чтобы предотвратить разврат. И даже курение тоже было запрещено. Причём эти запреты распространялись и на дома, в которых жили рабочие!
Чтобы избежать этих запретов, местные работяги нередко сплавлялись на челноках за пределы Фордляндии, где на якоре стояли речные баржи, торгующие "запрещёнкой". Потом эта контрабанда привозилась назад в город внутри арбузов.
А в восьми километрах вверх по течению Тапажос, на так называемом "Островке Невинности", рабочих Фордвляндии ждали бары, ночные клубы и бордели.
Несмотря на неплохие зарплаты, бразильцам не нравилось жить на американский лад. В 1930 году они подняли бунт, и прогнали американских управляющих, и даже повара. Беспорядки удалось подавить только с помощью бразильской армии. Администрация города пошла на уступки рабочим, в частности пообещав кормить их более привычной для местных жителей пищей.
При всех этих потугах, Фордляндия так и не стала успешным производителем каучука. Форд не удосужился нанять людей, знакомых с процессами культивации этих деревьев, и плантации были подвержены паразитам и прочим тропическим проблемам.
В итоге в 1934 году эксперимент с мини-Америкой решили свернуть, и перенесли плантации ниже по течению, где уже не стали воспроизводить привычную для американцев утопию. А ещё через десять лет был открыт синтетический каучук.
Фордляндия же так и осталась стоять посреди амаознских джунглей в полузаброшенном состоянии. Сегодня некоторые из этих старых домиков отреставрировали, и в городке живёт около двух тысяч человек.
Интересно, используют ли они до сих пор эту водонапорную башню?
Ещё по теме: Почему во время строительство Панамского Канала погибло столько людей?
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]